Эдикт становится общей формой императорских законов и обнимает все другие – обращение к народу (эдикт в старом смысле), к чиновникам (мандаты) и к сенату (orationes), отчего и получает название edictum или lex generalis. Рескрипт, оставаясь формой аутентического толкования законов, поглощает собой декрет. Постепенно увеличиваясь в числе (со времени Диоклетиана мы имеем, напр., до 1000 рескриптов), оба эти вида возбуждают вопрос о взаимном отношении содержащихся в них узаконений. Раньше все виды конституции имели одинаковую силу закона, обязательного для всех, и только тем из них присваивалось ограниченное действие предписания, касавшегося лишь данного дела, в которых об этом было специально упомянуто (так назыв. constitutio personalis). Коллизии отдельных решений с общими законами заставили сделать попытку иначе определить это отношение. Константин объявил недействительными все рескрипты, которые были несогласны с общим правом; Аркадий ограничил силу рескриптов только делами, по поводу которых они были изданы. Валентиниан III и Юстиниан снова, однако, расширяют значение рескриптов. Первый признает общую силу за теми из них, в которых сказано, что они имеют общеобязательное значение, а второй – и за теми, в которых вообще содержится толкование действующего права.
Окончательное разграничение между этими видами конституции так и не состоялось. Юристы, поэтому, стали делить К. не по форме их издания, а по содержанию. Общие конституции (С. generales) обнимали нормы, общеобязательные для всех, личные конституции (С. personales) – обязательные лишь для данного рода лиц и дел. Различение общих и личных К. было, однако, делом чрезвычайно трудным. В IV в. появляется новый вид конституции, внесших еще новое осложнение в их состав: так назыв. leges и sanctiones pragmaticae или просто pragmatica, занимавшие середину между рескриптами и эдиктами. Они выдавались и по просьбе частных лиц, но большей частью по просьбе и на имя корпораций, городских общин и т.п.
По содержанию они, между прочим, имели целью разрешение противоречий в законах и рескриптах. Отсутствие правильного отношения между различными видами конституции, вместе с увеличением их количества, делало отправление правосудия все труднее и труднее и все настойчивее вызывало мысль о необходимости кодификации.
Кодекс Грегориана
Историки из Университетского колледжа Лондона собрали воедино 17 фрагментов пергамента, вероятно, содержащего Кодекс Грегориана. Это самый древний из известных сборников законов, собранный римским юристом во время правления императора Диоклетиана (284−305 года н.э.).
Кодекс включал в себя законы, изданные со времен правления императора Адриана в 117−138 годах н.э.
Впоследствии части Кодекса Грегориана включались в новые своды законов, вплоть до кодекса Юстиниана – развитого свода римского гражданского права, составленного в 529−534 годах при византийском императоре Юстиниане.
Ученые уже в течение десяти лет исследуют социальные, юридические и политические особенности законодательства Римской империи. Кодекс Грегориана – самый старый свод законов, и его содержание до наших дней дошло лишь частично. Ни одной его существующей копии не известно.
Ученые Коркоран и Салуэй изучали пергаменты, фрагменты текста на которых ранее не были никак идентифицированы. Скорее всего, они были написаны в Константинополе, столице Восточной Римской империи. Однако смысл текстов оставался непонятым.
Сейчас ученые сделали вывод, что им удалось обнаружить одну из оригинальных копий Кодекса Грегориана.
«Надписи на фрагментах выведены ясным каллиграфическим латинским шрифтом и датируются, вероятно, 400−м годом н.э. Используется множество сокращений, характерных для текстов законов. Присутствие на страницах текста с обеих сторон указывает, что они скорее принадлежат древней книге, чем свиткам или отдельным запискам», – рассказывает Салуэй.
По словам исследователей, фрагменты содержат ответы императоров на вопросы правового характера, внесенные общественностью.
«Ответы скомпонованы в хронологическом порядке и сгруппированы в тематические главы. В тексте выделены заголовки, внесены правки, между строками внесены замечания читателей. Замечания показывают, что эта копия текста активно использовалась», – сообщил Салуэй.
Ученые отмечают, что содержание совместимо с тем, что ранее было известно о Кодексе Грегориана. Однако на пергаментах содержатся и новые данные, о которых ранее ничего известно не было.
«Эти фрагменты – прямое свидетельство первоначальной версии Грегорианского кодекса», – уверен Коркоран.
Он и его коллеги уверены, что им удалось найти копию самой первой версии древнеримского свода законов.
