Людей никогда не покидала мысль о желательности так или иначе покончить с конкуренцией. Но для этого необходимо преодолеть ограниченность ресурсов, либо сократив потребности до уровня возможностей общества, либо "развив" эти возможности до уровня потребностей. Творцы и приверженцы некоторых религиозных и философских систем проповедовали необходимость ограничения потребностей некоторым разумным уровнем потребления простого, живущего в естественных условиях человека. Другие, наоборот, связывали будущее "царство свободы" с высочайшей степенью развития производительных сил, когда все источники общественного богатства польются полным потоком, в результате чего сам собою осуществится принцип "каждому- по потребностям".
Рыночный механизм не претендует на то, чтобы полностью преодолеть ограниченность ресурсов, но он может ослабить, смягчить эту ограниченность. С одной стороны, рыночный механизм стимулирует наиболее полное и эффективное использование наличных ресурсов. И страны с развитой рыночной экономикой лидируют сегодня в научно-техническом прогрессе и социальном развитии. С другой же стороны, рыночный механизм возлагает бремя ограничения потребностей на каждого отдельного человека.
Это достигается не посредством навязывания людям (или воспитания у них) какого-то "разумного" уровня потребностей, а путем преобразования потребностей в платежеспособный спрос.
Таким образом, "самостоятельность хотенья" каждого ограничивается его платежеспособностью, или, иначе, его готовностью расплатиться за удовлетворение одного своего "самостоятельного хотенья" самостоятельным же отказом от удовлетворения какого-то другого, менее важного для него "хотенья". Это может нравиться или не нравиться, но рынок ориентирован не на удовлетворение потребностей потребителей, а на удовлетворение спроса покупателей.
В условиях ограниченности ресурсов конкуренция за их использование неустранима, а борьба с ней бесперспективна. Можно принудить конкуренцию принять ту или иную форму, вытеснить ее на периферию экономической жизни, облегчить или затруднить процедуру выбора, даже лишить экономических агентов легального права осуществлять выбор, но за это придется платить определенную экономическую и социальную цену.
Задача же состоит не в устранении (что невозможно) или подавлении (что возможно, но неэффективно) конкуренции, а в том, чтобы придать ей цивилизованные, достойные человека формы, заставить ее работать на благо людей.
ПРИМЕЧАНИЯ
[10] Смит А. Богатство народов. С. 332.
[11] "Все общество будет одной конторой и одной фабрикой с равенством труда и равенством платы" (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 101).
[12] Родбертус К. Капитал : Четвертое социальное письмо к фон Кирхману. СПб., 1906. С.80,99.
Карл Иоганн Родбертус-Ягецов (1805-1875) - немецкий экономист и политический деятель. В отличие от К. Маркса связывал переход к новому обществу не с революционными преобразованиями и диктатурой пролетариата, а с изменением сущности собственности: "...пусть в действительности собственность на землю и капитал станет прежде всего более «должностью", а ее рента более «жалованьем!"" (там же. С. 151).
[13] Цит.по: Бернацкий М.В. Теоретики государственного социализма в Германии и социально-политические воззрения князя Бисмарка. СПб., 1911. С. 35.
[14] Фихте И. Г. Замкнутое государство. СПб., 1883. С. 58-59. В этом государстве "введена" неконвертируемость "денег данной страны", государственная монополия внешней торговли, которая должна иметь исключительно бартерный характер, равенство оплаты труда, запрещены частные поездки граждан за границу и даже провозглашен лозунг: "Нельзя ждать. Надо завоевать природу искусством и техникой" (с. 63).
[15] Струве П. Б. Хозяйство и цена. СПб.; М., 1913. 4.1. С.60.
Петр Бернгардович Струве (1870-1944)-экономист, философ, политический деятель, профессор политической экономии Петербургского политехнического института, позже ординарный академик Академии наук, с 1923 г. в эмиграции.
[16] Найшуль В. Высшая и последняя стадия социализма // Погружение в трясину. М., 1991.
[17] О государственном регулировании цен свидетельствуют законы вавилонского царя Хаммурапи, индийский кодекс Ману, эдикт римского императора Диоклетиана (301 г.) о "максимальных ценах" (Архангельский С. И. Указ Диоклетиана о ценах. Нижний Новгород, 1928; Струве П. Б. Хозяйство и цена. С. 101-314).
