Контрольные вопросы
Дополнительная литература
1. Философия: В 2 ч. Ч. 1. Историческое развитие философии. Основные направления и школы [Текст] / А.А. Степанов, Л.С. Сысоева и др. – Томск, 2004. – С. 115-130.
2. Культура эпохи Просвещения / РАН, Научный совет по истории мировой культуры; Редколлегия: К.М. Андерсон, В.М. Володарский и др. – М., 1993.
2.11. Значение немецкой классики в развитии европейской науки
Эволюция немецкой классической мысли.
Немецкая классика – период в развитии европейской науки, который относится к середине 18 – первой половине 19 веков, и связан с попыткой выделить общезначимые основания человеческого познания, нормы поведения и идеалы развития. В этот период наука восходит на уровень попыток постижения всеобщих законов мышления и бытия, тесно смыкаясь с философской рефлексией.
Исследователи исторического наследия немецкой классики: К. Фишер, Э. Кассирер, В.С. Соловьев, И.И. Лапшин, С.Н. Булгаков, А.В. Гулыга и др.
Представители: И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинг, Г.В. Гегель, Л. Фейербах.
И. Кант (1724-1804) – немецкий философ и естествоиспытатель, основоположник немецкой классики.
Жизнь И. Канта прошла в городе Кенигсберг. Здесь он родился, получил образование и занимался активной научной и преподавательской деятельностью.
Этапы творческой биографии И. Канта.
1 этап, получивший наименование докритического, продолжается с 1746 года (датировка труда «Мысли об истинной оценке живых сил») до конца 1760-х годов.
Основное содержание докритического этапа составляют следующие проблемы философии природы, в частности космологии (т.е. учения о космосе):
Основное сочинение данного этапа – «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755).
2 этап носит наименование критического, поскольку в это время И. Кант закладывает основы фундаментального критицизма. Этот этап продолжается с начала 1770-х годов (труд «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира») практически вплоть до конца жизни И. Канта.
Основные произведения критического этапа: «Критика чистого разума» (впервые издана в 1781 году); «Критика практического разума» (1788); «Критика способности суждения» (1790).
Эти работы отвечают на три фундаментальные вопроса (в постановке И. Канта):
Структура познания, согласно И. Канту:
1.1. пространство (форма внешнего чувства расположения предметов);
1.2. время (форма и внутреннего и внешнего восприятия последовательности событий).
2.1. аксиом созерцания (а по другой версии перевода «наглядного представления») как синтеза экстенсивных величин (понимания всякой целостности через упорядоченность ее частей);
2.2. антиципаций (предвосхищений) восприятия или синтеза интенсивных величин (степеней влияния на чувства);
2.3. аналогий опыта (подразумевают понимание природных процессов на основании принципа необходимой связи между явлениями).
3.1. идея единства мыслящего субъекта (человек);
3.2. идея единства ряда условий мышления (мир);
3.3. идея единства условий всех предметов мышления вообще (Бог).
Нормы поведения, в соответствии с этикой И. Канта:
Идеалы развития, по И. Канту:
И.Г. Фихте (1762-1814) вслед за И. Кантом разрабатывает основы критицизма, стараясь выделить фундаментальные аспекты познания и нравственности.
Основные труды: «Опыт критики всяческого откровения» (1792), «О понятии наукоучения или так называемой философии» (1794), «Первое введение в наукоучение» (1797) и др.
Основные результаты исследований:
1. предложен проект строго научной философии;
2. разработаны фундаментальные вопрсы познания и нравственности:
2.1. сфера человеческого Я как главная область действительности;
2.2. представление окружающего мира в границах простого противопоставления человеческому Я (в виде не-Я);
2.3. возможность точного познания не-Я на базе продуктивности воображения Я и в перспективе нравственного поведения как синтеза Я и не-Я в отношении понимания их единства в рамках абсолютного Я (идеала);
2.4. необходимость ставить познание в зависимость от нравственного идеала.
Ф.В. Шеллинг (1775-1854) – продолжатель линии Канта-Фихте, разработавший оригинальную концепцию научной философии, предметом которой выступило познание природы и закономерностей развития сознания (в виде проекта натурфилософии и системы трансцендентального идеализма). В поздний период исследовательской деятельности Ф. Шеллинг обращается к вопросам философии мифа и откровения.
Основные работы: «Ведение к наброску системы натурфилософии…» (1799); «Система трансцендентального идеализма» (1800); «Историко-критическое введение в философию мифологии» (1825).
Важнейшие результаты:
2.1. от изначального ощущения до продуктивного созерцания;
2.2. от продуктивного созерцания до рефлексии (самосознания);
2.3. от рефлексии до абсолютного акта воли;
Г.В. Гегель (1770-1831) – создатель системы абсолютного идеализма.
Основные работы, публикация которых распадается на два этапа:
Главные результаты исследований Г. Гегеля:
Этапы становления абсолютного духа, согласно Г. Гегелю:
Место и роль Л. Фейербаха в немецкой классике.
Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) – исторически первый исследователь, представивший радикальную критику результатов работы немецкой классической мысли.
Л. Фейербах получает богословскую подготовку (г. Гейдельберг) и философское образование в Берлинском университете. На первых этапах своей деятельности Л. Фейербах выступает сторонником религии и гегелевского идеализма (в частности защищает магистерскую диссертацию на тему «Об едином, универсальном и бесконечном разуме» (1828 г.), исполненную в духе идеалистической философии).
В то же время очень скоро развитие мысли Л. Фейербаха приводит его к резкому разрыву с религиозностью и с идеализмом. В дальнейшем он становится апологетом атеистических представлений и разрабатывает учение об антропологическом материализме как основании религиозно-философского знания.
Основные работы: «Мысли о смерти и бессмертии» (анонимное сочинение1830 года, направленное против идеи бессмертия души); «История новой философии от Бавона до Спинозы» (1 том датирован 1833 годом, 2 том – 1837, 3 – 1838); «К критике философии Гегеля» (1839); «Философия и христианство» (1841); «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843); «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842).
Главные идеи:
В целом, как полагают некоторые современные исследователи (например, томский специалист в вопросах философии религии С.С. Аванесов), работы Л. Фейербаха все же не содержат достаточных оснований для утверждения о том, что религия (и религиозно ориентированная философия) описывают мир, состоящий из отчужденных проявлений сущности человека. Согласно С.С. Аванесову, такие основания раскрывает последователь Л. Фейербаха Карл Маркс, утверждая иллюзорность самого явления «сущность человека» и видя в этой сущности только сумму общественных отношений.