- право на убежище в других странах,
- право на гражданство,
- право на вступление в брак и создание семьи,
- право на владение имуществом,
- право на свободу мысли, совести и религии,
- право на свободу убеждений и на свободное выражение их,
- право на свободу мирных собраний и ассоциаций,
- право на участие в управлении своей страной,
- право на равный доступ к государственной службе в своей стране[27].
Следующие семь статей (с 22 по 28) затрагивают экономические, социальные и культурные права, в том числе:
- право на социальное обеспечение,
- право на труд и свободный выбор работы,
- право на равную оплату за равный труд,
- право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование,
- право создавать профессиональные союзы,
- право на отдых и досуг,
- право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния (включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход),
- право на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам,
- право на защиту материнства и детства,
- право на образование, причем родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих детей,
- право на участие в культурной жизни общества,
- право на защиту моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов автора[28].
Со времени принятия Всеобщей Декларации правового статуса человека и гражданина ООН ведет кропотливую работу по согласованию целого ряда конвенций, протоколов и деклараций по правам человека. Эти документы подробно определяют экономические, социальные, культурные, политические и гражданские права и создают систему их защиты. Сегодня немногие оспаривают успехи, достигнутые в области четкого определения прав, однако несмотря на прогресс в решении этой проблемы, совершенно очевидно, что права человека повсеместно нарушаются, зачастую в широких масштабах. Это обстоятельство является одной из основных причин, обусловивших решение Генеральной Ассамблеи ООН о проведении в Вене 14-25 июня 1993 года Всемирной Конференции по правам человека. Главная цель Конференции – сделать защиту правового статуса человека и гражданина неотъемлемой частью социально-экономического развития во всем мире. Конференция была посвящена изучению прогресса, достигнутого со времени проведения в 1968 г. в Тегеране (Иран) первой Всемирной конференции. Она также рассмотрела возможности дальнейшего уточнения пяти выше названных категорий правового статуса человека и гражданина и пути совершенствования и укрепления существующих систем с целью поощрения и защиты правового статуса человека и гражданина на международном, региональном и национальном уровнях. При этом на национальном уровне особое значение имеет разграничение прав и свобод на «права человека» и «права гражданина». Употребление применительно к человеку двух терминов – «человек» и «гражданин» имеет свой особый смысл. Каждый человек как часть природы вправе иметь достойное существование. Поэтому ему должны принадлежать естественные или неотъемлемые права и свободы, такие как право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность и др. Все эти права относятся к так называемым личным правам и свободам человека и принадлежат ему независимо от гражданства. Гражданин же является политической личностью, поэтому ему принадлежат такие политические права и свободы, как право участвовать в управлении государством, право доступа к государственной жизни и др. Отсюда «положение человека рассматривается с двух позиций:
а) существование его в гражданском обществе, когда он выступает носителем естественных прав и свобод. При этом под «гражданским обществом» понимается «совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, национальных и т.п.»
б) существование в обществе, рассматриваемом с политической стороны, т.е. положение гражданина в государстве. С последним тесно связано существование правового государства, под которым обычно понимается демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и судом. Правовое государство обеспечивает соблюдение и охрану прав и свобод человека»[29].
Каждый человек пользуется только теми правами и свободами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими, - которые предусмотрены в Конституции и законах его страны. Впервые конституционный принцип закрепления основных прав и свобод человека был применен в Билле о правах США 1789 г., а также в Польской Конституции от 3 мая 1791 г. В наше время практически все Конституции содержат основной перечень прав и свобод, предоставляемых гражданам своей страны, а в ряде случаев иностранцам и лицам без гражданства. Законодательство любого государства определяет правовое положение, объем прав и обязанностей всех без исключения лиц, находящихся на его территории: прежде всего граждан данного государства, а также иностранцев и апатридов. Как круг, так и характер их прав и свобод зависит от экономических, социальных и национальных особенностей развития каждой конкретной страны. Поэтому в государствах с различным социально-политическим строем по-разному определяются содержание правового статуса человека и гражданина, сущность и пределы основных свобод личности. С учетом внутренних условий и возможностей решается проблема правового статуса человека и гражданина и в нашем государстве. Новая Конституция Российской Федерации 1993 г. исходит из того, что соблюдение прав и свобод, чести и достоинства – главная обязанность государства. В первой статье Конституции Российская Федерация провозглашается правовым государством. В основном законе закреплены не только идеи, но и принципы, присущие правовому государству, о которых говорилось выше. В главе 2 Конституции РФ устанавливаются основные права и свободы человека и гражданина. Здесь подтверждается, что Российская Федерация признает и гарантирует права и свободы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Все права и свободы человека и гражданина объявляются непосредственно действующими[30], т.е. все законы и вся деятельность государственных органов и органов местного самоуправления должны обеспечивать и защищать их. Конечно, законодательного закрепления положений, составляющих основу правового государства, еще недостаточно для его фактического построения. Необходимо, в том числе, преодолеть многие пробелы в правовом сознании и культуре российских граждан. Для любого гражданина страны со сложившимися демократическими традициями сам термин «права человека» понятен, поскольку выросли поколения людей, образ жизни которых впитал в себя принцип уважения прав других людей. В нашем государстве население воспитано на догматическом, пренебрежительном и поверхностном отношении к правам человека. Дефицит правовой культуры ощущается повсеместно. В деле формирования правовой культуры нашего общества необходимо использовать накопленный человечеством опыт взаимоотношений личности и государства. Признание у нас приоритета общечеловеческих ценностей, демократизация и гуманизация общественных процессов поставили на повестку дня вопрос о новых подходах в работе по формированию правовой культуры граждан.
