[10] Готье Т. Два актера на одну роль. – М., 1991. – С. 149.
[11] Гегель Г.В. Ф. Соч. – М., 1938. – Т. 12. – C. 277.
[12] Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – С. 234.
[13] Бахтин М.М. Указ. соч., с. 235.
[14] Там же, с. 237.
[15] Там же, с. 271.
[16] Бахтин М.М. Указ. соч., с. 301.
[17] Там же, с. 314.
[18] Бахтин М.М. Указ. соч., с. 406.
[19] Булгаков М.А. Правительству СССР // Лакшин В. Булгакиада, с. 59.
[20] Ревиль А. Иисус Назарянин. – СПб., 1909. – Т. 1. – С. 271.
[21] Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. – СПб., 1894. – Т. XIIIA(26). – С. 652.
[22] К.Р. Царь Иудейский. Драма в четырех действиях и пяти картинах. – СПб, 1914. – С. 54.
[23] Там же.
[24] Там же, с. 79-80.
[25] Эдершейм А. Жизнь и время Иисуса Мессии. – М., 1900. – Т. I. – С. 333.
[26] Там же, с. 10. Об этом см.: Соколов Б. Булгаковская Энциклопедия, с.506.
[27] Эдершейм А. Указ. соч., с. 281.
[28] Эдершейм А. Указ. соч., с. 165.
[29] Там же, с. 197.
[30] Иллюстрированная полная Библейская Энциклопедия. – М., 1990 (Репринтное издание). – С. 332.
[31] Булгаков М.А. Белая гвардия. Театральный роман. Мастер и Маргарита. – М., 1973. – С. 307.
[32] Сафронов Б.Г. Историческое мировоззрение Р.Ю.Виппера и его время. – М., 1976. – С. 10.
[33] Виппер Ю. Иерусалим и его окрестности времен Иисуса Христа. Историко-географическое описание с планом – М., 1881. – 42 с. – Описание и план прилагаются к рельефным гипсовым изображениям, исполненным по модели Юрия Виппера.
[34] Булгаков М.А. Указ. соч., с. 453.
[35] Виппер Ю. Указ. соч., с. 12.
[36] Булгаков М.А. Указ. соч., с. 450.
[37] Виппер Ю. Указ. соч., с. 31.
[38] Булгаков М.А. Указ. соч., с. 450.
[39] Виппер Ю. Указ. соч., с. 26, 40.
[40] Там же, с. 40.
[41] Булгаков М.А. Указ. соч., с. 455.
[42] Виппер Ю. Указ. соч., с. 42.
[43] Булгаков М.А. Указ. соч., с. 456.
[44] Там же, с. 435.
[45] Виппер Ю. Указ. соч., с. 10.
[46] Булгаков М.А. Указ. соч., с. 727.
[47] Виппер Ю. Указ. соч., с. 3.
[48] Булгаков М.А. Указ. соч., с. 715.
[49] Там же, с. 731.
[50] Булгаков М.А. Указ. соч., с. 732.
[51] Там же, с. 453.
[52] Виппер Ю. Указ. соч., с. 15.
[53] Булгаков М.А. Указ. соч., с. 728.
[54] Виппер Ю. Указ. соч., с. 28.
[55] Булгаков М.А. Указ. соч., с. 728.
[56] Виппер Ю. Указ. соч., с. 41.
[57] Булгаков М.А. Указ. соч., с. 445.
[58] Виппер Ю. Указ. соч., с. 26.
[59] Даниэль С. Архитектура в прозе Михаила Булгакова // Вопросы искусствознания. – М., 1994. – № 4. – С. 169.
[60] Радзишевский В. Гром не грянет – музей не откроется. Булгаковский ковчег на киевском приколе // Лит. газета. – М., 2001. – 23-29 мая. – С. 9.
[61] Паршин Л. Чертовщина в Американском посольстве в Москве, или 13 загадок Михаила Булгакова. – М., 1991. – С. 145-146.
