Взаимосвязь школьного художественно-эстетического образования системой дополнительного образования существенно увеличивает возможности эстетического развития детей. Задачи по развитию эстетического воспитания детей, просьбы родителей послужили открытием филиала ДШИ г. Тырныауза при средней школе №2, которая стала составной частью ФЭП.
Были открыты следующие отделения:
1. Отделение общего эстетического образования.
2. Музыкальное отделение (фортепьяно).
3. Отделение изобразительного искусства.
4. Отделение хореографии (национальный танец).
Общий набор на все отделения составляет 64 учащихся, а раньше в Детскую школу искусств ходило 3 – 4 человека из школы.
В этом году во второй школе г. Тырныауза при федеральной экспериментальной площадке возникло объединение «Исток», который объединил учителей и учащихся любящих историю, этнографию, краеведение.
Большую помощь по консультированию юных исследователей оказывает Институт гуманитарных исследователей, Эльбрусский районный краеведческий музей, которым руководит Заслуженный учитель Российской Федерации Джаппуева Р. З. В любое время ребята могут получить любые сведения для своих работ по составлению поколенной росписи или составлению генеалогического древа. Активное участие принимают в этом участие родители и близкие школьников. Благодаря большой поисковой работе ученика 10 класса Хаджиева Заурбека и учителя географии Будаевой Л. Т. Был созван сход рода Будаевых, где старшие представители рассказали молодому поколению об истории возникновения рода, представили экспонаты для выставки.
Вообще, возрождение генеалогической науки не случайно. То, что о любви к родной земле стали говорить с оружием в руках (известные события в Нальчике) ничего общего не имеет ни с любовью к родным местам, ни с патриотизмом. Только знакомство с жизнью предков привязывает человека к земле.
Благодаря этим работам учащиеся лучше узнали историю своего края, пришло осознание того, что каждый из нас, независимо от происхождения, вероисповедания, рожден человеком, от которого зависит нравственная чистота всего рода.
Объединение работает по двум направлениям: «Генеалогия и геральдика», «История семьи и личности».
Об организации научно-исследовательской работы в школе смотри подробно в приложении.
№№ п/п | Виды деятельности | Время в ГПД | |||
«Эколог» | «Черепашка» | «Факел» | «Орлы» | ||
1. | Обед | 30 | 30 | 30 | 30 |
2. | Спортивный час | 1.30 | 1.30 | 1.30 | |
3. | Самоподготовка: а) самоподготовка (индивид.); | 2 | 2 | 2 | 2 |
Б) самообучение в парах сменного состава. | 45 | 45 | 45 | 45 | |
4. | Полдник-чаепитие | 15-20 | 15-20 | 15-20 | 15-20 |
5. | Клубный час: занятия по группам. Собрание 2 раза в неделю. | 30-45 | 30-45 | 30-45 | 30-45 |
5-а | Посещение внешкольных учреждений | Научное общество учащихся при РУО | Дом детского технического творчества. Кружки при школе. | Дворец культуры, Дом творчества, школа искусств, центр «Новая линия» | Спорткомплексы «Баксан», «Геолог», центр детского туризма, ДЮСШ. |
Глава 3. Влюбленным можешь ты не быть, но толерантным быть …
Для педагогического коллектива нашей школы очень важно, чтобы учащиеся росли открытыми, толерантными и относились с пониманием к другим народам, их истории и культуре, придерживались бы норм человеческого общежития.
Этимология слова толерантность. В словаре Даля «толерантность» - терпеливость, рассудочность, великодушие. В английском языке «толерантность» - открытость сознания. Если для европейской культуры – рациональность и открытость сознания, то для российской культуры – величие души.
Это слово считалось иностранным, экзотическим. Оно не употреблялось, и за ним ничего не видели. Это слово постепенно стало ясным, и теперь необходимо прийти к тому, чтобы люди понимали те ценности, которые стоят за ним. Речь идет о формировании другой цивилизации, когда межличностные отношения строятся на основе сотрудничества, взаимопомощи. И только такая цивилизация может быть цивилизацией XXI века. Если посмотреть с этой точки зрения, то наша страна накопила колоссальный груз ненависти на протяжении всей своей истории.
