Искажение структуры выпуска может иметь место и в условиях совершенной конкуренции, если правительство вводит нетоварные налоги и/или субсидии. Допустим, что оба блага, X и Y, производятся в условиях совершенной конкуренции, однако на благо X установлен потоварный налог (акциз), а на благо Y ≈ потоварная субсидия. В этом случае, очевидно:
MCX = PX < P*X,
MCY = PY > P*Y
где PX, PY ≈ цены, получаемые продавцами товаров X и Y; P*X, P*Y ≈ цены, по которым товары X и Y покупаются потребителями. Очевидно, что в этом случае:
MCX/MCY = PX/PY < P*X/P*Y (17.4)
и, следовательно:
MRPTXY = MCX/MCY = PX/PY < P*X/P*Y. (17.5)
Таким образом, и здесь условие Парето-эффективности структуры выпуска (16.30), (16.3) не выполняется, если потребитель (А или В) является покупателем и подакцизного и субсидируемого товара. Правда, в этом случае искажение структуры выпуска является следствием не отказов рынка, а отказов пытающегося его регулировать правительства.
17.2. Внешние эффекты
Внешними эффектами (англ, externalities) называют прямые, неопосредованные рынком воздействия одного экономического агента на результаты деятельности другого. Эти воздействия могут быть благоприятными, в этом случае их называют положительными внешними эффектами, или внешними выгодами, и неблагоприятными, тогда их называют отрицательными внешними эффектами, или внешними затратами.
Внешние эффекты могут возникать между потребителями, между производителями, а также между теми и другими. Примером отрицательного внешнего эффекта может быть сброс отходов производства в реку, используемую для водозабора и/или для рыбной ловли и купания. Примером положительного внешнего эффекта может служить отделка здания, благоприятно сказывающаяся на полезности, извлекаемой из окружающей среды окрестными жителями и прохожими.
До сих пор мы игнорировали наличие внешних эффектов и в потреблении, и в производстве. Так, при анализе поведения потребителя мы руководствовались аксиомой его независимости (раздел 3.2), согласно которой удовлетворение потребителя, или получаемая им полезность, зависит лишь от размеров потребления покупаемых им благ и не зависит от размеров потребления их другими. Это, в частности, означало, что потребителю неведомы чувства зависти и сострадания, что не курящий не испытывает дискомфорта от пассивного курения, на которое его обрекают курящие, и т. п. Точно так же в теории производства и затрат мы полагали, что объем выпуска зависит только от величины используемых в производстве ресурсов (раздел 7.1), а частные и общественные затраты совпадают (раздел 8.1).
Откажемся теперь от этих предположений. Предположим, что выпуск блага Yзависит не только от объемов ресурсов К и L, используемых для его производства, но и от выпуска блага X, производство которого оказывает ощутимое воздействие на выпуск Y, не контролируемое производителем последнего. Тогда производственные функции производителей X и Y можно представить как:
qX = f(KX,LX), (17.6)
qY = f(KY,LY,qX).
Если dqY/dqX < 0, выпуск X оказывает отрицательный внешний эффект на результаты работы предприятия, выпускающего благо Y. Если dqY/dqX > 0, этот эффект положителен.
И только если dqY/dqX = 0, производитель блага Y не оказывает никакого прямого воздействия на производство блага X.
При определении объемов производства, потребления, продаж или покупок участники рыночных сделок ориентируются лишь на свои частные интересы и не принимают во внимание внешние эффекты, как отрицательные, так и положительные. Поэтому товаров, производство которых сопровождается отрицательными внешними эффектами, выпускается слишком много, а товаров, производство которых сопровождается положительными внешними эффектами, наоборот, слишком мало. В результате не обеспечивается Парето-эффективность структуры выпуска.
Рассмотрим следующий пример.
Пусть благо X производится в условиях совершенной конкуренции. Каждое выпускающее его предприятие находится в равновесии, когда:
MCX = PX. (17.7)
Здесь MCX ≈ частные предельные затраты производства блага X, не включающие затрат на нейтрализацию отрицательного внешнего эффекта, связанного с производством или потреблением данного товара.
Эти затраты несет не производитель товара X, а его потребители (промежуточные или конечные), поэтому для него это внешние затраты.
Сумма частных и внешних предельных затрат представляет предельные общественные затраты, MSCX, которые приходится нести обществу в связи с выпуском товара X:
MSCX = MCX + MECX.
