1. дескриптивный метод (историография науки, в частности, по А. Койре);
2. феноменолого-герменевтический метод (анализ общей идеи науки как феномена жизненного мира Э. Гуссерлем и Г-Г. Гадамером);
3. метод моделирования (модели развития науки М. Шлика, Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда).
Контрольные вопросы
1. В чем заключены общие цели и задачи истории науки?
2. Каковы общие характеристики науки как культурно-исторического явления?
3. С помощью каких методов выполняются исторические исследования науки?
Дополнительная литература
1. Гадамер, Г.-Г. Диалектическая этика Платона (феноменологическая интерпретация «Филеба») [Тескт] / Г.-Г. Гадамер. – СПб., 2000. – С. 39-82.
2. Кун, Т. Структура научных революций [Тест] / Т. Кун. – М., 2002. – С. 9-268.
3. Лакатос, И. Фальсификация и методология исследовательских программ [Текст] / Кун Т. Структура научных революций. – М., 2002. – С. 269-453.
4. Шлик, М. Поворот в философии [Текст] / М. Шлик и др. Аналитическая философия: Избранные тексты. – М., 1993. – С. 28-33.
2.2. Предпосылки возникновения науки
Наука и мифология. Наука и магия.
Мифология как исторический предшественник науки.
Основные исследователи мифов и мифологических систем: Ф.В. Шеллинг, Э. Кассирер, М. Элиаде, Р. Барт, К. Леви-Стросс, А.Ф. Лосев и др.
Обобщенные признаки мифологического сознания:
1. анимизм;
2. синкретизм;
3. антропоморфизм;
4. аналогизм;
5. символизм;
6. традиционализм;
7. магизм.
Зарождение науки в условиях кризиса мифологического сознания и в рамках критики традиционной мифологии. Философия как протонаука.
Предпосылки возникновения научно-философских исследований:
1. развитие технологий;
2. усложнение общественного устройства;
3. выделение в древних обществах социальных групп, не занятых постоянным физическим трудом.
Мифологические сказания как отправная точка научно-философских исследований: первоначальное сохранение содержания (мифологических образов и идей) с практически полной заменой формы рассуждения (ориентация на логику и разум, а не веру и эмоции).
Существенные признаки научного сознания:
1.1. рационализм;
1.2. рефлексивность;
1.3. универсализм.
2.1. объективизм;
2.2. аналитизм;
2.3. натурализм;
2.4. формализм;
2.5. униморфизм;
2.6. ориентация на инновации;
2.7. технологизм.
Отличительные признаки технологии как продукта научного исследования от магии, производной от мифологических форм отношения к действительности:
технология | магия |
прагматизм (ориентация на общую эффективность или действенность (от греч. pragma – дело, действие)) | утилитаризм (деятельность, в основе которой лежит материальный расчет, стремление из всего извлекать выгоду) |
схематизм (опора на общие способы представления, разъясняющие принципы работы некоторого устройства, типичные способы его применения) | господство принципа подобия (направленность на поиск сходства в каком-либо отношении между явлениями, предметами, конкретность вариантов применения магических формул) |
опосредованность применения (установка на управление средством воздействия) | непосредственность применения (направленность на контроль над объектом воздействия) |
Примеры: технология сотовой телефонной связи и магические ритуалы культа Вуду.
Система знаний в древних обществах.
Знания в древних обществах как стадия преднауки по отношению к становлению научного познания в целом.
Признаки преднауки:
1. схематизм практических действий как главное направление исследований;
2. моделирование изменения объектов, включенных в практическую деятельность;
3. замещение реальных объектов в познании идеальными образованиями, построение первичных абстракций;
4. возможность предсказания состояний и поведения изучаемых объектов.
Социальные характеристики преднаучного знания:
1. сакрализация знания;
2. хранение знаний в тайне;
3. относительно узкий круг посвященных.
Примеры:
Астрономические знания в Древнем Вавилоне.
Первые упоминания о проведении астрономических наблюдений относятся к 19-16 вв. до н.э. (содержит правила предсказания, основанные на небесных и атмосферных явлениях). Древние вавилоняне не интересуются судьбами отдельных личностей (исключение составляют правители). Предсказания в глубокой древности основываются на наблюдаемых астрономических явлениях. Более практичный по направлению вид принимают исследования 7-6 вв. до н.э. Небесные тела изучаются с целью составления личных гороскопов, т.е. предсказаний личной судьбы отдельных людей на основе перемещения Луны, Солнца и других планет и звезд.
