Смекни!
smekni.com

Авторская экспериментальная школа моу «сош №2 г. Тырныауз» (стр. 40 из 42)

Было удивительно, как на наших глазах менялись дети: учащиеся, от которых, мы не могли добиться чтения "войны и мира", стали читать религиозные книги, те, которые не могли связать двух слов по-английски, стали читать молитвы на арабском языке, не отличавшиеся послушностью и дисциплиной стали старательно в день совершать пять обязательных намазов, держать пост, изменили свой внешний вид, перестали сквернословить и т.д.

Некоторые учащиеся отказывались вообще ходить в школу, а те, кто приходил, стали требовать изменить содержание образования, молитвенную комнату, отказывались приветствовать учителя стоя (и это на Кавказе), начались конфликты в семье и, что самое страшное, стали принуждать к принятию веры и своих сверстников где убеждением, а где и силой.

Мотивировали свое поведение тем, что религия не может быть делом лично каждого, потому что мы живем в обществе, и если религиозные дела и убеждения не связаны с общественной жизнью, они бесполезны.

Ученику, которому в школе, да и в семье было плохо, предлагались дружба, поддержка, единение с коллективом единоверцев, культовость, обрядность, которая исчезла из школы (обряд - не форма сознания, а действие). И шло жесткое сравнение по типу "они" и "мы" - посмотри, кто тебя учит, судит, оценивает, - люди, живущие по двойной морали, неудачники в жизни, пьяницы и т.д. После этого учащиеся, чувствующие себя униженными, зажатыми, подавленными, ведь с ними в школе так никто по-человечески и не говорил, начинали действовать.

Педагогическому коллективу нашей школы было ясно, что это не чужие, а наши дети, которые удаляются от нас, и мы стали встречаться с представителями различных конфессий.
Тем не менее сумели найти общий язык и стали проводить "круглые столы" с участием представителей различных религиозных организаций. Мы понимали и понимаем, что ведение диалога не есть способ разрешения вопроса, но речь шла о том, чтобы научиться слышать друг друга, базируясь на абсолютной неповторимости, уникальности, индивидуальности каждого человека, явлений, вещей. Исходя из этого пропагандировали (культурный плюрализм) недопустимость неуважительного отношения к культурным ценностям различных людей и наций, равноправное их сосуществование и взаимодействие, недопустимость разделения людей на "нормальных" и "неполноценных", "чистых" и "нечистых" и т.д.

"Я вспоминаю, когда мы проводили вечер памяти Николая Бердяева, напомнил собравшимся о том, как Бердяев ответил на атеистический софизм. У атеистов в 20 -е годы сложился такой софизм для незадачливых людей: может ли Бог создать такой камень, который бы сам не мог сдвинуть? Ну, мол, если Он не может, то Он не всемогущ, а если может, то опять не всемогущ - даже Он не может его сдвинуть. Бердяев ответил: "Может, и этот камень есть человек" Человек: Человек, потому что он образ и подобие Божие, не частица бога, не излияние Бога, а его alfer ego, его второе "Я", созданное, а не рожденное. (Александр Мень "Тайна жизни и смерти")".

В кабинете религии написаны слова Н.Гумилева: "Есть Бог, есть Мир - они живут вовек. А жизнь людей мгновенна и убога. Но все в себе вмещает человек, который любит Мир и верит в Бога".

Уважаемый коллега!

Религия - вот, возможно, основная причина, вызвавшая большинство войн и кровопролитий. Бесчетное количество миллионов людей было убито под прикрытием имен Бога, Аллаха, Будды. Мохаммеда, Христа. Тысячи лет христиане убивают евреев, евреи ненавидят мусульман, мусульмане против иудаизма, христиане воюют с христианами, шииты против шиитов, сикхы против индусов. Бескрайние реки крови проливались, по общему мнению людей, для того, чтобы избавить мир от плохих людей и пробить путь к миру.

Могут ли люди различных вер и культур жить в мире на Земле? Если только лишь подумать о том, что даже среди христиан существуют расколы, если подумать о неимеющем конца и края конфликте между палестинцами и евреями, - мирные перспективы кажутся окутанными густым туманом. Некоторые из тех, кто имеет представление о черных страницах истории, отменили бы все религии, другие - объединили бы все религии воедино.

