Мажид: Да нет, они нас не спрашивают. Я иногда говорю, что хочу. А Солтан сказал, что все равно они не сделают так, как мы хотим.
Учитель: Вам родители покупают что-нибудь вкусное?
Мажид: Да, покупают. Папа всегда с работы что-нибудь приносит нам всем. И когда зарплата, приносит.
Учитель: А маму он угощает?
Мажид: Мама у него пылесос всегда просит. Он говорит, что денег нет. Когда они злятся друг на друга – ничего не покупает.
Учитель: Мажид, и кто из вас чаще всего ходит в магазин?
Мажид: Я, мама ставит чайник и мне говорит, чтоб я пошел за маслом. Я быстро бегаю. Успеваю, пока он закипит.
Учитель: Сдачу разрешают оставлять себе?
Мажид: Иногда да. А когда денег нет, то отдаю.
Учитель: Мажид, что ты делаешь с деньгами? У тебя бывают свои личные деньги?
Мажид: Мы собираем их. У нас есть такой олень, туда складываем, когда металл сдадим, когда дадут. Папа, когда дает.
Учитель: А папа часто дает вам деньги?
Мажид: Когда зарплата, всегда дает. И когда пьяный – дает, мы и не спрашиваем. У меня сейчас в деревне 5 килограммов алюминия. Привезу – сдам. Там его никто не собирает.
Учитель: На что вы собираете деньги?
Мажид: Мы вначале хотели маме купить сотовый. Потом поняли, что это будет долго, и теперь просто так собираем.
Учитель: Мажид, как ты думаешь, ты жадный или нет?
Мажид: (очень уверенно, не задумавшись ни на секунду). Да, жадный!
Учитель: Почему ты так думаешь?
Мажид: А мы когда металл с ребятами сдадим, они хотят забрать свою долю, а я им не разрешаю, говорю: «Давайте собирать деньги!». Если они не соглашаются, тогда идет и что-нибудь покупаем в магазине.
Учитель: Мажид, я думаю, это не жадность, это расчетливость, экономность. Ты сам на себя не наговаривай. Я знаю, ты любишь угощать других. Когда у тебя было 100 рублей на подарок, ты же не истратил их один, а угостил всех, кто был в буфете.
Мажид: Ну да. Мы играли с мальчиками в «Sony», а кто не играл, тем я дал конфетки, еще что-то.
Учитель: мне кажется, когда ты угощал всех, ты чувствовал себя добрым папой, который все делает приятное. А ты не боялся, что мама будет ругать за то, что ты потратил деньги?
Мажид: Нет, я тогда не думал об этом.
Учитель: Ты не подумал о том, что останешься без подарка?
Мажид: Да нет, мне он был не нужен. Мне так интереснее.
Учитель: Ты не пробовал объяснить маме, что для тебя эти деньги интереснее потратить не на подарок, а на более приятные для тебя вещи? Может, она согласилась бы?
Мажид: Нет, не говорил маме.
Учитель: Мажид, ты сейчас знаешь, как огорчил многих близких тебе людей своим обманом. Ведь 100 рублей – это большие деньги. А сейчас ты смог бы поступить так же?
Мажид: Уже нет. Меня так избили дома! Сейчас и хочется, и не хочется. Рука прямо тянется, чтобы отдать деньги.
Учитель: Видишь, Мажид, в тебе как бы живут два человека. Один правильный и послушный, второй все хочет делать по-своему. Ты помогай первому быть сильнее второго. Одному ему не справиться.
Мажид: Ну да! Меня мама избила, потом дала читать книжку. Сказала, чтоб я выучил ее.
Учитель: Как называлась эта книжка?
Мажид: Я не помню, сказка какая-то. Я запомнил только три столбика.
Учитель: Ты не обиделся на своих родителей за то, что они сильно наказали тебя?
Мажид: Сразу я плакал. Потом не обиделся.
Учитель: Мажид: представь себе, что ты уже папа и у тебя есть маленький сын. Ты стал бы давать ему деньги, сколько?
Мажид: Я буду всегда ему давать их. А сколько – не знаю…
Учитель: Мажид, спасибо тебе за такие искренние ответы. Мне было очень приятно побеседовать с тобой. Я уверена, что твои мама с папой очень любят тебя и гордятся тобой, несмотря ни на что.
Комментарий
Сразу хочется отметить, что так долго и так близко я общалась с этим мальчиком впервые, хотя учу его уже четыре года. И я узнала этого ребенка совершенно с другой стороны. На уроках этот ребенок часто бывает не готов, плохо работает. Отвечает всегда на вопросы с затруднением, без всякой охоты. Но этот ребенок с таким удовольствием пошел на контакт. У него так сияли глаза во время разговора, он не улыбался, говорил без остановки. Приходилось прерывать иногда, чтобы задать следующий вопрос. Речь его оказалась довольно связанная, о том, что ему интересно, близко. Его взгляд лишь слегка омрачился, когда я задала вопрос о потраченных им деньгах. Беседуя с ним, я испытывала большое удовольствие от того, что он доверился мне, и я поняла, что у ребенка уже есть своя какая-то личная жизнь, свой внутренний мир. Ребенок этот очень добр, заботлив. Он с такой любовью рассказывал о своей семье. Этот ребенок, оказывается, намного взрослее, самостоятельнее, чем он кажется. Как плохо и мало знаем мы наших детей. Он уже пытается сам зарабатывать себе деньги, понимая сложное материальное положение в семье. Его младший брат какое-то время даже не мог ходить в садик – не было обуви. Мажид принес в школу деньги на питание, но взял их у себя в копилке, а не у мамы. Конечно, этому ребенку уже неинтересны сладости в пакетике. И беда не в том, что он иначе распорядился 100 рублями. Беда в том, что он не мог посоветоваться с родителями. Они воспринимают его как глупого мальчика, пытаются руководить им. А мы, взрослые, должны быть внимательнее к детям. Теперь я уважаю этого человека!
