Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации Томск 2009 ббк 73. 3(0)я73 Печатается по решению (стр. 6 из 14)

В отношении разработок в области общей теории познания Н. Кузанский устанавливает, что:

1. познавательный процесс начинается с чувственности;

2. чувственность ограничивается формами рассудочной деятельности, порождающей совокупность знаков ощущения проявлений материального мира;

3. образцом научности выступает математика, в которой чувство и рассудок взаимно уравновешены на основе разума как высшей, а именно теоретической ступени познания.

Иллюстрации представлений Н. Кузанского на математическом материале:

1. тезис о совпадении бесконечного максимума и форм его ограниченной развернутости иллюстрируется тем, что по мере увеличения радиуса окружности последняя совпадает со своей касательной, и потому «бесконечная кривизна есть также и бесконечная прямизна»;

2. рациональное преодоление взаимного ограничения рассудка и чувственности показывается на примере того, что треугольники по мере уменьшения одного из углов превращаются в прямые линии, а все это может быть не только представлено рассудком, но и наглядно отображено.

Общее значение идей Н. Кузанского заключается в том, что он:

1. не только предвосхитил многие идеи последующих ученых, но и предложил методы (в частности математические) для их разработки;

2. выявил границы научной компетентности: ученый осуществляет потенциально бесконечное познание материального мира, но в отношении духовных вопросов обращается к богословию, ибо, согласно работам Н. Кузанского, взятым во всей их полноте, только «Бог обнимает все, даже противоречия», а сам остается непознаваем;

3. в трудах Н. Кузанского фактически заложен фундамент современного физико-математического естествознания, в котором идея дисциплинарных границ, пролегающих как в аспекте внешнего отношения к иным явлениям культуры (например, к религии), так и в пределах самого научного знания, по сути, всего лишь доведена до своего логического завершения.

Контрольные вопросы

  1. Какие биографические сведения известны вам о Н. Кузанском?
  2. В чем специфика и смысл результатов научных исследований Н. Кузанского?

Дополнительная литература

1. Философия: В 2 ч. Ч. 1. Историческое развитие философии. Основные направления и школы [Текст] / А.А. Степанов, Л.С. Сысоева и др. – Томск, 2004. – С. 94-95.

2. Арсланов, В.Г. и др. Краткая история философии [Текст] / В.Г. Арсланов и др. – М., 2002. – С. 217-223.

2.6. Роль исследований Н. Коперника в становлении гелиоцентрической картины мира

Общие биографические сведения о Н. Копернике.

Н. Коперник (1473-1543) – мыслитель эпохи Возрождения, основатель научной астрономии, обосновавший гелиоцентрическую систему мира, философ, математик, инженер, экономист, юрист, врач и государственный деятель.

Происхождение:

Н. Коперник родился в семье богатого купца из г. Краков (Польша), переселившегося в г. Торунь (1460). После смерти отца определяющее влияние на духовное развитие и на дальнейшую судьбу Н. Коперника оказал его дядя, епископ Л. Ваченрод, правивший (при помощи капитула из 16 каноников) Вармийской епархией, церковным княжеством, находившимся в вассальной зависимости от Польской Короны.

Главные труды:

«Очерк нового механизма мира» (1505-1507), перевод с греческого языка на латынь беллетристического сборника «Нравственные, сельские и любовные письма византийского писателя Феофилакта Симокатты» (1509), «О монете» (1526, первая редакция – 1517), «Об обращениях небесных сфер» (1543).

Образование:

1 этап – начальное образование. Начальное образование Н. Коперник получает в школе в г. Торунь и в кафедральной школе в г. Влоцлавск.

2 этап – университетское образование. Этот этап делится на два периода:

1. польский (1491-1494): Ягеллонский университет в г. Краков;

2. итальянский (1496-1499): Болонский университет.

В Ягеллонском университете Н. Коперник проходит подготовку по следующим направлениям:

1. на первом курсе: математика, физика, теория музыки, основы медицины;

2. на втором-третьем курсах: философия (в особенности труды Аристотеля), античная литература, астрономия.

В Ягеллонском университете имелось серьезное для того времени техническое оснащение: глобусы, астролябии и многое другое.

В Болонский университет Н. Коперник был направлен для получения юридического образования, но заинтересовался астрономией (стал ассистентом астронома Д.М. ди Новара) и продолжил подготовку в этом направлении.

С 1501 по 1504 г. Н. Коперник учился в университетах г. Падуи и г. Феррары.

В это время Н. Коперник начинает выступать сторонником идеалов Возрождения, и именно тогда он впервые ставит под сомнение истинность общепринятых в ту эпоху воззрений на устройство мира.

Основные результаты научных исследований Н. Коперника.

В 1512 году Коперник оборудует обсерваторию в г. Фромборк (Фрауэнбург) и начинает активно вести астрономические наблюдения, получая известность в качестве ученого.

Это показывает тот факт, что в 1514 году Н. Коперник получает приглашение участвовать в реформе календаря, осуществлявшейся Павлом Миддельбургским (по решению Папы Римского Льва Х). Н. Коперник дает следующее заключение: реформа преждевременна; необходимо детальное исследование закономерных характеристик движения небесных тел.