Мы согласны с Б.С. Гершунским утверждающим: "Вера - источник подлинного духовного величия Человека, внутренний, а потому и единственно надежный стимулятор его стремления и к овладению Знанием, и продуктивному, творческому Труду, и к собственной всесторонней самореализации как необходимому условию удовлетворения своей состоявшейся жизнью, реализации ее высшего смысла:

" Ко всему этому, к этой Вере и к этому Знанию Новый Человек должен быть возведен в Храме, именуемом Школа, именуемом Образование ("Образование в третьем тысячелетии", Москва, Московский психолого-социальный институт, 1997 год) Б.С. Гершунский.
Достойный ответ

Один наш симпатичный, но подобалдевший от славы и похвал космонавт, хорошо выпив и закусив на обильном кремлевском приеме, вступил в беседу с рядом сидевшим духовным лицом:

- Владыко, а там ничего нету, - и показал пальцем вверх. - Я все облетал ничего там и нету!:
- Чего нету? - переспросило духовное лицо.

- Бога нету! - жизнерадостно воскликнул космонавт.

Святой отец по-отечески же тепло и пристально поглядел на всеми любимого, забалованного космонавта и спокойно сказал:

- Сын мой, бог-то не всякому дурачку открывается.

А вот американский космонавт, побывавший на Луне, заявил, что ему там помогал Бог и что совсем не важен человек на Луне, а важен Иисус Христос на Земле.

Важнейшей задачей на решение которой направлено изучение данной программы является - формирование культуры диалога верующих и неверующих, основанного на приоритете общечеловеческих ценностей, бережном отношении к культуре (в том числе и к религии как фактору культуры, к историческим традициям (в том числе к национальным).

При этом следует не забывать: общечеловеческие ценности (добро, справедливость, порядочность, милосердие и т.д.) являются продуктом развития культуры каждого народа, культурно-исторического процесса развития всего человечества, а не только открытием и достоянием только религий или марксизма, как иногда пытаются представить.

При этом следует сосредоточить внимание на решении следующих проблем:

пробуждение и стимулирование интереса учащихся к различным истокам духовной культуры и мировоззренческим вопросам (к философии, культурологии, религоведению, истории, фольклору и т.д.);

достижение системного восприятия учащимися сложного, противоречивого и длительного исторического процесса формирования человечества, его культурно- нравственных представлений, духовно-религиозных исканий, научных представлений об окружающей действительности;

осознание религии как исторически обусловленной формы сознания и составной части культуры; познание нравственных ценностей религии, ее роли в исторических судьбах и культурном развитии своего народа, народов Российской Федерации человечества;

воспитание у учащихся тактичного и уважительного отношения к чувствам верующих, к религиозным праздникам и обрядам, к прогрессивной деятельности религиозных организаций;

выработка веротерпимости как важного элемента культуры общения; освещение усилий людей различных религиозных верований и атеистов на пользу консолидации, достижения межнационального мира, социально-культурного прогресса;

критика попыток использовать религию в качестве орудия разобщения народов, разжигания межнациональной вражды и розни.

Программа по характеру является межпредметным - при его изучении следует активно использовать потенциал всех учебных предметов (проблемы,темы, процессы, явления, рассматриваемые в курсах истории, литературы, астрономии, физики, химии, биологии и др.).

При изучении курса рекомендуется и организация занятий, построенных на принципах взаимодействия различных искусств.

Курс имеет модульную структуру. Каждый модуль представляет собой серию из 4 -занятий, посвященных одной общей теме. Модули не образуют логически связанную последовательность, их можно менять местами или заменять, но лучше идти от первого к второму и т.д.


Вводный модуль -> Тематический модуль * * * Тематический модуль -> Завершающий модуль


Модуль - это логически законченная часть теоретического и (или) практического материала учебной дисциплины, которая завершается модульным контролем с выставлением модульной оценки. Разбивка учебного материала на модули предусматривается учебной программой.

Три типа модулей: вводный, завершающий и тематические. Основную часть программы занимают тематические модули. Каждый из тематических модулей может включать в себя шесть типовых этапов работы, схожих по своей организации.


Введение -> Обобщение -> исследование -> Рефлексия и подведение итогов

Модуль 1

Введение

Одним из главных элементов модуля является специально подобранный "крючок", интеллектуальная приманка, которая вызывает удивление. Она связана с реальной жгучей современной проблемой и задевает жизненные интересы людей живущих в конкретном регионе, местности.

Этот этап служит "точкой удивления", где школьники начинают длинный путь к рациональному осмыслению религии и поиску путей разрешения жгучих проблем современного общества.