Кодекс Гермогениана
Гермогениан (Hermogenianus) – римский юрист IV в. по Р. X. Сведений о его жизни не сохранилось никаких; известно только, что он автор «Juris epitome», самостоятельной переработки извлечений из предшествующих ему юристов, изложенных в коротких положениях без указания литературы. Сочинение родственно с «Sententiae» Павла (см.) и изложено в порядке преторского эдикта и позднейших Дигест Юстиниана, в которые и вошло из него некоторое количество отрывков. По всей вероятности, Г. был и автором так называемого «Гермогенианова кодекса», составляющего дополнение к кодексу Грегориана и содержащего импер. конституции 291–295 гг. и рескрипты имп. Валентиниана от 364 и 365 гг. Сохранившиеся до нас отрывки из «Epitomее» Г. изданы Lenel'ем в «Palingenesia juris civ.», а отрывки кодекса изданы в посланий раз Наеnеl'ем в 1837 г.
Кодекс Гермогениана (лат. Codex Hermogenianus) – кодификация императорских конституций Диоклетиана и его преемников, предпринятая ок. 325 г. римским юристом по имени Гермогениан (или Гермоген).
Сведений о его жизни не сохранилось никаких; известно только, что он автор «Juris epitome», самостоятельной переработки извлечений из предшествующих ему юристов, изложенных в коротких положениях без указания литературы. Сочинение родственно с «Sententiae» Павла и изложено в порядке преторского эдикта и позднейших Дигест Юстиниана, в которые и вошло из него некоторое количество отрывков.
Кодекс Феодосия
Кодекс Феодосия (Codex Theodosianus), первый официальный сборник распоряжений римских императоров с нач. 4 в., составлен в 435 комиссией из 16 юристов, назначенной восточно-римским императором Феодосией II (опубл. 15 февр. 438). Изданию кодекса Феодосии предшествовали частные кодификации, не имевшие официального значения: Кодекс Грегориана (содержал распоряжения – конституции императоров с 196 по 295) и Кодекс Гермогениана (содержал более поздние конституции). Оба кодекса известны только в отрывках.
Кодекс Феодосия состоял из 16 книг, разделённых на главы – титулы, включал все конституции, действовавшие в 313–437. По мысли Феодосия, кодекс должен был составить единое целое с кодексами Грегориана и Гермогениана, к-рые были таким образом официально санкционированы. Кодекс Феодосия был принят соправителем Феодосия – западно-римским императором Валентинианом III и приобрёл обязательную силу и в Западной Римской империи.
В кодексе Феодосия получили отражение те изменения, которые произошли в государстве и социальной жизни Римской империи, т.е. главным образом её феодализация.
Кодекс Юстиниана
Ко́декс Юстиниа́на – часть законодательной компиляции Юстиниана; содержит в себе императорские конституции, вошедшие в кодекс Грегориана, Гермогениана и Феодосия и сохранившие силу до Юстиниана, дополненные позднейшими новеллами и видоизмененные согласно потребностям времени. Рост новелл, противоречие их со старыми предписаниями, огромное количество конституций, потерявших всякую практическую цену, но включенных в старые кодексы, побудили Юстиниана к изданию нового кодекса, рядом с другими законодательными трудами. Комиссии, назначенной в феврале 528 г., было предписано выработать новый кодекс, имея в виду лишь современные практические нужды. Поэтому ей предоставлено было право не только делать сокращения (вычеркивать введения, обращения, заключительные слова и т.д.) в конституциях, но и выбрасывать все отжившее или отмененное позднейшими узаконениями; не только исправлять текст, но и выяснять его, изменять и дополнять, соединять многие конституции в одну и т.д.
Работа продолжалась около 14 месяцев. 7 апреля 529 г. Кодекс был обнародован и с 16-го вступил в действие. Последовавшее затем издание Дигест и Институций, принесшее с собой ряд изменений в праве, сделало, однако, необходимой переработку этого кодекса, она была совершена Феофилом, Трибонианом и тремя адвокатами высшего суда, и в 534 г. был издан, вместо кодекса 529 г., кодекс 534 г., названный «C odex repetitae praeleclionis» (кодекс 2-го изд.). Этот кодекс только и дошел до нас, в том виде, в каком он существует в изданиях Corpus'a juris civilis, т.е. не совсем полным. Веронеский палимпсест начала VII столетия, содержавший в себе полный кодекс, дошел до нас с пробелами. Остальные древнейшие рукописи кодекса представляют собой извлечения, передающие в сокращении только первые 9 книг кодекса.
Заключение
В результате вышесказанного можно сделать следующие выводы.
1. Конституции императоров.
Принцепс (лат. princeps – первый) как законодатель приходит на смену народу. Римляне обосновывали власть императора, его право издавать законы тем, что сам народ посредством особого закона о власти принцепса переносит на него всю свою власть. Принцепс пожизненно воплощает в себе волю народа.
Различалось несколько видов императорских конституций: