Мотивировали свое поведение тем, что религия не может быть делом лично каждого, потому что мы живем в обществе и если религиозные дела и убеждения не связаны с общественной жизнью, они бесполезны.
Ученику, которому в школе да и в семье было плохо, предлагалась дружба, поддержка, единение с коллективом единоверцев, культовость, обрядность, которая исчезла из школы (обряд – не форма сознания, а действие). И шло жесткое сравнение «они» и «мы» - посмотри, кто тебя учит, судит, оценивает – люди, живущие по двойной морали, неудачники в жизни, пьяницы и т.д. После этого, учащиеся, чувствующие себя униженными, зажатыми, подавленными, ведь с ними в школе так никто по-человечески и не говорил, начинали действовать.
Педагогическому коллективу нашей школы было ясно, что это не чужие, а наши дети, которые удаляются от нас и мы стали встречаться с представителями различных конфессий, изучать литературу и технологию проникновения при помощи «рыболовецких крючков».
В этих условиях создание совета, попечительского совета школы тоже оказалось вопросом не простым, потому что некоторые верующие родители активно начали требовать введение в школе обязательной формы, освобождения детей от уроков по пятницам для совершения пятничной молитвы и т.д.
Наладили диалог и стали проводить «круглые столы» с участием представителей различных религиозных организаций. Как в свое время организовывал встречи между христианами и мусульманами о. Александр Мень. Мы понимали и понимаем, что ведение диалога не есть способ разрешения вопроса, но речь шла о том, чтобы научиться вести диалог друг с другом, базируясь на абсолютной неповторимости, уникальности, индивидуальности каждого человека, явлений, вещей. Исходя из этого пропагандировали (культурный плюрализм) недопустимость неуважительного отношения к культурным ценностям различных людей и наций, равноправное их сосуществование и взаимодействие, недопустимость разделения людей на «нормальных» и «неполноценных», «чистых» и «нечистых» и т.д.
Оформили кабинет и ввели в учебный план курс «Истории религии», где учащиеся знакомятся с основами буддизма, иудаизма, христианства и ислама. Здесь учащиеся узнают про Бога, святую книгу, когда и где возникла данная религия, основатель, есть ли главный храм, в каких странах распространена, главные праздники и правила поведения адептов. Здесь не навязывается вера, здесь религия – предмет истории, культуры. А к какой вере потянется душа школьника или, быть может, ей ближе станет атеизм – не важно. Сегодня – это факт, что большинство наших выпускников люди, уважающие чужую веру и чужие взгляды.
Учитель попросил детей продолжать рисовать, а девочку устно описать диковинное животное. Имело значение, как расположен рисунок, размер, количество деталей, наличие органов защиты и нападения и т.д. Рисунок, нарисованный ею устно, оказался самым «зубастым», но с симпатичным хвостом.
В кабинете религии написаны слова Н.Гумилева: «Есть Бог, есть Мир – они живут вовек. А жизнь людей мгновенна и убога. Но все в себе вмещает человек, который любит Мир и верит в Бога».
Для того, чтобы стать местом взаимоотношений, построенных на ценностях толерантности, школа должна придерживаться определенных принципов:
1) Ответственность школы за воспитание толерантности.
2) Позитивное отношение к национальному своеобразию.
3) Развитие понимания, другого.
4) Поликультурное образование.
5) Внимание к тому, что объединяет, а не разъединяет людей.
6) Последовательное противостояние проявлениям национализма.
7) Создание позитивной атмосферы в школы.
Школа не только хранит традиции родной земли, культуру которой она и передает последующим поколениям, но она выступает созидателем будущего, и представителем этого будущего в сегодняшней жизни.
Балкарцы себя называют «таулу» - горцы, тем самым объединяя всех, кто живет в горах. Горцы – кавказцы – совокупность лучших нравственных качеств, которые должны быть присущи и присущи на самом деле истинному кавказцу: человечность (адамлыкъ), почтительность (намыс), гостеприимство (къонаклыкъ), верность данному слову (сезюне кертичи). Нравственно-этические качества человека оцениваются через горство. Архитектоника кавказца:
Потеряв одно из составляющих, теряешь человечность и в итоге ты не горец, не «таулу».
Дорогой читатель! Предлагаем вашему вниманию один из проектов, который реализуется в нашей школе по толерантности: «Книга – посол мира».
Проект «Книга - посол мира»
Руководитель проекта: Гулиев Х. О. – директор школы.
Разработчики проекта: Гулиева М.Ш.- библиотекарь
МОУ СОШ №2 г. Тырныауза КБР,
Гулиева М. Х.-О. – преподаватель английского языка МОУ СОШ№2 г. Тырныауза КБР
Цель проекта: воспитание толерантности через изучение сказок разных народов.
