Смекни!
smekni.com

Авторская экспериментальная школа моу «сош №2 г. Тырныауз» (стр. 14 из 42)

«Мышонок-Неумеха» Мурадина Елмезова

и «Мафин и Паук» Энн Хогарт.

РАЗЛИЧИЯ:

АДИНА-В сказке «Мышонок-Неумеха» Мышонка ругают за то, что он ничего не умеет делать. А в сказке «Мафин и Паук» с пауком никто не хочет дружить, потому что он страшный.

ВАЛЕНТИН: - Лиса хотела съесть Петушка, Утенка и Ежика в сказке «Мышонок-Неумеха». А в сказке «Мафин и Паук» никто не собирался съесть зверей.

ВИТЯ: - Мышонок остался Мышонком. А паук превратился в фею.

АДАЛИНА: - У Мышонка была подруга Бабочка, а Утенок, Петушок и Ежик относились к нему более-менее терпимо, ведь он жил с ними вместе. А в сказке «Мафин и Паук» у Паука не было друзей, с которыми он бы пел песни и играл.

АЗАМАТ: - Мышонок совершил поступок, чтобы у окружающих изменилось о нем мнение. А в другой сказке окружающие решили по-новому, по-доброму взглянуть на Паука.

СТЫКОВКА

ВИТЯ: - Мышонок и Паук страдали от того, что они не такие, как все.

АДИНА: - Мышонок расплакался, когда объяснял Ясному Солнцу, что ничего не умеет делать. А Паук плакал, когда жаловался ослику Мафину на свою участь.

АЛИНА: - Бабочка стала защитницей Мышонка. У Паука появился защитник - Мафин.

ВАЛЕНТИН: - Мышонок из Неумехи превратился в умелого и очень нужного товарища. А Паук преобразился внешне.

К ЧЕМУ ЭТО ПРИВЕЛО

ВИТЯ: - Это привело к изменению сознания окружающих, которые поняли, что нельзя судить опрометчиво, что каждый имеет право на индивидуальность.

АДИНА: - Мы полюбили героев сказки Энн Хогарт.

«Мальчик и звезда» и «Заколдованный холм».

РАЗЛИЧИЯ:

ВАЛЕНТИН: - Мальчика прогоняли другие дети из-за того, что он был низкорослый. А Джека и Джил бранила мать, за то, что по ее мнению, они мало работали.

САФИЯТ: - Мальчик жил рядом со многими людьми. А в другой сказке дети с матерью жили вдали от людей.

ЖАННА: - Мальчик встречает друга по несчастью – звездочку. А Джек и Джил не встретили друзей по несчастью.

СТЫКОВКА

РУСЛАН: - Мальчик и Звездочка страдали от нетерпимости окружающих. А Джек и Джил страдали от жестокости матери.

АЗАМАТ: - Куколка подсказывает Мальчику путь решения проблемы. А в другой сказке волшебник подсказывает, что следует сделать Джеку и Джил, чтобы решить проблему.

АЛИНА: - Нужно было подняться на гору, чтобы исполнилось желание. В «Заколдованном холме» нужно было подняться на холм, чтобы исполнилось желание.

ФАТИМА: - В первой сказке нужна была игра , чтобы Мальчик и звезда преобразились. А в другой нужна была вода, чтобы мать Джека и Джил преобразились.

АЙДАН: - В «Мальчике и звезде» нужна была решимость дружить без предубеждений. В «Заколдованном холме» нужна была решимость, чтобы дойти до вершины холма.

К ЧЕМУ ЭТО ПРИВЕЛО.

ЗУЛЬФИЯ: - К преображению.

ФАТИМА: - Мальчик вырос, а Звезда засияла. Мать Джека и Джил превратилась в красавицу.

АЙДАН: - Мы научились понимать других, думать о причинах нетерпимого и жестокого отношения людей друг к другу

ВИТЯ: - Если мы встретим английских мальчиков и девочек, мы будем знать, что они любят своих мам, как Джек и Джил. Это поможет нам сразу подружиться.

Заключительный этап работы над проектом.

РЕФЛЕКСИЯ

Дети работают в двух группах. Им предлагаются вопросы:

- Как проект помог вам в развитии способностей к сопереживанию?

АЗАМАТ: - Приведу такой пример. Мы ходили в поход, в горы. По дороге полил дождь, и мы остановились в поисках убежища. Обнаружили пещеру. Это была такая удача! Теперь нужно было разжечь костер, но тут оказалось, что спички намокли. Наш друг Алим хранил их не в пакете, а во внешнем кармане куртки. Все ужасно рассердились, стали кричать на него. Физруку Шамилю Абдуловичу пришлось немало потрудиться, чтобы высечь искру у пучка сухой травы. Ура! Костер горел ярко, мы достали свои съестные запасы, ели, играли, но продолжали игнорировать Алима. Я поднял голову, встретился с ним глазами. Глаза у моего друга были грустные. Я подошел к нему и сказал: «Да брось, это могло случиться с каждым». Мы подошли к остальным и присоединились к игре.

- Считаете ли вы, что можно учиться быть толерантным через анализ сказок?

