Смекни!
smekni.com

Центр гуманитарных научно-информационных исследований (стр. 22 из 27)

Список литературы

1. Блажеев Е. Роман Булгакова как опыт русской бездны // Грани = Grani. - Frankfurt am Main, 1994. - Г. 49, Т 174. - С. 109-125.

2. Брикер Б. Наказание в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”. Типология мотива // Rus/ lit. - – Amsterdam, 1994. - Vol. 35. N 1. - P. 1-38.

3. Булгаков М. Великий канцлер. Черновые редакции романа “Мастер и Маргарита”. - М., 1992. - 544 с.

4. Булгаков М. Избранное. - М., 1988. - 480 с.

5. Булгаков М. Под пятой. Мой дневник. - М., 1990. - 48 с.

6. Булгаков М. Ранняя проза. - М., 1990. - 479 с.

7. Возвращенные имена русской литературы. Аспекты поэтики, эстетики, философии. - Самара, 1994. - 197 с.

8. Гагарина Л. Воланд снова в Москве. На прилавках продолжение “Мастера и Маргариты” // Exlibris Н.Г. - М., 2001. - 28 июня-4 июля. - Культура, Т 24. - С. 4.

9. Звезданов Н. В свете на “Майстора и Маргарита”. - С., 1993. - 211 с.

10. Иванов Вяч.Вс. Черт у Набокова и Булгакова // Звезда. - СПб., 1996. - Т 4. - С. 146-149.

11. Набоков В. Сказка // Набоков В. Истребление тиранов. - М., 1991.
С. 216-224.

12. Николенко О.Н. От утопии к антиутопии: О творчестве А.Платонова и М.Булгакова. - Полтава, 1994. - 210 с.

13. Померанц Г. Проблема Воланда // Померанц Г. Выход из транса. - М., 1995. - С. 146-202.

14. Сухих И. Евангелие от Михаила (1928-1940). (“Мастер и Маргарита М.Булгакова) // Звезда. - СПб., 2000. - Т 6. - С. 213-225.

15. Уфимцев Ю. Публикация второй свежести // Русская мысль. - Париж, 1993. - 19 февр. - С. 13.

16. Шнеерсон М. “Лучший слой в нашей стране”. Заметки о Булгакове // Новый журн. = New rev. - Нью-Йорк, 1993. - Кн. 192-193. - С. 274-298.

17. Янгиров Р. Михаил Булгаков глазами русской эмиграции // Грани=Grani. - Frankfurt am Main, 1995. - Г. 50, Т 176. - С. 79-109

РЕЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСТВА М.А.БУЛГАКОВА В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ КРИТИКЕ

В англоязычных странах знакомство широкого читателя с творчеством М.А.Булгакова началось в 1967 г., когда в США и Великобритании вышли два перевода «Мастера и Маргариты»: в США – выполненный Миррой Гинзбург[67], а в Великобритании – Майклом Гленни (1929–1990)[68] и перевод «Театрального романа» (последнему переводчик М.Гленни дал название «Черный снег»[69]). Поскольку М.Гинзбург перевела сокращенный вариант «Мастера и Маргариты» из журнала «Москва», а М.Гленни,– текст, полученный лондонским издательством в результате переговоров с советской стороной, американских издателей обвинили в том, что они опубликовали роман самовольно, воспользовавшись отсутствием конвенции с СССР об авторском праве. М.Гинзбург, в свою очередь указала на ряд ошибок и неточностей в переводе М.Гленни. И, правда, насчитано таковых было впоследствии около трехсот – при сравнении перевода М.Гленни с советским изданием «Мастера и Маргариты» 1973 г., которое считается каноническим (хотя в действительности канонического текста романа – из-за разночтений в рукописях – не существует). В англоязычной прессе раздавались призывы к осуществлению нового перевода «Мастера и Маргариты». Дональда Фини, первым поставившего этот вопрос, поддержал, в частности, Энтони Баррет (Новая Зеландия). Так что Воланд был прав, предупреждая Мастера, что его роман «принесет еще сюрпризы».

В 1968 г. в Великобритании вышла в двух переводах (опять-таки – М.Гинзбург[70] и М.Гленни[71]) повесть «Собачье сердце». В 1970 г. М.Гинзбург перевела «Жизнь господина де Мольера»[72].В 1971 г. с послесловием Виктора Некрасова вышла по-английски «Белая гвардия» (в переводе М.Гленни)[73]. Англоязычный сборник «Дьяволиада и другие рассказы» содержит тринадцать переведенных Карлом Проффером (США) повестей и новелл[74]. Ранние пьесы Михаила Булгакова перевели Карл и Эллендеа Проффер. Это издание включает «Дни Турбиных», «Зойкину квартиру», «Бег», «Багровый остров» и «Кабалу святош»[75]В 1975 г. были опубликованы «Записки юного врача» в переводе М.Гленни[76].

Как видим, англоязычный читатель получил довольно полное представление о прозе и драматургии Булгакова. Но репутацию «современной классики», как уже было сказано выше, приобрел пока только роман «Мастер и Маргарита», принадлежащий к тем творениям русской литературы, которые вместе с «Раковым корпусом» А.Солженицына и «Доктором Живаго» Б.Пастернака в равной степени привлекают внимание и профессиональных критиков, и читателей, ибо изучаются не только филологами - русистами во всем мире.

Еще в 1967 г. М.Гленни предсказывал, что роман «Мастер и Маргарита» станет «славой русской литературы» (22, с. 13). Если бы М.Булгаков был известен только своими ранними произведениями, заметил позднее Макс Хейворд (Великобритания), его считали бы одаренным сатириком, но не более того. Роман «Мастер и Маргарита» сделал Булгакова великим русским писателем (25).