Геометрические знания древних египтян. Геометрические фигуры здесь – модели земельных участков. Операции разметки участка осуществляются с помощью мерной веревки. Веревка закрепляется на конце при помощи колышков. Это позволяет проводить дуги на поверхности. Такие способы измерения схематизируются в Древнем Египте, выступая основой построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки. Такая деятельность послужила почвой для возведения пирамид, организации и выполнения ирригационных работ в дельте Нила.
Натурфилософские знания в Древней Греции.
Первичные абстракции для обобщенного представления природных процессов (проблема «архе» (первоначала)). Фалес (к. 7-сер. 6 в.в. до н.э.): вода как основа мироздания. Гераклит (сер. 6 – сер. 5 в.в. до н.э.): в фундаменте мира – процесс (выражается в виде «первородного огня»). Левкипп и Демокрит (5 в. н.э.): теория атомов, мельчайших частиц вещества, из которых составлены материальные вещи. Пифагор, Платон, Аристотель (5-4 в.в. до н.э.): логико-математические основы реальности; мир как:
1. Гармония и Число (Пифагор);
2. воплощение вечных Идей или Эйдосов (Платон);
3. реализация природной формы в движении (развитии, перемещении, возникновении/уничтожении и т.д.) материальных явлений (Аристотель).
Разработки Архимеда (3 в. до н.э.), основанные на физических опытах и математических расчетах: установление равенства объема погруженного в жидкость тела и объема вытесненной этими телами жидкости; открытие принципа винтового вращения и др.
Контрольные вопросы
1. В чем принципиальные отличия науки и мифологии?
2. Какова система знаний в древних обществах?
Дополнительная литература
1. Койре, А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий [Текст] / А. Койре. – М., 1985.
2. Рабинович, В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры [Текст] / Рабинович. – М., 1979.
3. Томпсон, М. История науки / М. Томпсон. Философия науки. – М., 2003. – С. 18-24.
2.3. Исторические особенности средневековой науки
Значение христианства в развитии средневековой научности
Хронологические рамки Средневековья. Формальными датами начала Средних веков обычно признают:
1. перенос столицы Римской империи в Константинополь в 330 г. н.э.;
2. раздел Римской империи на Западную и Восточную в 395 г. н.э.;
3. разграбление Рима варварскими племенами под предводительством Алариха в 410 г. н.э.;
4. окончательное падение Рима и гибель последнего римского императора, малолетнего Ромула Августула в 476 г. н.э.
Общая стандартная периодизация эпохи Средневековья – 5-15 вв. н. э.
Вопрос о начале эпохи Средневековья чрезвычайно важен для истории науки. Например, известный исследователь Ю.А. Шичалин связывает это с моментом появления канонических текстов Евангелия в начале 2 в. н. э.
Основные этапы становления средневековой христианской научности, в рамках которой ведущими являются теологические исследования.
1 этап средневековой христианской науки – патристика (2-8 вв.). Он подразделяется на следующие периоды:
1. апологетическая патристика (Юстин Философ, Татиан, Тертуллиан и др.), в рамках которой христианские идеи отстаивались в споре с гностицизмом 2 в. (представители: Василид, Валентин, Маркион);
2. систематическая патристика (Климент Александрийский, Ориген, Афанасий Великий; Василий Великий, Григорий Назианзин; Григорий Нисский, Аврелий Августин), в рамках которой наука (в данном случае философская наука) – это подготовительное учение, пролагающее и выравнивающее путь к Христу.
Основные проблемы систематической патристики:
1. споры о статусе Святой Троицы и внутренних отношениях в её пределах;
2. полемика о характере сочетания человеческой и божественной природы во Христе;
3. борьба с арианством (от Арий), отстаивавшим концепцию подобосущия (Бог-Сын имеет другую сущность и является лишь образом Бога-Отца).
2 этап средневековой науки – схоластика (с 9-го (а по некоторым оценкам даже с конца 6-го (с работ Северина Боэция)) по 14 в.в.).
В это время исследователи обращаются к рациональным методам знания при рассмотрении сверхрациональных (религиозных) предметов.
Основные представители:
Иоанн Скот Эриугена (9 в.), труды которого, правда, были осуждены Церковью («О разделении природы», «О Божественном предопределении» и др.); Ансельм Кентерберийский (11 в.); Петр Абеляр (12 в.); Фома Аквинский (13 в.).
Основные проблемы:
1. доказательство бытия Божия (на базе опыта и разума (Ансельм), на основе метода аналогии (от наличия движения к неподвижному перводвигателю; от причинности к первопричине; от случайности к необходимости; от относительных степеней совершенства к абсолютной, через необходимость цели у всего существующего (Фома Аквинский));
2. соотношение веры и разума (вера выше/ниже разума: Августин, Ансельм Кентерберийский (вера выше) и Петр Абеляр (разум выше веры), либо же вера гармонизирована с разумом (Аквинат);