Смекни!
smekni.com

Международная валютная система и ее элементы (стр. 5 из 8)

К числу явных преимуществ принято относить отсутствие при «золотом стандарте» резких колебаний валютных курсов и низкую инфляцию. Это объясняется тем, что система «золотого стандарта» требует от каждой страны-участницы обменивать свою национальную валюту на золото ( и обратно) по фиксированному курсу. Именно фиксированное содержание валютной единицы делает невозможным резкие колебания обменного курса и крупные спекуляции на продаже-покупке иностранной валюты.

Важно учесть и другое: поскольку золото – металл достаточно редкий, то произвольно увеличить его количество, находящееся в распоряжении банков и правительства, непросто ( в отличие от бумажных денег, которых можно напечатать сколько угодно). А раз это так , то и произвольно увеличивать масштабы денежного обращения было невозможно. А это означает, что при реальном «золотом стандарте» инфляция весьма незначительна.

Однако «золотой стандарт» имел и недостатки.

Во-первых, в этой системе существует жесткая взаимосвязь между объемом денежной массы, обращающейся в мировой экономике, и объемом добычи и производства золота. Открытие новых месторождений золота и рост его добычи приводило к мировой инфляции, а отставание производства золота от роста реального производства и торговли вело к дефициту наличных денежных средств.

Во-вторых, в условиях «золотого стандарта» невозможно было проводить самостоятельную национальную кредитно-денежную политику, направленную на решение внутренних экономических проблем своей страны.

Это обязательство заставило все европейские страны отказаться от «золотого стандарта» во время 1-ой мировой войны. Ведь для конвертации бумажных денег не хватило бы никакого золотого запаса стран. После войны восстановить «золотой стандарт» так и не удалось, хотя некоторые европейские страны (Англия, Франция) и пытались это сделать.

«Золотой стандарт» до сих пор кажется некоторым экономистам и политикам наилучшим принципом организации международных валютных отношений. Главное, утверждают они, что в условиях «золотого стандарта» должно исчезнуть такое большое зло, как инфляция.

В 1981 году Президент США Рейган создал даже специальную комиссию для изучения этого вопроса. Однако взвесив все «за» и «против», комиссия не рекомендовала американскому правительству возврат к «золотому стандарту». В условиях «золотого стандарта» регулирование платежного баланса осуществлялось в основном стихийно, путем перелива золота из одних стран в другие через частные каналы. Государство практически не участвовало в процессе регулирования международных расчетов, а официальные золотые резервы были главным регулятором несбалансированности платежного баланса.

Объективная основа для ликвидации системы «золотого стандарта» в его классическом варианте была подготовлена развитием международного капитала и эволюцией внутреннего платежного механизма, в котором кредит и безналичные деньги заняли господствующее положение.

2.2. Бреттон-Вудская валютная система

В 1944 году, незадолго до окончания Второй Мировой войны, основные участники процесса международной торговли встретились на конференции в местечке Бреттон-Вудс, штат Нью-Гэмпшир, США, чтобы прийти к соглашению о будущей международной валютной системе. На этой конференции был основан Международный Валютный Фонд (МВФ) для внедрения и руководства принятой валютной системы, получившей название Бреттон-Вудской. Штаб-квартира МВФ располагается в городе Вашингтон, федеральный округ Колумбия, США.

Фиксация обменных курсов на основе валютных паритетов Бреттон-Вудская система пыталась сохранить стабильность обменных курсов валют, которые, казалось, являлись одним из основных преимуществ золотого стандарта, увеличив при этом гибкость их регулирования за счет уменьшения роли и значения золота в этом процессе. Для достижения этой цели Бреттон-Вудская валютная система предложила своеобразный метод фиксации обменных валютных курсов.

Предполагалось, что паритетные обменные курсы валют будут устанавливаться исходя из реалистических равновесных уровней, отражающих эквивалентность покупательной силы различных валют на долгосрочных временных интервалов. В этих условиях осуществления валютных интервенций будет необходимо лишь для корректировки и сглаживания незначительных временных колебаний обменных валютных курсов. Более того, если правительство какой-либо страны-участницы Бреттон-Вудских соглашений приходило к выводу, что наблюдаемые отклонения курса валюты этой страны от паритета отражают фундаментальные изменения в условиях обеспечения состояния долгосрочного равновесия, то в его распоряжении имелся еще один выход. Ввиду наблюдаемых изменений в экономических условиях, правительство располагало возможностью скорректировать самому основу обменного курса валюты своей страны, а именно – установить новый паритетный обменный курс для своей валюты.

Существовало два способа проведения в жизнь такого решения. Правительство могло моментально заявить о введении нового паритетного обменного курса своей валюты, более высоком или низком, а также объявить о временном переходе своей валюты на «плавающий» относительно других валют обменный курс, повышение или понижение которого будет определяться условиями спроса и предложения на внешних валютных рынках. В последнем случае подразумевается, что по достижении новых условий равновесия «плавающего» курса правительство объявляет о переходе на новый паритетный обменный курс своей валюты. Ряд стран (среди них особенно выделялась Канада) вводили «плавающие» курсы своих валют на несколько лет подряд. Такие мероприятия однако принято было рассматривать как нарушение духа, если не буквы, законов Бреттон-Вудской валютной системы.

Основатели Бреттон-Вудской валютной системы полагали, что валютные интервенции, направленные на поддержку паритетного обменного валютного курса, предоставляют разработанным валютным соглашениям возможность самоадаптации к изменениям экономических условий, как то обеспечивал золотой стандарт. Подразумевалось, что продажа валюты, предпринятая с целью предотвращения роста ее стоимости, увеличит количество денег, находящихся в обращении на внутреннем рынке. Вызванная этим денежная экспансия, по средствам влияния на совокупный спрос, уровень цен и нормы процента, стимулирует предложение валюты по текущим счетам внешнеторговых операций ограничивает чистый спрос по счету движения капитальных средств до тех пор, пока возникший в экономической системе дисбаланс не будет устранен. Аналогичным образом закупки своей валюты за рубежом, предпринятые с целью предотвращения уменьшения ее стоимости, истощают банковские резервы стран, сокращая объем денежной массы на внутреннем рынке. По мере адаптации экономической системы к сокращению денежной массы, первоначальное избыточное предложение своей валюты на внешних рынках исчезало.

Проблемы и противоречия Бреттон-Вудской валютной системы:

По достигнутым в Бреттон-Вудсе соглашениям любая страна, обменный курс валюты которой снижался относительно допустимого предела изменений, принимала на себя отчетливые и недвусмысленные обязательства. Предполагалось,что правительство этой страны либо должно автоматически положиться на силу денежно-кредитной политики, либо установить новый паритетный обменный курс своей валюты и проводить в жизнь внутреннюю экономическую политику,исключающую возможность появления отмеченного дисбаланса в будущем. Понимая негативных последствий избирательных эффектов на различные отрасли экономики при снижении обменного курса валюты или ее девальвации, правительственные органы всеми способами придерживались неизменных паритетных обменных курсов валют. К этому добавлялось введение протекционистских мер по текущим счетам внешнеторговых операций и практика валютных ограничений по счету движения капитальных валютных средств. Но эти мероприятия лишь отдаляли час расплаты.

Те страны, положение которых на внешних валютных рынках было устойчиво, могли бы прийти на помощь путем ревальвации своих валют, но они это делали не часто и весьма неохотно. Дело в том, что валютная интервенция от этих стран требовала лишь продажи своей валюты, которую они могли без ограничений производить с помощью печатного станка, бумаги и типографской краски, так что особых выгод от ревальвации они не испытывали. Такие страны, как ФРГ, располагавшая мощной промышленностью, ориентированной на экспорт, многие годы процветала, вовсе не собираясь поднимать обменный валютный курс немецкой марки.

Также необходимо отметить два важных момента. Во-первых, хотя в течение всего послевоенного периода товарные цены росли, официальная цена золота не изменялась, то есть золотое содержание валют не отражало их покупательную способность по отношению к товарам и услугам. Это говорит о том, что золото и в условиях Бреттон-Вудской валютной системы не служило основой формирования валютных курсов.

Во-вторых, фиксированность валютных курсов отнюдь не означало их стабильности. И до обострения валютного кризиса 1971-1973 годов курсы валют были подвержены неожиданным скачкообразным изменениям в ходе официальных девальваций и ревальваций.

Бреттон-Вудская система оказалась неспособной обеспечить относительную длительную стабильность обменных курсов валют. Это объяснялось тем, что стремление укреплять курсы валют стран-членов МВФ по отношению к доллару США содержало в себе принципиальные противоречия. Такое укрепление могло происходить только за счет ослабления американского доллара. Однако, поскольку вся система договорно-фиксированных курсов строилась на презумпции незыблимости доллара, ослабление последнего фактически означало подрыв основ всей Бреттон-Вудской валютной системы.