Поэтому неудивительно, что публикации, посвященные «Мастеру и Маргарите», составляют более 80% от общего числа англоязычных работ о М.А.Булгакове. Характерный пример. За 30 лет существования «Слэвик энд Ист-Юропеан джорнел» (1957-1987)[77] в нем было напечатано шесть материалов, посвященных творчеству М.А.Булгакова: пять о «Мастере и Маргарите» и один – о «Собачьем сердце» (37, с. 115). Общее же число англоязычных работ о «Мастере и Маргарите» давно перевалило за сотню (13; 25; 30; 31; 34; 35; 36; 43; 44; 55, 57 и др.). Их география – Великобритания, Индия, Канада, Новая Зеландия, США.

В англоязычном булгаковедении можно выделить два подхода к толкованию романа «Мастер и Маргарита» – социально-политический и философско-эстетический.

Социологическая трактовка сводится к убеждению, что этот роман представляет собою аллегорическое сатирическое повествование о десятилетии сталинского режима (1928-1938) или вообще об истории России. Характерный пример первого варианта социально-политической трактовки романа – интерпретация Д.Дж.Б.Пайпера (Великобритания) (39). Д.Дж.Б.Пайпер ассоциирует, например, убийство Иуды из Кириафа с убийством С.М.Кирова, хотя М.Чудакова в своем исследовании творческой истории «Мастера и Маргариты» показала, что эпизод этот был написан до 1 декабря 1934 г. Д.Дж.Б.Пайпер далее конструирует триаду, включая в нее и жену писателя, Е.С.Булгакову: «Мастер – Маргарита – Воланд», полагает он, читается как «Булгаков – Елена Сергеевна – Сталин» (39, с.136). Свита Воланда ассоциируется критиком с приспешниками Сталина – Молотовым, Ворошиловым и Кагановичем (39, с.144-146). Судьба Семплеярова и Бенгальского, по его мнению, повторяет судьбу Зиновьева и Енукидзе (39, с.150), а появление Степы Лиходеева в Ялте есть не что иное, как ссылка Троцкого в Алма-Ату (там же).

Ричард У.Ф.Поуп (Канада) считает попытку отождествлять героев романа с реальными людьми, предпринятую Д.Дж.Б.Пайпером, «иногда убедительной, но часто фривольной» (40, с.19), хотя сам не сомневается в том, что тайная полиция Афрания адекватна секретной службе Сталина конца 20-х – начала 30-х годов.

Для Элен Н.Малоу (США) роман «Мастер и Маргарита» – широкомасштабная аллегория: Маргарита являет собою образ царской России; Мастер есть воплощение традиций русской интеллигенции; Фрида символизирует предреволюционный русский пролетариат; Пилат репрезентует идею диктатуры пролетариата; Иешуа отождествляется и с пролетариатом, и с «человеком» вообще; Левий Матвей, до встречи с Иешуа, есть дореволюционная русская социо-экономическая система капитализма, а после своего обращения становится олицетворением истории СССР (31). Строго говоря, все это не что иное как бессмыслица, нелепость.

Философско-эстетический анализ романа «Мастер и Маргарита» содержат работы Э.К.Райта, Т.Р.Н.Эдвардса, Э.Эриксона-мл., Эллендеи Проффер, Надин Натов, Джули Кертис, Д.М.Бизи ,Э.Барретта и др. (56; 57; 58; 15; 16; 42; 44; 35; 36; 13; 4; 8; 9).

С точки зрения Э.Колин Райта (Канада), выпустившего в 1978 г. первую подробную биографию М.А.Булгакова на английском языке, идея романа – в изображении конфликта между духовным миром индивида и действительностью (57). Человек стремится освободиться от тирании знания добра, и этот процесс ведет к гностицизму и к поклонению силе зла, а «отсюда один шаг до манихейской ереси с ее дуалистическим взглядом на добро и зло» (56, с.1165).

Т.Р.Н.Эдвардс (Великобритания) находит идею романа в утверждении трансцендентной духовности человека (15). Эдвард Эриксон-мл. (США) склонен полагать, что несмотря на неортодоксальный апокрифический образ Христа-Иешуа, Булгаков пребывает в рамках христианской традиции, ибо роман о Пилате и Иешуа принадлежит перу Мастера, писателя же Михаила Булгакова никоим образом не стоит отождествлять с Мастером (как нельзя, например, Джонатана Свифта отождествлять с Гулливером) (16).

Только потому, что М.А.Булгаков создал неортодоксальный апокрифический образ Христа, многие критики выводят мировоззрение писателя за пределы христианской ортодоксии. Между тем, полагает Э.Эриксон-мл., дело обстоит не совсем так. «Мастер представляет человечество, созданное по образу и подобию Божьему, самого Создателя – страдающего Христа и, наконец, – автора романа Булгакова. Маргарита отождествляется с Девой Марией, Церковью, человечеством и женой Булгакова Еленой» (16, с.35). Все эпизоды появления в Москве Воланда, по мнению критика, символизируют Ад. Бал сатаны и роль на нем Маргариты пародируют Евхаристию и все, что таковая означает. Это не что иное, как черная месса, которая всегда была пародией на христианскую мессу (16, с.32). Сцена в Грибоедове – пародия на Тайную Вечерю, а сатана – инструмент, при помощи которого Бог добивается своих целей на Земле. «В этом контексте мы должны понимать эпиграф к роману», считает Э.Эриксон-мл. (16, с.23).