[62] Таксонометрия – способ изображения предметов на чертеже при помощи параллельных проекций.
[63] «Синедрион» – трактат Вавилонского Талмуда.
[64] Галинская И.Л. Загадки известных книг. – М., 1986. – С.112; Галинская И.Л. Ключи даны! Шифры Михаила Булгакова// Булгаков М. Мастер и Маргарита. – М., 1989. – С.295-296.
[65] О влиянии творчества Э.Т.А.Гофмана на роман “Мастер и Маргарита” М.А.Булгакова см. также: Галинская И.Л. Загадки известных книг. - М., 1986. - С. 89-94.
[66] Адамович М. Юдифь с головой Олоферна // Новый мир. - М., 2001. - № 7. - С. 165.
[67] Bulgakov M. The Master and Margarita / Transl. by Ginsburg M/ – N.Y., 1967. – VIII, 402 p.
[68] Bulgakov M. The master and Margarita / Transl. by Glenny M/ – L., 1967. – /3/, 445 p.
[69] Bulgakov M. Black snow: Theatrical novel / Transl. by Glenny M. – L., 1967. – 224 p.
[70] Bulgakov M. Heart of a dog / Transl. by Ginsburg M. – N.Y., 1968. – 123 p.
[71] Bulgakov M. The heart of a dog / Transl. by Glenny M. – L., 1968. – 128 p.
[72] Bulgakov M. Life of Monsieur de Molière / Transl. by Ginsburg M. – N.Y., 1970. – XII, 259 p.
[73] Bulgakov M. The white guard / Transl. by Glenny M. – N.Y., 1971. – 319 p.
[74] Bulgakov M. Diaboliad and other stories / Transl. by Proffer C. – Bloomington, 1972. – XX, 236 p.
[75] The early plays of Mikhail Bulgakov / Transl. by Proffer C. and E. – Bloomington, 1972. – XXVII, 418 p.
[76] Bulgakov M. A country doctor’s notebook / Transl. by Glenny M. – L., 1975. – XI, 177 p.
[77] Slavic a. East Europ. j. – Tucson, 1957.
[78] Н.Натов – профессор университета Дж.Вашингтона (США), она родилась в Ташкенте, училась вначале в Москве, а затем в ФРГ, Франции и США (36; 61»).
[79] Чудакова М. Условие существования // В мире книг. – М., 1974. – С. 80.
[80] Флоренский П. Мнимости в геометрии: Расширение области двухмерных образов геометрии:/ Опыт нового истолкования мнимостей/. – М., 1922. – С.45.
[81] Там же.
[82] Флоренский П. В Политотдел // Лит. газ. – М., 1989. – 5 июля. – № 27. – С. 4.
[83] Пространственную структуру романа Булгакова «Мастер и Маргарита» в связи с работой П.А.Флоренского «Мнимости в геометрии» рассмотрел Х.Гюнтер (ФРГ). См. также: Абрагам П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков // Филос. науки. – 1990. – № 7. – С.95-100.
[84] О влиянии Г.Уэллса на М.А.Булгакова см.: Rydel Ch. Bulgakov and H.G.Wells // Russ. lit. triquart. – Ann Arbor, 1978. – № 15. – P. 2-5.
20 То есть вступительные статьи и примечания к изданиям произведений Мольера на русском языке, «Век Людовика ХIV» А.Славина (М., 1913), книгу М.Барро «Мольер –его жизнь и литературная деятельность» (СПб., 1891), многочисленные издания на французском языке и др.
21 О том, что творчеству Булгакова присущ «карнавальный характер» (М.Бахтин), впервые написал А.Вулис в послесловии к публикации первой части «Мастера и Маргариты» в журнале «Москва» (1966, № 11, с. 127-130).
22 Бахтин М.М. К методологии литературоведения // Контекст, 1974. – М., 1975. – С. 207, 209.