Доверительная беседа с Мажидом оказалась самой важной во всем, что связано с этим случаем.
Беседа с учителями школы
Цель – узнать мнение по поводу случившегося, отношение к участникам этого события и к их действиям. Попытаться разобраться в причинах происшедшего, что способствовало этому и что можно предложить нашим родителям, учителям, чтоб избежать подобных проблем.
Поделиться опытом решения или предотвращения подобных ситуаций. Все участники беседы имеют уже взрослых детей.
Участники: В.И. и Г.М.Литвиненко – учителя музыки, МХК, Р.Ю.Анхаева – классный руководитель, И.В.Бутаева – ИЗО.
И.В. Я учитель в этой школе, но еще я мама двоих уже взрослых детей. С подобной проблемой нам тоже пришлось столкнуться, когда дети были маленькими. Был момент, когда дети начали брать без разрешения и тратить деньги. Мы с мужем решили: раз дети берут деньги, значит, они им нужны, значит, им необходимо что-то еще, помимо сладостей и игрушек, которые мы им покупаем. Мы стали давать им обоим деньги на личные расходы. Это были 50 коп., иногда по 1 руб. каждому, иногда разрешали оставлять у себя мелкие монеты, затем денег давалось побольше, но при этом детям всегда объясняли, что можно купить на данную сумму, как лучше их потратить, подумать, что детям нужнее! Сладости или что-то другое. Объяснили, что можно собрать деньги и купить что-то более существенное, подороже. При этом все объяснения были только в форме совета. Последнее слово было всегда за детьми. А когда приходило время выбора подарков для детей, мы старались заранее узнать у детей, что они хотят, о чем мечтают, что предпочитают. Таким образом, подарки всегда оказывались очень долгожданными, доставляли большое удовольствие и нам, и детям. Наши дети всегда могли поделиться с нами своими желаниями, своим мнением, мы знали, чем живут наши дети, что их интересует, какие у них потребности. И параллельно дети усваивали то, что каждая монета имеет свою ценность. Что к деньгам надо относиться очень бережно и разумно, экономно. В итоге к окончанию школы наши дети получали иногда довольно большие суммы, до 100 рублей и больше. Научились собирать и экономить, приобретать достаточно дорогие вещи, которые всегда оказывались необходимыми. И теперь, став студентами, они успешно справляются с планированием своего бюджета, с благодарностью, а не потребительски относятся к деньгам, которые мы выделяем им на обучение.
Я думаю, многие могут поделиться своим опытом в решении этих проблем. Обмен мнениями, советами по этим вопросам можно осуществлять на родительских собраниях, на общих дискуссионных собраниях. Это позволит наладить более доверительные отношения между родителями и детьми. Дети, имеющие возможность высказывать в семье свое мнение, свои желания, никогда не пойдут на обман и не останутся равнодушными к негативному поведению своих сверстников. Мы все хорошо знаем, что произошло в классе у Р.Ю. перед Новым годом. Эти события много обсуждались. Как вы думаете, почему такое могло произойти?
Г.М.: Это все очень неприятно. Мы так много говорим детям о том, что хорошо, что плохо. Как их еще учить уму-разуму? Родители столько не занимаются своими детьми, сколько мы.
И.В.: Да, этим родителям вообще наплевать на то, чем живут их дети. Главное, чем накормить их и обуть-одеть, а дальше – бегите в школу, там вас всему научат. Вообще нужно было какой-то маме собирать деньги на подарки, пробежала бы по всем, чтоб деньги детям в руки не давать. Один ребенок на 100 рублей смотрит спокойно, а другому с ними жалко расстаться.
Р.Ю.: Вы знаете, сбор денег в этом классе (я 5 лет уже с этими детьми и родителями) всегда был большой проблемой. С родителей очень трудно собрать и по рублю, и на ремонт. Даже на питание из них не вытянешь. Они с трудом расстаются со своими деньгами. Поэтому я всегда стараюсь собирать деньги только на самое необходимое. Тут родители решили собирать деньги таким образом. Никому не хотелось с этим связываться. Мама Мажида одна на себя все взвалила.
Позиция классного руководителя
И.В.: Раиса Юсуповна, расскажите, как все было.
Р.Ю.: Валерия, моя внучка, собирала эти деньги. Сделала специальный кошелечек, украсила его. Все аккуратно записывала и деньги отдавала Мурату. Он уносил их домой. Потом на утреннике я увидела, что Мажид остался без подарка. Мне стало не по себе. Я разволновалась. Я ведь не вникала, кто и как сдает деньги. Мамы Мажида не было. Мы стали с ними – с Валерией, Мажидом и его мамой выяснять, когда и как он сдавал деньги. Мажид что-то невнятно объяснял, ничего вразумительного не мог сказать. Ответил, что деньги сдал, а кому – не помнит. Я предложила ему вспомнить, а потом дальше будем выяснять, где деньги. После утренника все ушли на каникулы. На каникулах нас не было дома. Соседи мне рассказали, что приходила 2 раза мама мальчика с подругой выяснять, почему ее сына оставили без подарка. Она очень возмущалась, была очень злая и недовольная. Обещала это дело так не оставить.