ГОУ Гимназия 1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» |
Реферат ученицы 10 класса «Б» Лившиц Лизы по теме: |
Молодёжные субкультуры |
[Май 2009] |
Научный руководитель: Полетаева М. А. |
Оглавление
Введение ---------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Что такое субкультура
1.1. Значение термина «субкультура»---------------------------------------4
1.2. Классификация субкультур-----------------------------------------5
Глава 2 Характеристика основных направлений молодёжных субкультур
2.1. Хиппи --------------------------------------------------------------------9
2.2. Рэперы или хип-хоп культура---------------------------------------13
2.3. Графиттеры (райтеры)------------------------------------------------16
2.4. Брейк-дансеры-----------------------------------------------------------17
Заключение--------------------------------------------------------------------19
Список литературы----------------------------------------------------------20
Введение.
Актуальность: В современном мире жизнь молодёжи очень часто связана с субкультурами. В этой работе я хочу разобраться, что же такое молодёжные субкультуры и какие они бывают.
Цель: Понять, каковы основные направления молодёжных субкультур.
Задачи:
- Выяснить, какие существуют трактовки субкультур.
- Проанализировать несколько классификаций молодёжных субкультур.
Обзор литературы и источников:
При написании реферата, мною было использовано много статей и отрывков из книг посвящённых молодёжным субкультурам. Основой для него послужили в основном статьи, энциклопедии и некоторые сайты. Для написания первой главы реферата я использовала два основных сайта http://subcultury.narod.ru/ , с которого была взята история термина «субкультура» и http://www.subcult.ru/ , из него я взяла основные существующие классификации субкультур. Во второй главе использовались такие сайты и книги как: Луков Вал. А. Хип-хоп культура , http://all-culture.ru, Рожанский Ф. И - "Сленг Хиппи".
Глава 1
Значение слова «субкультура».
Ушедшее тысячелетие оставило нам не только раны войн, революций и технического прогресса. И не только грандиозное смещение перспектив человеческих возможностей. Оно принесло с собой принципиально новые способы существования культуры. В его последнее, двадцатое столетие появилось новое слово, совсем неслучайное, ибо ему соответствовало нечто до сих пор неслыханное, то, что было уже и до двадцатого, но к чему теперь, вдруг подобралось и имя, а потому и обрисовалась его суть. Это слово (или явление) - субкультура. Всегда есть истинные представители субкультур, строго контролирующие их эзотерическую (сфера специфических взглядов о явно неочевидной сути человеческой жизни, в данном случае эзотерика система не писаных принципов и правил) чистоту, и всегда, с другой стороны, есть стражи общественной нравственности, никому не прощающие ни единого доброго слова в адрес соперничающей линии развития. Всегда, наконец, найдутся ученые, способные упрекнуть в некорректности при работе с фактами, поскольку подробности того или иного субкультурного существования утекают сквозь пальцы, не поддаются обобщению. Субкультуры меняются настолько быстро и настолько разнообразны в один отдельно взятый промежуток времени в пределах одного большого пространства, что иногда нет возможности их даже назвать.[1] Существуют множество значений субкультуры:
Субкультура (подкультура, лат. sub — под, + культура) в социологии и культурологии — часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей — носителей субкультуры.
Особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами.
Система ценностей, моделей поведения, жизненный стиль какой-либо социальной группы.
Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются.
Суверенное целостное образование, часть общественной культуры.
С точки зрения культурологии же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.
В этом реферате я буду использовать определения субкультуры как системы ценностей, моделей поведения, жизненный стиль какой-либо социальной группы, и общности людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются.
1.2 Классификация субкультур
Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации. Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени. И молодежь придумывает свой способ. Раньше в России (Советском Союзе) было больше контроля над молодежью, существовали пионерская организация и комсомол, которые были обязательны, но большинство их членов были пассивными и вступали в них скорее потому, что «так полагалось». Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры.
Было множество попыток классифицировать неформальные движения.
По социально-правовому признаку выделяют:
1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды.
2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты.
3) асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.
По направленности интересов социолог М.Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:
1) увлечение современной молодежной музыкой;
2) устремление к правопорядковой деятельности;
3) активно занимающиеся определенными видами спорта;
4) околоспортивные - различные фанаты;
5) философско-мистические;
6) защитники окружающей среды.
Профессор С.А.Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:
1) романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры).
2) гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэперы и т.п.),
3) криминальные ("гопники", "люберы")
4) анархо-нигилистические (Анархи́зм политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком. Нигилизм-философская позиция, которая ставит под сомнение общепринятые ценности, идеалы, моральные нормы, культуру, все формы общественной и государственной жизни (панки, экстремистские субкультуры "левого" и "правого" толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.
Профессор З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:
1) со способом время препровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;
2) с социальной позицией - экокультурные;
3) с образом жизни - "системники" и их многочисленные ответвления;
4) с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.
Также субкультуры можно разделить на такие группы:
1) Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура.
2) Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы.
3) Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры.
4) Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.
5) Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры.
6) Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.
7) Религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.
8) Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы.
9) Элита: мажоры, рейверы.
10) Антикварные субкультуры: битники, роккабильшики.
11) Субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки.
12) Социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.
Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Кто-то меняет субкультуры, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении. Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее. Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение. Подростки металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг. Проблемы могут возникнуть в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. Например, как бы ни были миролюбивы растаманы, их движение несет в себе пропаганду каннабиса[2]. Это же пропагандируется и многими «истинными» хиппи. То же относится и к панкам, если учитывать их нездоровый образ жизни, и ко многим другим музыкальным субкультурам. Субкультура байкеров очень опасна для жизни, не считая постоянных затрат на «железного коня», экстремальные виды спорта тоже опасны.…