1.4 Позитивный и нормативный анализ
Долгое время экономическая мысль, а затем и политическая экономия вмещали и изучение сущего, и конструирование должного, и выработку экономической политики. Лишь в конце XIX в. с формированием чистой экономической теории произошло обособление каждого из' этих направлений. "Положительная (positive) наука, - писал Дж. Н. Кейнс, - может быть определена как совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть; нормативная или регулятивная наука - как совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть, и потому имеющих своим предметом идеальное, как нечто отличное от действительного; искусство - как система правил для достижения данной цели".[18]
Положительная наука, полагал Кейнс, занимается изучением "единообразий" (uniformities - англ.), или, как мы сказали бы сейчас, закономерностей, нормативная - определением идеалов, искусство - формулированием предписаний. Он подчеркивал, что "и возможно, и желательно изучение экономических единообразий независимо от экономических идеалов и без формулирования экономических предписаний (но не наоборот)".[19]
Различие между ними можно показать на уже знакомом примере форсированной индустриализации Швамбрании. Нормативный подход предполагает ответ на вопрос: "Должна ли Швам-брания проводить форсированную индустриализацию?". Позитивный- ответ на вопросы: "Какими могут быть и, скорее всего, будут последствия такой индустриализации? Какова будет “цена" индустриализации для общества?".
Экономическая наука является позитивной наукой,[20] исследующей то, что есть, или то, что может возникнуть в результате принятия тех или иных решений, хотя она и вынуждена в некоторых своих разделах считаться с проблемами, возникающими из-за различий в ценностной ориентации людей. Как человек и гражданин экономист может, конечно, иметь собственное, личное мнение о должном, но его задача как профессионала в другом.
Как человек, швамбранский экономист может согласиться с К.Марксом, что "производство ради производства есть не что иное, как... развитие богатства человеческой природы как самоцель. Если противопоставить этой цели благо отдельных индивидов... - может продолжить он вслед за К.Марксом,- то это значит утверждать, что развитие всего человеческого рода должно быть задержано ради обеспечения блага отдельных индивидов... что, стало быть, более высокое развитие индивидуальности покупается только ценой такого исторического процесса, в ходе которого индивидуумы приносятся в жертву".[21] Или же, наоборот, он может согласиться с Иваном Карамазовым, что нельзя ни построить, ни принять счастья, оплаченного слезой ребенка.
Но как специалист экономист должен определить, во-первых, с помощью каких средств можно достигнуть поставленной цели, и, во-вторых, какие следствия будет иметь применение тех или иных средств помимо и наряду с осуществлением цели. "Затем мы предоставляем действующему лицу возможность взвесить, каково будет соотношение этих непредусмотренных следствий с предусмотренными следствиями своего поведения, то есть даем ответ на вопрос, какой “ценой" будет достигнута поставленная цель, какой удар предположительно может быть нанесен другим ценностям... Что же касается решения, принятого на основе такого взвешивания, то это уже составляет задачу не науки, а самого человека, действующего в силу своих желаний; он взвешивает и совершает выбор между ценностями, о которых идет речь, так, как ему велят совесть и его мировоззрение".[22]
И споры между экономистами вызываются именно различиями в их личной ценностной ориентации, мировоззрении, а не несовершенством экономического инструментария как такового. Экономисты не снимают с людей бремени выбора, но могут до определенной степени облегчить его, сделать выбор более ответственным.
Правда, их возможности могут остаться невостребованными, а советы или предостережения оставлены без внимания. Дело в том, что важнейшие решения, имеющие общенациональное значение, по необходимости основываются на неполной и к тому же крайне дорогой информации, а также на политических интересах и этических нормах, по поводу которых в обществе существуют принципиальные разногласия.
ПРИМЕЧАНИЯ
[18] Кейнс Дж. Н. Предмет и метод политической экономии. М., 1899. С.27. Джон Невилл Кейнс (1852-1949) -английский экономист и логик, профессор Кембриджского университета, отец Джона Мейнарда Кейнса.
[19] Кейнс Дж. Н. Предмет и метод... С. 28.
[20] "Для обозначения положительной науки термины экономика, экономическая наука более удобны, чем политическая экономия, потому что в них не так легко вложить двойственный смысл" (Кейнс Дж. Н. Предмет и мет од... С. 41).
[21] Маркс К., Энгелъс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26, ч. 2. С. 123.
[22] Вебер М. Избр. произведения. М., 1990. С. 348.
Макс Вебер (1864-1920) - немецкий социолог, историк, экономист, профессор ряда университетов в Германии.