Очевидно, что при выполнении прибылемаксимизирующего условия (17.7)
PX < MSCX. (17.8)
Если производство какого-либо другого товара Y не сопровождается внешними затратами (или выгодами), то для него прибылемаксимизирующим условием будет:
PY = MCY = MSCY. (17.9)
Сопоставив (17.8) и (17.9), легко видеть, что если производство X сопровождается внешними затратами, а производство Y ≈ нет, то в условиях конкурентного равновесия имеет место:
MRSXY = PX/PY = (MCX + MECX)/MCY = MRPTXY
или:
MRPTXY > MRSXY, (17.10)
что противоречит условию Парето-эффективности структуры выпуска (16.3).
Как видно на рис. 17.2, блага X производится в этом случае слишком много, его прибылемаксимизирующий выпуск составит q'X.
С учетом же внешних затрат он должен бы быть много меньше ≈ q*X.
Использовав аналогичные рассуждения, вы можете убедиться в том, что выпуск блага X будет меньше общественно оптимального уровня, если MCX > MSCX.
Как следует из рис. 17.2, излишек производителя блага X при выпуске его в объеме q'X равен сумме площадей А, В, С. Однако с точки зрения общества он должен быть меньше на величину внешних затрат. Последнюю можно представить как сумму площадей Е и F либо, что то же самое, как сумму площадей В, С, D. Таким образом, общественный излишек составит:
SS = (A + B + C) √ (B + C + D) = A √ D,
что меньше частного излишка производителя блага X (А + В + С).
Если бы выпуск блага X удалось ограничить объемом q*X, частный и общественный излишек был бы одинаков и равнялся площади А.
Вплоть до середины XX в. наиболее известными и популярными способами решения проблемы внешних эффектов были:
1) их интернализация (англ, internalization of externalities) и 2) установление налогов.
Интернализация внешнего эффекта достигается объединением предприятий, производящих блага X и Y. В этом случае частные предельные затраты (MCX на рис. 17.2) становятся тождественны общественным предельным затратам, MSCX, в подразделении, производящем X. Сократив его выпуск с q'X до q*X, объединенное предприятие уменьшит внешние затраты на величину, равную сумме площадей С и D, а часть их, равную площади В, интернализует, включив ее в свои частные затраты. Это вполне приемлемое решение проблемы внешних эффектов, если, конечно, объединение двух предприятий не вызовет снижения эффективности управления ими. Возможная неэффективность от масштаба ставит известные пределы такому способу решения проблемы.
Другой способ решения проблемы внешних эффектов заключается в установлении налога на каждую единицу продукции, выпускаемой предприятием, генерирующим отрицательные внешние эффекты. Налог такого типа получил название налога Пигу, по имени предложившего его английского экономиста А. Пигу. "Правительство, ≈ считал Пигу, ≈ в состоянии сократить разрыв между соответствующими (частным и общественным. ≈ В. Г.) продуктами в той или иной сфере, оказывая инвестированию средств в этой сфере └особую поддержку" или накладывая на него └особые ограничения". Самыми важными формами оказания этой поддержки и наложения ограничений служат, разумеется, субсидии и соответственно налоги".[1]
Ставка налога Пигу устанавливается в сумме, равной внешним затратам при общественно оптимальном объеме выпуска, т. е.:
tX = MECX (q*X). >(17.11)
Введение такого налога, как показано на рис. 17.3, ведет к сдвигу вверх на величину tX кривой предельных частных затрат MCX, так что теперь им будет соответствовать прерывистая линия (MCX + tX). Она пересечет линию конкурентной цены PX в точке Е*, т. е. там же, где цена уравнивается с предельными общественными затратами. Теперь затраты предприятия, генерирующего отрицательный внешний эффект, будут складываться из затрат на оплату применяемых факторов производства и налоговых выплат. Налог Пигу побудит эти предприятия учитывать внешние затраты и ограничить прибылемаксими-зирующий выпуск общественно оптимальным уровнем.
На практике определить внешние затраты с тем, чтобы установить ставку налога Пигу, довольно сложно, тем более что на разных предприятиях они могут существенно различаться. Кроме того, внешний эффект будет по-разному ощущаться в плотно заселенном и слабозаселенном районе.
17.2.1. Теорема Коуза
Традиционный подход к решению проблемы внешних эффектов (их интернализация и налог Пигу) оставался преобладающим вплоть до I960 г., когда американский экономист Рональд Коуз, ставший в 1991 г. нобелевским лауреатом, выступил со статьей "Проблема социальных издержек". Он показал, что проблема внешних эффектов имеет обоюдосторонний (англ, reciprocal) характер. "Вопрос обычно понимался так, ≈ писал Р. Коуз, ≈ что вот А наносит ущерб В, и следует решить, как мы ограничим действия А? Но это неверно. Перед нами проблема взаимообязывающего характера. При избегании ущерба для В мы навлекаем ущерб на А. Действительный вопрос, который нужно решить, это следует ли позволить А наносить ущерб В или нужно разрешить В наносить ущерб А?