ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет истории искусства
Кафедра Всеобщей истории искусств
Анализ и описание иконы «Благовещение Устюжское» (30–40-е гг. 12 в.) из ГТГ
курсовая работа
студентки 1 курса вечернего отделения факультета истории искусства РГГУ
Салазановой Юлии Сергеевны
Научный руководитель:
Кандидат искусствоведения,
Доцент Якимович Е.А.
Москва 2011
Введение
Искусство иконописи имеет очень древние корни. Оно пришло на Русь вместе с христианством и прочно вошло в жизнь православных людей. Первые иконы (от греч. «образ», «изображение») появились еще до зарождения древнерусской культуры. Иконописные изображения, как в древнейшие времена, так и в современном мире играют очень важную роль для верующих людей. Но существуют древние образа, мастерство исполнения и роль которых настолько велики, что они стали достоянием не только верующих людей, но и всего народа. Такова и икона «Благовещение Устюжское» из Государственной Третьяковской Галереи.
Рассмотрение этой иконы как объекта культурного наследия, как одного из ярчайших произведений древнерусской иконописи позволит выявить основные черты, характерные для живописи того периода и проследить на примере за тем, как и в каких формах применялись различные приемы передачи пространства, действия и религиозного смысла иконы. Данная работа направлена на то, чтобы изучить приемы древнерусской иконописи, присущие ей особенности, характерные черты и технические нюансы.
Описание и анализ иконы «Благовещение Устюжское»
Икона, о которой пойдет речь в данной работе, «Благовещение Устюжское» 30-40 годов XII века. Она происходит из новгородского Юрьева монастыря. Необходимо сказать несколько слов о том времени, к которому принадлежит икона. Это Киевская Русь конца XII века. В это время происходило усиление отдельных княжеств и их культурных центров, таких как Новгород, Ростово-Суздальская, Галицко-Волынская земли и др. Именно Новгород был наиболее выдающимся по политическому значению среди русских городов. Еще во времена, предшествовавшие завоеванию Руси татаро-монголами, новгородские земли, как и вся Русь, принявшая христианство, были в духовном отношении неотъемлемой частью византийского мира. Этот мир дал Руси основу христианского учения, веры и культуры. Прибывавшие в страну византийские священнослужители, архитекторы, художники привозили с собой образцы церковного искусства, основную часть которых составляли иконы. Новгород, будучи всегда готовым к восприятию чужого опыта, стал одним из центров притяжения одаренных мастеров.
В начале XII века еще только зарождаются характер и особенности новгородской иконописной школы. Вообще в это время художественные принципы иконописцев были схожи как в Киеве, Новгороде и Владимире, так и других русских землях. Как отмечает Вилинбахова Т.Б., в это время общими чертами для иконописных произведений на Руси были монументальность форм, эпический характер и значимость образов[1]. Эти принципы диктовались помещениями, в которых иконам предстояло находиться долгое время, – интерьерами больших соборов, которые были призваны воплотить в себе могущество князя и его важную роль в жизни города.
Одной из таких икон и была редчайшая по мастерству исполнения икона «Благовещение Устюжское»
Когда мы обращаемся к данной иконе, возникает вопрос, связанный с ее названием. Действительно ли икона «Благовещение» связана с городом Устюгом? Существует две версии происхождения этого названия. Первая, достаточно логичная и очень простая. В XVI веке с этой иконы был сделан список, который отправили в Великий Устюг. Отсюда и название «Устюжское». Вторая же версия более интересная и, если так можно сказать, увлекательная. Это небольшая легенда, которую приводит Н.Дмитриева.
«В страшный мороз, когда даже птицы замерзали на лету, на паперть Успенского храма в Великом Устюге пришел замерзающий юродивый. Звали его Прокопий праведный»[2]. Не всегда был он таким. Было время, когда его звали Гланда Камбила и был он знатным богатым немецким купцом. Он много путешествовал, был мужественным и удачливым человеком. В конце XIII века он оказался в Великом Новгороде. Там он впервые попал на православную службу и был поражен ее красотой. Тогда он понял, что здесь и есть его настоящий дом, что здесь его душа нашла то, что искала. Камбила принял православие. Теперь его звали Прокопий. Обители преподобного Варлаама Хутынского, в которой он принял крещение, он отдал часть своего имущества, а остальное раздал беднякам. Прокопий ушел из Новогорода в Устюг и стал первым на Руси юродивым. Весь остаток жизни он жил в полном аскетизме, стойко перенося все тягости, которые посылала ему судьба.