Проблема: межрелигиозные и межнациональные конфликты, ведущие к напряженности в обществе.
Мотивация: преодоление непонимания и неприязни к другим, непохожим, посредством изучения культурного наследия разных народов.
Задача: привитие учащимся идеи толерантности, воспитание читательского интереса.
Жизнь, общество меняется достаточно быстро, а тема толерантности приобретает все более острый характер. Из тех многих ценностей демократического общества (личная свобода, приоритет личности и др.) толерантность является самой главной, которая обеспечивает нашу безопасность, безопасность наших детей, образовательных учреждений. Она превращается в системообразующую характеристику личности.
В школе главное противостояние между учителем и учеником продолжается. Учителя, воспитанные в другой системе, обученные в другой школе не являются образцом для подражания для свободных личностей. Ученик, выходя на улицу, входя в Интернет, понимает, что современный бизнес, рынок строятся на основе другой системы ценностей. Открытое, свободное информационное сообщество строит новую экономику, основанную на знаниях. И для системы образования, которая производит социализацию личности, главным становится воспитание толерантного поколения.
Данный проект рассчитан на детей и будет основан на игровых технологиях. В работе над этим проектом, мы попытались переосмыслить тот ряд персонажей, детских героев, через которые в детские головы и закладываются отношение к жизни, к друзьям, родителям, окружающей среде.
Он предлагает учащимся по-новому взглянуть на окружающий мир. Проект имеет целью заложить в сознание детей понимание слова «толерантность», значения толерантности межличностных и общественных отношении.
Мы воспринимаем мысль Владимира Соловьева о том, что библейскую заповедь «Возлюби ближнего своего как сам себя», - следует понимать относительно не только отдельных индивидов, но целых народов. Жить по этой заповеди – это огромный труд души. Как научить науке сосуществовать с непохожими людьми? Диалог культур один из замечательных способов взглянуть на мир с разных точек зрения. Прекрасно, если есть возможность организовывать такой диалог через Интернет. Но Интернет далеко не всем по карману. И вот тут приходит на помощь библиотека. Её не зря называют «территорией толерантности». Школьная библиотека – центр притяжения для учащихся. Конечно – это сверхзадача: предлагать детям книгу в эпоху компьютерных игр.
Но ребенок, который полюбит чтение, станет поклонником книги навсегда. Из произведений Шарля Перро, Р. Киплинга, Г.–К. Андерсена он узнает много интересного об англичанах, французах, датчанах. Для любознательного читателя они будут не просто представителями незнакомого народа, потому что он заинтересуется ими, захочет узнать больше, полюбит.
Работа библиотеки начинается с объяснения детям понятия «толерантность» данное А. Г. Асмоловым: «Толерантность – это искусство жить в мире непохожих людей и идей». В свой работе мы опирались на статью А. Г. Асмолова «Слово о толерантности» из книги «Век толерантности».
Недостаточно знать, что значит «толерантность», нужно воспитать себя и детей так, чтобы хотеть и уметь быть толерантным.
Но как заложить в детях основы этого высокого нравственного понятия? Как воспитать ребенка отзывчивым, добрым? Мы убеждены, что один из самых верных способов нравственного воспитания детей – воспитание посредством художественной литературы, в особенности сказки. Воздействие на чувства ребенка через сказку огромно. Слушая и читая сказки, дети учатся распознавать добро и зло, сочувствовать слабому, обиженному, защищать униженных, понимать поступки людей. Очень важно, чтобы волшебные зерна добра проросли в душах, укоренились, и во взрослой жизни помогли человеку реально сопереживать другому, понимать непривычное, странное на первый взгляд. Как волшебное зеркало, сказка помогает очутиться в чудесном мире. Мир показывается волшебно, сказочно, но нравственный смысл, извлекаемый из сказки – вполне реальный. В сказке ребенок встречается с такими понятиями, как любовь и нравственность, злоба и милосердие, вероломство и благородство. Наша задача – научить детей понимать чувства и поступки детей, а также анализировать свои собственные эмоции, осознанно относиться к своему внутреннему миру.
Итак, берем с книжной полки детскую энциклопедию и читаем об английских сказках в разделе «Сказки».
«Сказки имеют ярко выраженный характер. В английских сказках проявляются черты рыцарского романа, сюжеты, связанные с морскими путешествиями, много смешных нелепиц об эксцентричных героях, которые во чтобы то ни стало хотят все сделать «навыворот». Эти особенности английских сказок мы не встречали ни в немецких, ни в русских, ни в итальянских сказках.