Смекни!
smekni.com

Авторская экспериментальная школа моу «сош №2 г. Тырныауз» (стр. 21 из 42)

Интервью с участниками инцидента

А. Х., виновника данного конфликта, мы нашли в коридоре. Он встретил нас настороженно, почти враждебно, но все же согласился ответить на несколько вопросов:

- Х., тебе нравится учиться в нашей школе? Она хорошая?

- Ну, да. Нравится.

- А как ты думаешь, какие должны быть взаимоотношения между взрослыми и детьми в школе? На чем они должны строиться?

- Нормальные, чтобы взрослые не наглели как она (Татьяна Константиновна). Не кричали на нас без повода.

- Как ты можешь объяснить инцидент, который произошел между тобой и завхозом школы?

- На третьем этаже школы кто-то кинул бомбочку. У нас должен был быть урок английского языка. Мы увидели Фатиму Хасановну и побежали в кабинет. Татьяна Константиновна обвинила в этом нас. Она сказала: «Опять это вы». Я ответил, что это не мы. Но она продолжала кричать, и тут я не выдержал.

- Как на твой взгляд, ты правильно поступил?

- С какой то стороны, да.

- Ты считаешь приемлемым мат по отношению к женщине, которая, тем более, гораздо старше тебя, ровесница твоей матери?

- Нет, не считаю приемлемым.

- Как бы ты отреагировал, если бы в такую ситуацию попала твоя мама?

- Моя мама в такую ситуацию не попадет, потому что она, не узнав стопроцентной правды, никого не обвинит.

- Ты раскаиваешься в своем поступке?

- Нет.

- Считаешь ли ты себя хамом?

- Считаю, потому что позволил себе такое.

Т. К., завхоза, мы долго искали по школе. Она в очередной раз за день обходила свое хозяйство, давала указания техническому персоналу школы. События этого дня Т. К. вспоминает неохотно:

- Это было в начале учебного года. Мальчики 9 «Б» класса бежали по коридору на урок. Я сделала замечание насчет того, что они подожгли и бросили бомбочку в коридоре. Все промолчали, а А. ответил мне нецензурными словами.

- Как реагируют на ваши замечания ученики нашей школы? И какого рода замечания вы им делаете?

- Единственное, о чем я их прошу – это, что бы они бережно относились к школьному инвентарю.

- Ожидали ли вы от Х. такой реакции?

- Нет, не ожидала. Я дружу с его матерью, и такое было для меня большой неожиданностью.

- Как вы вышли из этой ситуации?

- Я ничего не смогла сказать.

- Как вы думаете, чья вина в том, что мы часто сталкиваемся с хамским поведением учащихся?

- Ничего не могу сказать.

Классным руководителем 9 «Б» класса, в котором учится А. Х., является учитель биологии Малкарукова Халимат Темботовна. Она руководит этим классом уже 5 лет и достаточно хорошо знает каждого ученика. За некоторыми разъяснениями мы обратились к ней:

- Халимат Темботовна, каким ребенком был А. Х., когда пришел к вам в 5 класс?

- Очень нелюдимый, своеобразный ребенок. Отгораживался от всех. В походах на природу он никогда за общий стол не садился, был сам по себе.

- Какая обстановка была в классе в тот момент?

- Х. всегда старался общаться с детьми, которые сильны не только в учебе, но и в физическом отношении.

- Каковы были ваши нравственные ориентиры в этом классе?

- Я всегда старалась брать за основу нравственного воспитания традиционный народный этикет, обычаи и традиции народов Кабардино-Балкарии. Для Х. таких ориентиров не существует, он сам по себе. Никто не может его привлечь в общую массу.

- Какие отношения складываются у Х. с одноклассниками?

- Не особо дружеские, с классом не общается. В одно время его выбрали старостой класса, чтобы привлечь его к коллективу. Но это тоже не помогло. Он может спокойно оскорбить любого, как своих одноклассников, так и взрослого человека.

- Что могло подтолкнуть Х. на такое поведение?

- Я считаю, что нет серьезного воспитания в семье, он не подчиняется родителям, не слушается их. Они идут у него на поводу.

- Чью сторону вы занимаете в этом конфликте?

- Двоякое отношение. Я не была свидетелем этого конфликта, не видела этого. Поэтому объективно ответить на этот вопрос не могу. Знаю только, что грубостью от него ничего не добьешься. Нужно доброжелательно попросить сделать что-нибудь.

- Был ли классный час по этому поводу? Что говорили дети?

- Классный час был. Поступок Х. не одобряли. Предлагали наказать его, выгнать из школы.

- Ведется ли в классе работа по предотвращению таких инцидентов?

- Ведется такая работа. Проводили серию классных часов по этикету: «Я в школе», «Я на улице».

Свидетель происшедшего инцидента Богатырев Али, ученик 9 «Б» класса, является другом А. Х., вместе учатся со 2 класса, с 8 лет. Мы решили задать ему несколько вопросов по данному случаю.

- Сколько лет ты знаешь Х.?

- С детства.