За век до этих событий в Великом Новгороде была написана икона «Благовещение Пресвятой Богородицы». Она находилась в Георгиевском соборе Юрьева монастыря. Именно эта икона оказалась навсегда связана с именем Прокопия Устюжского.
Чудесные события, связанные с иконой Благовещения Устюжского, произошли в 1290 году. Однажды Прокопий рассказал людям о том, что Бог гневается на них и хочет за грехи их погубить весь город. Юродивый умолял людей покаяться перед Богом. Но люди были глухи к его мольбам. Дни напролет Прокопий рыдал на церковной паперти, молясь Богу за людей. И вот через неделю после того, как Прокопий предсказал гибель города, на небе появилось черное облако, которое росло и становилось все больше по мере того, как приближалось к городу. Над городом повисла страшная тьма, люди на улицах не узнавали друг друга; раздавались жуткие раскаты грома, сверкала молния. Когда люди увидели приближающуюся угрозу, они вспомнили слова юродивого и бросились в храмы, и особенно в соборную церковь, где висела икона Благовещения, у которой Прокопий молился, прося Богородицу о заступничестве. Весь народ города молился вместе с юродивым, плача и моля Господа о прощении. Люди молились и вдруг из иконы потекло миро. Затем воздух перестал быть таким удушливым, туча начала отходить от города и на расстоянии двадцати верст от него на пустынном месте разразилась дождем из раскаленных камней. С тех самых пор люди с полной верой в сердцах приходили к иконе Благовещения и просили ее помощи.
Таковы два варианта происхождения названия данной иконы. На мой взгляд, каждый может сам принять для себя ту или иную версию, поскольку достоверной информации, какая же из них верна, нет.
Переходя непосредственно к самой иконе, хотелось бы сказать несколько слов о самом празднике Благовещения. Благовещение (лат. Annuntiatio —возвещение) — известное всем христианам евангельское событие, которому посвящен праздник. Благовещение – это возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о том, что у нее родится Иисус Христос. Празднуется этот праздник 25 марта. В православии Благовещение входит в число двунадесятых праздников. Евангелист Лука описал события Благовещения. Он пишет в совеем Евангелии, что архангел Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира: Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Евангелие от Луки 1:26-38).
События именно этого светлого праздника отражены в иконе «Благовещение Устюжское». Обратимся к изображению на иконе. При первом взгляде на нее мы видим две большие фигуры, которые сразу выделяются своими четкими, простыми и в то же время величественными очертаниями. Это архангел Гавриил и Богоматерь. Но если мы внимательно рассмотрим икону, то увидим еще два очень важных изображения. Это Христос Эммануил, изображенный в лоне Богоматери, а так же «Ветхий Деньми», сидящий на красном престоле в синем полукруге неба, который помещен в верхней части иконы. Ветхий Деньми - это символическое иконографическое изображение Иисуса Христа в образе седовласого старца. Иконография этого образа основана на видениях пророка Даниила и Иоанна Богослова. Пророк Даниил видит Бога-старца — «воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна» (Дан.7:9). Пхожий образ описывает в своей книге Откровения Иоанн Богослов: «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и, обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег…» (Откр.1:12-14).
Архангел стоит, простирая вперед правую руку. В левой его руке, судя положению кисти и пальцев, был посох, но его изображение практически не сохранилось. Богоматерь написана стоящей, ее голова немного наклонена влево. Правой рукой Богоматерь практически касается плеча младенца, она как бы осеняет его движением руки. В левой руке она держит моток красной пряжи, нить которой проскальзывает между пальцев правой руки Марии и тянется к подножию, на котором стоит Богоматерь. Написание нити в руках Богоматери связано, во-первых, с самим сюжетом Благовещения. Когда Архангел Гавриил явился Марии, в ее руках была нить, так как она пряла завесу для Иерусалимского храма. А во-вторых, изображение красной нити связано с мотивом ткания плоти Христа, лона Богоматери. В лоне Богоматери, как уже было сказано, находится изображение Христа Эммануила. Такое наименование связано с пророчеством Исаии – пророка Ветхого Завета. В глазах христиан особую ценность представляют множественные пророчества Исаии о грядущем Мессии, включая знаменитое пророчество о его рождении: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит сына, и нарекут имя ему: Еммануил.» (Ис.7:14) Фигура Эммануила написана фронтально, он сидит в торжественной позе, правая рука его согнута в благословляющем жесте, а левая, кисть которой не сохранилась, отведена в сторону. На небе вокруг Ветхого Деньми изображены звезды, у подножия престола – красные херувимы[3]