Смекни!
smekni.com

работа (стр. 4 из 4)

На архангеле хитон золотистого цвета с разделкой коричневато-вишневатого тона. Хитон украшен золотым ассистом. На правой руке – темный клав[17]. Гиматий светлый, оливково-зеленый, переливчатый, в тенях – охристый, обернут вокруг пояса, один конец наброшен на плечо, а другой с грузиком на конце свободно свисает за спиной. Фигура архангела наполнена теплыми, охристыми оттенками, здесь присутствуют и светлые и темные места, и песочные и красные оттенки; его хитон прорисован золотыми штрихами, а голубой гиматий переливается желтыми тенями. Волосы его также прорисованы четкими золотыми линиями. Эта золотая прорисовка порой напоминает скорее приемы гравировки, чем живописи и называется ассистом (лат. assist — присутствующий). Ассист, как правило, символизирует Божественный свет. Одежда на фигуре архангела отличается ритмично спадающими, расходящимися веером, округло лежащими складками. Складки же на одежде Марии лежат гораздо спокойнее, однообразнее, они в основном располагаются вертикально, имеют угловатые узоры. Эти детали подчеркивают столпообразность фигуры Богородицы и несут в себе мотив замкнутости, укрытия, который тесно связан с иконографией иконы[18]. Так расположены, например, крестообразные складки мафория вокруг Младенца.

Что касается изображения Ветхого Деньми, его волосы русые, одежды светлые: светло-синий хитон и зеленовато-голубой гиматий.

Фигуры архангела и Богоматери окружены поздним левкасом XVI в. Первоначальные очертания фигур немного искажены, так как очертания их вырезаны по контуру. Древний золотой фон сохранился частично. Древние нимбы архангела и Марии утрачены и заменены слоем левкаса XVI в. Крылья архангела в первоначальном варианте иконы имели иные очертания, их контуры вырезаны вместе со слоем левкаса при поновлении иконы в XVI в. Изображения крыльев были изменены. По фрагменту левого крыла красноватого оттенка, сохранившегося над отворотом рукава, а так же по вставке левкаса XVI в. над крылом, можно угадать первоначальное его положение. Плохо сохранилось изображение престола Богоматери. От него до наших дней дошел фрагмент изображения золотой узорной ткани и часть подножия. На стыке досок видны утраты живописи XII в. и четыре широкие вставки левкаса. Так же не сохранились зарукавья хитона Богоматери, на которых оставлена поздняя запись. Лучшую сохранность имеет лик архангела, живопись же на лике Марии немного потерта. Полустерты нимб и лик «Ветхого Деньми». Поля иконы покрыты новым левкасом.

Как мы можем видеть, красочный слой иконы сохранился не полностью. На нем немало утрат. Но, тем не менее, мы понимаем, что перед нами прекрасный образец древнерусской живописи, дающий возможность оценить непревзойденное мастерство иконописцев прошлых лет.

Заключение

На протяжении многих веков развивалось христианское искусство Древней Руси. Совершенствовались методы и техника живописи, мастерство иконописцев. Русские иконы, монументальные, величественные рассказывали верующим людям об основах христианской религии. Икона «Благовещение Устюжское» является одним из тех великих произведений древнерусской живописи, которые имеют исключительное значение для русской культуры.

Рассмотрение иконы с точки зрения ее колорита, техники, пространственных характеристик – непростой и интересный процесс.

В заключение хотелось бы еще раз сказать о том, что при изучении истории этой иконы удалось обнаружить два варианта происхождения ее названия (легенда и версия о копии иконы). В части посвященной пространству иконописного произведения, достаточно много говорилось о различных трактовках необычных пространственных характеристик иконы. Это и чрезвычайно интересная концепция, рассказывающая об иконе как изображении, приглашающем зрителя внутрь своего пространства. И заставляющая задуматься мысль о том, что древний художник воспринимал реальность совсем не так, как современный, что и сказывалось на необычном построении пространства в древних произведениях.

Еще одним важнейшим разделом при изучении иконописного произведения является техническая сторона его создания. Многочисленные приемы передачи тени, света, письмо ликов, одежд, создание не только внешне прекрасного, но и долговечного произведения иконописи – все это одна из интереснейших тем при изучении иконы. Особенно если речь идет о произведении такого масштаба (здесь можно говорить и о величине иконы и о ее неповторимой художественной ценности) как икона «Благовещение Устюжское».

