Напротив, собственник производственного ресурса имплицитно рассматривает ренту как избыток фактически получаемой платы за использование принадлежащего ему ресурса сверх цены его предложения.
В разделе 8.1 мы ввели различие между явными и неявными затратами. Первые определяются расходами на оплату ресурсов, покупаемых (арендуемых) у их собствеников, вторые √ стоимостью ресурсов, находящихся в собственности самого предприятия. Это различие имеет значение и для экономической ренты. Для крестьянина √собственника участка земли экономическая рента, или арендная плата, которую он мог бы получить, сдав свою землю в аренду, является неявными затратамиб или неявной рентой.
Рентныи или нерентныи характер выплат владельцам факторов зависит не только от зластичности их предложения, как это было показано выше, но и от наличия (отсутствия) вариантов их альтернативного использования. Поэтому нужно всегда учитывать адресную направленность предложения фактора, или, иначе говоря, о предложении кому идет речь √ отдельному предприятию, отрасли или экономике в целом. Если имеются ввиду земли сельскохозяйственного назначения, которые имеют альтернативные варианты использования (промышленное, жилищное, дорожное строительство), то кривая их предложения сельскому хозяйству имеет положительный наклон и ее цена, следовательно, содержит обе компоненты √ и экономическую ренту, и альтернативную (в других отраслях) ценность. С точки зрения экономики в целом предложение земли в национальных границах) фиксировано, т. е. Совершенно неэластично, а альтернативы ее хозяйственному использованию отсутствуют. Поэтому с точки зрения экономики в целом плата за использование земли (включая все природные ресурсы) является чистой экономической рентой. Наконец, для конкретного землепользователя, как уже говорилось, выплачиваемая ему рента является элементом затрат.
Если какой-либо платеж владельцу фактора является экономической рентой, то его уменьшение не повлияет на предложение и использование фактора. Если же он не носит рентного характера, а является скорее платой за непереход, его уменьшение повлияет на размещение данного фактора среди альтернативных направлений его использования
14.4.2. КВАЗИРЕНТА
В длительном периоде все факторы, участвующие в производстве, являются переменными, тогда как в коротком периоде объемы использования некоторых из них постоянны (раздел 2.4). Выплаты владельцу фактора, предложение которого в коротком периоде фиксировано, называют квазирентой, т. е. будто бы рентой, поскольку в длительном периоде, когда все факторы становятся переменными, эти платежи исчезают, тогда как собственно экономическая рента сохраняется и в длительном периоде. А. Маршалл, который и ввел понятие квазиренты, называл этим термином доход, приносимый всяким производительным капитальным благом, в частности машинами и другими средствами производства. Термин "процент" (interest) он считал приемлемым лишь в отношении дохода, соизмеримого с его источником, как капиталом-ценностью, т. е. соизмеримого с денежной ценностью машины.[4] "То, что справедливо считается процентом на “свободный", или “оборотный" (floating), капитал или на вновь вкладываемый капитал, - писал он в другом месте, - в отношении старых инвестиций более правильно трактовать как разновидность ренты, называемую ниже “квазирентой"".[5]
Дело в том что в пределах маршаллианского короткого периода постоянные факторы не могут быть изъяты оттуда, где они используются, и переданы туда, где оплата их была бы выше, тогда как переменные факторы и в коротком периоде свободно перемещаемы и могут передвинуться в альтернативные сферы использования. Поэтому предприятия должны оплачивать альтернативную ценность переменных факторов, чтобы предотвратить их переход в другие сферы, а владелец постоянного фактора вынужден довольствоваться квазирентой, представляющей остаточный платеж (англ. residual payment).
Рассмотрим еще раз краткосрочное равновесие совершенно конкурентного предприятия (рис. 14.19). При цене р* выпуск предприятия составит Q*, а его общая выручка будет равна площади прямоугольника OP*EQ*. В этом случае общие переменные затраты будут равны площади OABQ* (STVC = Q* SAVC(Q*)). Эта сумма представляет, как очевидно, оплату переменных факторов, плату за их непереход. Владелец постоянного фактора получает в оплату его услуг оставшуюся часть выручки, равную площади прямоугольника АР*ЕВ, которая и представляет квазиренту. Квазирента может быть разделена на две части: общие постоянные затраты, TFC (АСКВ на рис. 14.19), и чистую прибыль (СР*ЕК).
Первая часть представляет альтернативную ценность постоянных факторов, используемых данным предприятием, т. е. доход, который был бы получен их владельцами, если бы эти факторы использовались по другому назначению. Вторая часть, чистая прибыль, определяется разностью между квазирентой и общими постоянными затратами.