- Как он ведет себя по отношению к вам?

- Нормально, у нас дружеские отношения.

- Ты присутствовал при том, как Х. высказал нецензурные слова в адрес Т. К. Как ты считаешь, приемлем мат по отношению к взрослому человеку – женщине?

- В общем-то, нельзя.

- Как бы ты поступил в такой ситуации?

- Не знаю.

- Считаешь ли ты себя хамом?

- Нет, не считаю.

Батырбекова Асият Сеитовна, учитель информатики СШ№2, свидетель инцидента.

- Как вы оказались свидетелем этого конфликта?

- Совершено случайно, я вышла в коридор из своего кабинета.

- Что вы увидели? И какова была ваша первая реакция?

- Я ничему не удивилась. Реакция была нормальной, учащиеся бежали на урок английского языка. Т. К. входила в кабинет секретаря. Она увидела бегущих учеников и повышенным тоном сделала им замечание. Х. ответил очень грубо, и они начали ругаться. С его стороны был мат. Т. К. была ошеломлена.

- Как вы считаете, кто виноват в этом конфликте?

- Не знаю. Здесь выказана была элементарная невоспитанность, неуважение к школе.

- Какую работу вы проводите по предотвращению таких конфликтов?

- Я пресекаю любую грубость со стороны учащихся по отношению к взрослым.

Мнения разделились

Вообще, работа в группах прошла на "ура!". Многие договорились и доспорились до хрипоты.

Ответы в группах не фиксировались дословно. Только общая направленность и наиболее оригинальные, интересные и конструктивные идеи.

Кроме оригинальных или интересных, были ответы, заставляющие задуматься. Тут будет весьма краткий обзор преимущественно как раз этих ответов.

Во всех группах при разговоре о хамстве учеников возникла ответная тема хамства преподавателей. Один из больших плюсов мероприятия в том, что созданная неформальная обстановка позволила быть высказанными вслух хотя бы части детских обид, которые обычно учениками безропотно "проглатываются". Случившееся показало, что та часть коллектива учителей, которая молчит, но идеи, ценности построения гуманной демократической школы не приняла сердцем, восприняла это событие как подтверждение своего: «Видите до чего довели своей свободой!», «Так вам и надо!», «А мы этого и ждали!», «Надо его хорошо избить!», «Нас в своё время били, а теперь посмотрите какие мы хорошие!». Особое внимание детьми было обращено на методы работы некоторых учителей, которые ведут уроки так, как им выгодно и высказали просьбу участия на педагогических советах, где обсуждаются вопросы отношений «учитель – ученик». Просьба эта была удовлетворена и 25 человек учеников 8 – 11-х классов приняли участие на заседаниях педсовета по педагогической технике наравне с учителями. Выступление детей на этих заседаниях были яркими и запоминающимися и касались очень тонких нюансов сотрудничества взрослых и детей.

Интересно, что дети охарактеризовали в негативных выражениях не только инициатора конфликта, но и того, на кого он направлен, т.е. "жертву". Дословная цитата части списка: "...он нецензурно ругается; эгоист; лицемер; другой национальности; задира; ябеда...".

Что же делать с «хамами»?

При описании инициатора конфликта список ещё длинней. Дети умудрились перечислить почти все осознаваемые ими пороки. Но при переносе акцента с описания ведущего себя конфликтно человека на те причины, которые вызывают такое поведение, школьники стали давать ответы взятые из личного опыта, а не "снятые" с абстрактной фигуры некоего "хама". Ответы стали более искренними, порой даже вызывавшими оторопь из-за угадывающегося за словами эмоционального напряжения. Например, в качестве причин конфликтного поведения были названы и неразделённая любовь, и неприятие обществом, и чувство мести.

Такая же картина наблюдалась, когда с описания человека на которого направлен конфликт, перешли на обсуждение того, что он чувствует. Тут большую активность проявили девочки и ученики младших классов. Понятно, что им то как раз чаще всего приходится быть объектом нападок. Именно они отличились и большей жестокостью в ответах на вопрос как предотвращать конфликт, что делать с хамами и что дети посоветуют администрации и учителям в этом плане. Посоветовали "сажать на электрический стул", лечить медикаментозно ("держать на уколах") и создать отдельную "школу для хамов".

На вопрос, что делать тому, на кого направлен конфликт, несколько раз поступало "дикое" предложение уехать из города. Такая крайность взята детьми из личных наблюдений. В городе, где толком не работает ни одно предприятие, серьёзная угроза стихийных бедствий, да ещё ребёнок "другой" национальности, школьные конфликты часто становятся последней каплей, когда семья бросала всё и уезжала из города. Или отправляла ребёнка в другой город учится.

Затронули и вопросы мультикультурного образования. Часть детей признала, что с большей вольностью ведут себя с учителем, если он другой национальности. Это считается своеобразным признаком "доблести". Мальчики признались, что использовать матерную лексику чужого языка легче, чем своего. Мат на родном языке означает своего рода высшую степень агрессивности. Таким образом они отметили, что мат является одним из проявлений толерантности.