Подводя итог, можно сказать, что, даже несмотря на то, что икона дошла до наших дней не в полной сохранности, невозможно не ощутить того необыкновенного впечатления, которое она производит на зрителя. Анализ данной иконы дает нам возможность изучить ее технику, колорит, сюжет, историю и увидеть не просто древнее произведение искусства, но и понять, почему именно таким оно предстает перед зрительским взглядом, почему производит на зрителя такое впечатление. Сложность технического исполнения, высочайшее мастерство художника, мягкий колорит и сам сюжет – все это создает неповторимое ощущение при взгляде на икону.


Список источников и литературы

1. Вилинбахова Т. Б. Новгородская икона / Т.Б. Вилинбахова. – СПБ. : Аврора, 2006. – 128 с.

2. Дмитриева Н. Чудотворная икона Божией Матери «Устюжское Благовещение»// Н. Дмитриева//Встреча. Культурно-просветительская работа. - 2007. - № 4. - С. 22-23.

3. Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси. Домонгольский период// Г.С. Колпакова. - СПБ, 2007. - С. 234.

4. Раушенбах Б.В. Пристрастие (сборник) [Электронный ресурс] // Б.В. Раушенбах. - Электрон. дан. – М.: Аграф, 1997. – 432 с. – Режим доступа: //http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=638

5. Словарь иконописца на основе "Словаря изографа" В.В. Филатова//

http://www.icon-kanon.ru/slov1/sl.htm

6. Яковлева А. Техника иконы [Электронный ресурс] // А. Яковлева; под ред. Т.В. Моисеева. История иконописи. – Электрон. дан. – М.: АРТ-БМБ, 2002. – 290 с. – Режим доступа: // http://nesusvet.narod.ru/ico/books/yakovleva/

7. Успенский Б.А. Семиотика иконы [Электронный ресурс] // Б.А. Успенский. – Электрон. дан. – М. : Школа, 1995. – 360 с. – Режим доступа: http://nesusvet.narod.ru/ico/books/b_ouspensky/b_ouspensky_2.htm

8. Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X – начало XV века. Том I. Сост.: Брука Я.В.,Иовлевой Л.И. - М.: Красная площадь, 1995. – 272 с.

Приложение

Рисунок 1.


[1] Вилинбахова Т. Б. Новгородская икона. СПБ, 2006. С. 48.

[2] Дмитриева Н. Чудотворная икона Божией Матери «УстюжскоеБлаговещение»//Встреча. Культурно-просветительская работа. 2007. № 4, С. 22-23.

[3] Херувим — небесное существо с крыльями, которое упоминается в Библии. Это самые близкие (как и серафимы) к Божеству существа. В христианстве херувимы - второй ангельский чин.

[4] серафим — ангел, особо приближённый к престолу Бога и Его прославляющий. У него 6 крыльев. В христианстве серафим - это первый ангельский чин.

[5] Успенский Б.А. Семиотика иконы [Электронный ресурс] // Б.А. Успенский. – Электрон. дан. – М. : Школа, 1995. – 360 с. – Режим доступа: http://nesusvet.narod.ru/ico/books/b_ouspensky/b_ouspensky_2.htm

[6] Раушенбах Б.В. Пристрастие (сборник) [Электронный ресурс] // Б.В. Раушенбах. - Электрон. дан. – М.: Аграф, 1997. – 432 с. – Режим доступа: //http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=638

[7] Успенский Б.А. Семиотика иконы // http://nesusvet.narod.ru/ico/books/b_ouspensky/b_ouspensky_2.htm

[8] Успенский Б.А. Указ. Соч. // http://nesusvet.narod.ru/ico/books/b_ouspensky/b_ouspensky_2.htm

[9] Раушенбах Б.В. Пристрастие (сборник) //http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=638

[10] Раушенбах Б.В. Указ. соч. //http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=638

[11] Там же // http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=638

[12] Словарь иконописца на основе "Словаря изографа" В.В. Филатова//

http://www.icon-kanon.ru/slov1/sl.htm

[13] Анна Яковлева. Техника иконы// http://nesusvet.narod.ru/ico/books/yakovleva/

[14] Словарь иконописца на основе "Словаря изографа" В.В. Филатова// http://www.icon-kanon.ru/slov1/sl.htm

[15] Словарь иконописца на основе "Словаря изографа" В.В. Филатова// http://www.icon-kanon.ru/slov1/sl.htm

[16] Государственная Третьяковская Галерея. Каталог, сост.: Брука Я.В., Иовлевой Л.И. - М.: Красная площадь, М., 1995, с. 47

[17] Клав (греч. ) — нашивное украшение в виде вертикальных полос, идущих от плеч до нижнего края одежды

[18] Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси. Домонгольский период. СПБ, 2007. С. 234.