При любой цене, меньшей минимума АТС, квазирента будет меньше TFC и предприятие получит отрицательную экономическую прибыль. Так, при цене P' < minSATC STVC = OA'B'Q' и TR = OP'E'Q'. Тогда квазирента будет измеряться площадью А'Р'Е'В', т. е. окажется меньше постоянных затрат, а экономическая прибыль будет отрицательна.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] См., например: Wonnacott P., Wonnacott R. Economics. 3rd ed. New York, 1986. P. 728-729.
[2] Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения // Соч. 1955. Т. 1. С. 65.
[3] Storch H. Course d'economie politique on exposition des principles qui determinent la prosperite des nations. StPb., 1815.
Шторх Андрей (Генрих) Карлович (1766-1835) - русский экономист, историк и библиограф. Учился в университетах Гейдельберга и Иены (1784-1787), с 1800 г. академик, позднее (1830) вице-президент Петербургской Академии наук, преподавал историю и словесность в Кадетском корпусе. С 1799 г. наставник детей императорской фамилии, преподавал политэкономию великим князьям Николаю и Михаилу Павловичам. На основе прочитанных им лекций и был написан учебник, получивший широкую известность (в 1819г. издан на немецком языке, в 1823 г. Ж. Б. Сэй издал его со своими примечаниями, на Русский язык он так и не был переведен). Шторх резко осуждал крепостное Право, считая его главной причиной отсталости России, осуждал расточительность верхов, состояние российской юстиции. Шторх был сторонником теории Полезности, критиковал А. Смита за противопоставление производительного и непроизводительного труда, утверждая, что труд учителей, врачей, чиновников производителен, а производимые ими невещественные блага накопляемы и обращаемы; считал, что сокращение потребностей ведет к одичанию и бедности.
[4] Маршалл А. Принципы политической экономии. М., 1983. Т. 1. С. 135-136.
[5] Там же. 1984. Т. 2. С. 102. К сожалению, в русском издании А. Маршалла оборот "floating capital" (букв. - капитал в текущей или ликвидной форме) переведен как "оборотный капитал", тогда как оборотный капитал в англоязычной литературе называют "working capital" или "current capital".
14.5. Исчерпаемость продукта
Как было показано в этой главе, цены факторов производства зависят от их предельной производительности и приносимой ими предельной выручки, которая в условиях совершенной конкуренции на рынке благ тождественна цене производимого блага и соответственно VMP = MRP. Это предполагает выполнение тождества:
P>X(QX)QX = wL + rK+. (14.37)
Иначе говоря, общая выручка должна быть равна сумме расходов на оплату двух (в двухфакторной модели) факторов производства. Разделив (14.37) на PX(QX)QX, получим:
1 = wL/PX(QX)QX + rK/PX(QX)QX, (14.37*)
т. е. сумма долей факторов в общей выручке равна единице. А это значит, что выплаты владельцам факторов производства целиком и без остатка исчерпывают выручку, или ценность произведенного продукта. Вопрос, который нам предстоит рассмотреть в этом разделе, заключается в том, обеспечивает ли следование теории предельной производительности установление факторных цен на уровне, необходимом для выполнения тождества (14.37). Ответ будет, безусловно, утвердительным, если физический выпуск (продукт) будет целиком и без остатка исчерпан выплатами факторам производства их предельных физических продуктов, т. е. если:
QX =MPLL + MPKK (14.38)
поскольку, умножив обе части (14.38) на Рх, мы получим:
PXQX = VMPLL + VMPKK. (14.39)
А из (14.39) явствует, что, если услуги факторов производства оплачиваются по ценности их предельных продуктов, выплаты факторам исчерпывают ценность продукта.
Одно из доказательств исчерпаемости продукта выплатами предельных физических продуктов факторов основано на использовании теоремы Эйлера. Согласно теореме Эйлера, если функция Y = f(x1,...,xn) однородна степени t, то:
(dY/dX1)X1 + ┘ + (dY/dXn)Xn = tf(X1, ┘, Xn).
Следовательно, в случае двухфакторной производственной Функции QX = f(K,L), однородной первой степени, т. е. предполагающей постоянную отдачу от масштаба (см. раздел 7.2.1), выплаты факторам их предельных продуктов полностью и без остатка исчерпывают общий продукт. С другой стороны, если показатель степени однородности больше единицы (возрастающая отдача от масштаба), сумма предельных продуктов факторов окажется выше всего физического продукта, а если степень однородности меньше единицы (убывающая отдача от масштаба), сумма предельных продуктов факторов окажется недостаточной, чтобы полностью исчерпать произведенный физический продукт. Таким образом, использование теоремы Эйлера позволяет утверждать, что (14.37), (14.37*) выполняются лишь для производственной функции однородной первой степени, т. е. отражающей постоянную отдачу от масштаба.