Азамат: - Да, сказки учат толерантности. Если мне в жизни встретится человек, которого никто не понимает, все будут считать его злым, я вспомню о Мафине и Пауке. Жалость, сочувствие могут изменить человека. И все увидят, что напрасно его сторонились.

- Как вам помогли наши занятия в умении быть терпимыми?

ВИТЯ: - Вот простой пример: я списываю с доски пример на перемене, потому что не успел записать его на уроке. А моя одноклассница Алина грызет яблоко и прыгает у доски. Я говорю, чтобы она отошла, потому что мне не видно, а она не слушает. Тогда я встаю, толкаю ее. Теперь, после нашей работы по обсуждению сказок, я, наверное, не буду сразу драться, а попрошу отойти от доски, объясню, что это не просто прихоть, это нужно для работы.

- Как вы можете помочь окружающим в понимании основ толерантности?

АИДА: - если я увижу, что обижают кого-то, отталкивают, я постараюсь объяснить, что это жестоко и несправедливо. Но, прежде всего я должна сама следовать принципам толерантности, с которыми мы ознакомились на наших занятиях.

Многие публикации о воспитании младших школьников доказывают, что чем раньше приучать детей решению нравственных проблем, тем лучше. Мы убеждены, что метод обучения и воспитания в духе толерантности должен быть кооперативным. Работая в кооперации, дети осознали, что тот, кто хочет быть успешным, мобильным в быстро меняющемся мире, должен уметь договариваться. Потому что придется общаться и договариваться с людьми, непохожими на нас.

Занятия по проекту «Книга – посол мира» предназначены для работы в группах. Работа разновозрастных детей в группах – это тоже воспитание в духе толерантности. В проекте описаны занятия, цель которых научить детей не осуждать с ходу, не отталкивать, не преследовать. Нетерпение, вражда, конфликты в обществе представляют реальную угрозу прогрессу и человечеству. Жизненно необходимо быть толерантным. Одна из основных задач воспитания – научить детей жить в мире, полном многообразия, быть гражданином мира. В процессе обсуждения в группах дети научились сопереживать, принимать моральные решения, видеть проблему, рассматривать ее и искать выход. Они сделали для себя очень важный вывод, что умение жить в мире непохожих людей и идей – настоящее искусство.

Список использованной литературы:

Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО

М. Елмезов. Мышонок-Неумеха. Нальчик, 1997

А. Будаев. Мальчик и Звезда. Нальчик, 2001

Энн Хогорт. Мафин и его веселые друзья. Москва, 1991

Английские сказки. Лондон, 1980

Глава 4. Дискуссионные собрания

… единство всегда предполагает несходство и интеграцию его элементов. Каждый из него членов должен стать не меньше, а больше себя в динамическом взаимообмене, ибо единство, в котором один из элементов редуцируется к другому, является деструктивным в его обещании гармонии и гибельным для интеграции его компетентов. От нас требуется быть единым и целым. От нас не требуется стать друг другом».

Папа Римский

Умение компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументировано отстаивать свою точку зрения и опровергать мнение оппонента, то есть владение культурой дискуссии и полемики, должно стать одним из обязательных качеств каждого молодого человека. Проведение дискуссионных собраний во время клубного часа способствует объединению детей, здесь нет правых и неправых. В жизни, умение отстаивать свою точку зрения, умение говорить связно и разумно помогает качественно изменить отношения между детьми.

Общение через диалог в психологии рассматривается как условие «субъект – субъектных» отношений в противоположность традиционным «субъект – объектным» отношениям.

S О S S

Субъект объект субъект субъект

Изначально «диалог» подразумевает наличие разных смыслов или множество смыслов. Диалогичное общение есть совместное обсуждение, беседа, открывающая путь к совместному решению проблем благодаря активности всех участников. Активность участников направлена на предмет общения, а не на личность одного из участников. В диалоге участники взаимно обогащают друг друга различным видением проблемы (предмета общения) и поэтому выступают как ценности друг для друга.

Различают следующие виды дискуссий.

I. Направляемая дискуссия.

Тема предлагается преподавателем или ее выбирают члены группы. Методики подготовки и проведения дискуссии были обобщены В.П.Панюшкиным (Активные методы обучения в природоохранном образовании. Сб-к под ред.Д.Н.Кавтарадзе. М., МГУ. 1982 г.).

Подготовка преподавателя к дискуссии.

* Определение цели дискуссии. Каков должен быть результат обсуждения?

* Выбор метода обсуждения. Направляемая или свободная дискуссия или их комбинация?

* Планирование обсуждения. Подготовка главных вопросов, справочного материала, необходимой информации.

* Подбор участников дискуссии (желательно одинакового социального статуса).

* Выбор времени и места.

Проведение дискуссии.

* Вводные замечания, указание цели занятия.

* Разъяснение цели и темы занятия.

* Проведение обсуждения.

* Подведение итогов обсуждения в группе.

* Оценка результатов обсуждения – критический обзор ведущего.

Результатом дискуссии может быть:

1) выявление позиций участников и их обсуждение;