В связи с этим Н. Коперник и начинает разрабатывать гелиоцентрическое учение, привлекая данные наблюдения и опираясь на труды некоторых античных мыслителей: Аристарха Самосского, римских философов Тита Лукреция Кара, Вергилия, а также ещё более древних натурфилософов Греции от Фалеса до Демокрита.

Суть опровержения геоцентризма, который излагается в античности Птолемеем в книге «Альгамест» и оказывается в дальнейшем принятым в качестве несомненной истины иерархами римско-католической церкви.

Базовые элементы гелиоцентрической теории Н. Коперника:

1. представление о конечности Вселенной (ограниченной сферой неподвижных звезд);

2. опора на теорию циклов Птолемея в качестве математического аппарата (при смене общего угла зрения на характер движения небесных тел).

Аргументы Н. Коперника в пользу гелиоцентрической системы мира:

1. факт смещения звезд на небосклоне при движении наблюдателя с Севера на Юг; этот факт позволяет выявить относительность движения, а само движение тогда предполагает для своего измерения некоторую систему отсчета (сходные данные содержались уже в книгах древних мудрецов);

2. возможность простого объяснения на базе гелиоцентризма, почему величина прямого и попятного движения у планеты Сатурн относительно звезд меньше, чем у Юпитера, а у Юпитера меньше, чем у Марса, но на один оборот число смен прямых движений на попятные у Сатурна больше, чем у Юпитера, а у Юпитера больше, чем у Марса;

3. если Земля движется вокруг Солнца, то это объясняет, почему Солнце и Луна всегда движутся в одном направлении среди звезд с Запада на Восток, а другие планеты иногда движутся и в обратном направлении (Земля догоняет и обгоняет другие планеты при обращении вокруг Солнца)

Конфликт с церковью. Расхождения с общепринятыми взглядами было обнаружено не сразу. Первыми это делают протестанты М. Лютер и Ф. Мелахтон в 1531 году. Но лишь после того, как учение Н. Коперника получает развитие в работах Г. Галилея и Дж. Бруно, т.е. становится действительно учением (а не мнением частного лица), Римский Папа Павел V объявляет гелиоцентризм ересью. Это происходит в 1615 году, уже после смерти Н. Коперника. В следующем 1616 году Римский Папа издает постановление, в котором содержится следующее положение:

«...Учение, что Солнце находится в центре мира и неподвижно, ложно и нелепо, еретично и противно священному писанию. Учение же, будто Земля не находится в центре мира и движется, обладая к тому же суточным вращением, ложно и нелепо с философской точки зрения, с богословской же по меньшей мере ошибочно...»

С 1616 по 1828 годы книга Н. Коперника «Об обращениях небесных сфер» входит в Индекс запрещенных книг. Следовательно, только в XIX веке, уже утратив возможность активно влиять на светскую жизнь Европы, католическая церковь снимает запрет.

Научная состоятельность гелиоцентрическая концепции признается внецерковными кругами гораздо раньше. Но именно здесь, в научной среде, выявлена относительная достоверность идей, предложенных Н. Коперником. Н. Коперник исходит из неподвижности Солнца как точки отсчета для измерения движения остальных планет Солнечной системы. В то же время Солнце также находится в движении, вращаясь вокруг ядра Галактики.

Контрольные вопросы

1. Какие общие биографические сведения о Н. Копернике вы можете рассказать?

2. В чем заключаются основные результаты научных исследований Н. Коперника?

Дополнительная литература

1. Философия: В 2 ч. Ч. 1. Историческое развитие философии. Основные направления и школы [Текст] / А.А. Степанов, Л.С. Сысоева и др. – Томск, 2004. – С. 95-96.

2. Арсланов, В.Г. и др. Краткая история философии [Текст] / В.Г. Арсланов и др. – М., 2002. – С. 244-252.

3. Рыбка, Е., Рыбка, П. Коперник. Человек и мысль [Текст] / Е. Рыбка, П. Рыбка. – М., 1973.

2.7. Значение исследований Г. Галилея в зарождении науки Нового времени

Общие биографические сведения о Г. Галилее.

Г. Галилей (1564-1642) – первооткрыватель законов движения падающих тел, основоположник динамики как относительно самостоятельного направления исследований в области механики.

Происхождение и образование.

Г. Галилей происходит из рода флорентийских нобилей; фамилия предков – Бонажути. В 1580 году, в 16 лет Г. Галилей направляется в университет г. Пизы для обучения медицине и философии.

В эту эпоху в науке ведущую роль играет учение Аристотеля, претерпевшее трансформацию под воздействием переписчиков и комментаторов. В этом отношении школа последователей Аристотеля (имя школы еще с античности «перипатетики», от греч. peripatetikos, т.е. «прогуливающийся»: по традиции Аристотель учил во время прогулок) основной способ познания опирался на выдвижение гипотез или тезисов самого Аристотеля, из которых путем силлогизмов выводили заключения относительно природных явлений. Согласно исследованиям профессора механики Санкт-Петербургского университета Дмитрия Константиновича Бобылева (19 век), перипатетики 16 века не использовали опытную проверку гипотез. Один из результатов такого рода исследований совпадает с утверждением, что тело, весящее в 10 раз больше другого тела, падает быстрее также в 10 раз.