Для педагогического коллектива нашей школы эта тема стала важнейшей. Продвигать ее, исходя из наших сил и возможностей, продвигать, как только можно стало для нас задачей номер один.
Философ Павел Флоренский сказал: Культура – есть среда растящая личность. Говоря о толерантности, мы закладываем почву для культуры растящей личность.
Начиная с начальных классов стараемся, чтобы они отказались от насилия в любой физической, словесной, эмоциональной форме и искали бы мирные пути разрешения конфликтов и споров. Мы считаем, что именно ШКОЛА является тем институтом, который должен взять на себя часть ответственности за воспитание толерантности. И с этой точки зрения роль учителя чрезвычайно важна. Только свободный, демократичный учитель может создать атмосферу толерантности и сотрудничества.
Мы заняли второе место в конкурсе в рамках межкорпоративного сетевого проекта «Интернет и толерантность», инициированного Федерацией Интернет Образования, реализация которого началась в сентябре 2003 года. Конкурс стал возможен благодаря активному содействию Министерства Образования РФ в рамках Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе" (2001-2005 г.г.).
Наш сайт «Толерантность вокруг нас» (www.edukbr.ru/tsc2) направлен на формирование толерантных социальных образцов и норм в обществе посредством разработки и использования информационных технологий, интерактивных способов коммуникации в профессиональном сообществе, в образовательном процессе.
Современная школа имеет дело с крайне разнородной массой учеников. В каждой школе можно найти учеников с разными степенями качества и количества интеллектуального развития, с разными философскими убеждениями.
На уроке учитель попросил детей нарисовать фантастическое животное. Проверялось самочувствие, комфортность учащихся на уроке. Одна из девочек в резкой форме отказалась выполнять задание, мотивируя тем, что в исламе запрещено изображать живые существа.
Трудно себе представить к какому скандалу это могло бы привести еще несколько лет назад. Утверждение свободы вероисповедания одно из бесспорных достижений социального развития нашей страны. Еще в начале 90-х годов было ясно, что роль религиозного фактора в обществе усиливается, и, более того, по мере спада волны национального самосознания основным критерием самоидентификации личности становится религия (С.Хантингтон).
На Северном Кавказе (и не только) массовой школе пришлось столкнуться с одним из радикальных течений в исламе – вахабизмом. С другой стороны, усилилась и прозелитизская деятельность различных религиозных объединений.
Государство, объявив себя «вне религии» полностью самоустранилось от контроля за качеством «духовной пищи», потом поручило эту работу правоохранительным органам и пытается решить эту проблему силой, а теперь пытается издавать приказы, рекомендательные письма о пользе одной из религиозных конфессий.
Количество детей вовлеченных в различных религиозные организации в нашей школе тоже стало увеличиваться, это приводило к конфликтам в семье и школе, углублялся отрыв детей от ценностей национальной культуры, разрушению подвергалась национальная ментальность, историческое сознание, гражданственность. Это заставило нас по-новому взглянуть на взаимоотношения с религией и религиозными организациями и серьезно заняться изучением истории религии. Педагоги, воспитанные советское школой, не обладали даже элементарной информацией, которая помогла бы уберечь ребенка, семью, школу от разрушительного влияния экстремизма, не могли объяснить грань между религиями, созидающими национальную культуру и ее разрушающими.
Большинство детей, оказавшихся вовлеченными в религиозные организации оказались детьми из малообеспеченных, малоимущих, неполных семей, которые ничем особо в школе не выделялись, были пассивны в общественной жизни и почти всегда имели проблемы с успешностью в обучении.
Было удивительно как на наших глазах менялись дети: дети, от которых мы не могли добиться чтения «Войны и мира», стали читать религиозные книги, дети, которые не могли связать двух слов по-английски, стали читать молитвы на арабском языке, дети, которые не отличались послушностью и дисциплиной, стали старательно в день совершать пять обязательных намаза, держать пост, изменили свой внешний вид, перестали сквернословить и т.д.
Некоторые из них отказывались вообще ходить в школу, а те, кто приходил стали требовать изменить содержание образования, молитвенную комнату, отказывались приветствовать учителя стоя (и это на Кавказе), начались конфликты и в семье, а самое страшное стали принуждать к принятию веры и своих сверстников где убеждением, а где и силой.