Закрепление правового статуса человека и гражданина и основных свобод как одной из основ современного государственного строя предполагает многообразие и свободный выбор взглядов, жизни и деятельности личности, ограниченный только одним условием: запретом действий, разрушающих личные права других людей. Уважение и защита правового статуса человека и гражданина – это фундамент, на котором строится демократизм государственной власти, политическая структура человеческой свободы. Свобода человека, оберегаемая государством, порождает волю и способность к экономическому и социальному прогрессу, который, в свою очередь, обеспечивает подлинный мир и расцвет всего человечества.
В одном из своих выступлений Генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос Гали говорит о том, что «полное уважение достоинства человека означает не только избавление от пыток, но и избавление от голодной смерти. Оно означает свободу участия в голосовании так же, как и право на образование. Оно означает свободу убеждений так же, как и право на здоровье. Оно означает право пользоваться всеми правами без дискриминации. И для этого подлинного развития необходимы прочная база демократии и участие населения». Реализации этих целей должна способствовать упорная и кропотливая работа ООН, направленная на развитие демократии, ориентированная на защиту интересов народов. Надо отметить в этой связи, что в последнее время значительно возросла роль неправительственных организаций (МНПО), так или иначе занимающихся проблемами правового статуса человека и гражданина. Деятельность МНПО в области правового статуса человека и гражданина различна. Они контролируют соблюдение международных соглашений, оказывают помощь (финансовую, медицинскую, продовольственную) жертвам репрессий и их семьям, мобилизуют мировое общественное мнение в пользу повсеместного уважения прав человека, проводят семинары и конференции по правам человека. В последние годы особенно значительную роль МНПО играют в распространении информации о правах человека. Наиболее известными из них являются Международная Амнистия, Международная организация труда, Международное общество Красного Креста и Красного Полумесяца и другие. Несомненно, вызывает оптимизм тот факт, что во многих странах в том числе и в Российской Федерации, предприняты серьезные усилия для создания более представительных политических систем, что средства массовой информации все в большей степени приобретают глобальный характер, увеличивая тем самым повсеместную осведомленность населения в вопросах правового статуса человека и гражданина. Все это открывает широкие перспективы и возможности для распространения идеи правового статуса человека и гражданина и в сфере воспитания на всех уровнях образовательных учреждений. Одной из отличительных черт послевоенной эпохи явилась противоположная позиция стран Восточной Европы социалистической ориентации и Западных капиталистических государств. В 1980 году советский юрист С. Зивс был в вправе написать, что проблема правового статуса человека и гражданина играет значительную роль в борьбе двух идеологий: коммунистической и буржуазной. В то время как Запад рассматривал проблему правового статуса человека и гражданина как основополагающую и ей отводилось первостепенная роль в политике, восточно-европейские государства концентрировали внимание на общих проблемах мира, разоружения и стабильности. К тому же в рамках дискуссий по проблеме правового статуса человека и гражданина бывшие социалистические государства были склонны рассматривать права человека как благо, гарантированное государством, а не как индивидуальные права, которые в случае необходимости можно предъявить государству. Предполагалось, что интересы социалистического государства и отдельной личности находятся в определенной гармонии и основной акцент делался на обязанности отдельной личности по отношению к социалистическому государству. «Среди прочих категорий правового статуса человека и гражданина эти страны часто делали акцент на экономические, социальные и культурные права, в противовес политическим и гражданским, а также особо подчеркивались коллективные права и устремления, такие как право людей на самоопределение, развитие и мир. Наиболее ясно между этими двумя политическими системами прослеживались три группы противоречий: