Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 3 г. Белгорода»
ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ
«Портфолио»
Раздел фестиваля «ЛИНГВИСТИКА»
Раздел фестиваля «ЛИНГВИСТИКА»
Автор: ученица 10 класса Гулевская Илона
Руководитель: учитель географии
Николаева Алла Сергеевна
2006 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Имя человеческое……………………………………………………………4
1.1. История возникновения имен………………………………………………….4
1.2. Осторожно – ИМЯ!.....................................................................5
1.3. Православный месяцеслов………………………………………………………6
1.4. Имя и характер……………………………………………………………………….7
1.5. «Говорящие» инициалы………………………………………………………….8
1.6. Союз двух имен………………………………………………………………………9
Глава 2. Имена в моем окружении и классе………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………………………16
ВВЕДЕНИЕ
Между живущих людей безымянным никто не бывает вовсе;
В минуту рождения каждый, и низкий, и знатный,
Имя своё от родителей в сладостный дар получает...
Гомер «Одиссея»
Сталкиваясь в своей жизни с людьми, носящими разные имена, я невольно думала: «Какое милое имя принадлежит не очень милой девушке!» или «Почему родители дали имя моему другу, а оно ему вовсе не подходит?». Так постепенно сформировался интерес к теме, которую я выбрала в 2006 году в качестве исследовательской работы. Занятия в научном обществе учащихся «Поиск» нашей гимназии помогли мне в определении целей и задач работы, позволили создать цельную картину по выбранной теме.
Главной целью работы было ознакомление с историей происхождения человеческих имен, употребляемых в России, и их толкованием для общего анализа имен в моём классе и окружении.
Цель определила задачи исследования:
1. Познакомиться с источниками информации, освещающими данный вопрос.
2. Выяснить, какие науки изучают человеческие имена.
3. Познакомиться с православным месяцесловом.
4. Определить связь имени и характера человека.
5. Провести анализ соответствия имени моих друзей с теми именами, которые они получили при рождении.
Поскольку в качестве ключевого вопроса фигурировал анализ имен моих соучеников по классу, первую защиту исследования я провела именно в нем. Было интересно наблюдать за реакцией ребят, когда они узнавали о себе или соседе по парте что-то новое, необычное! В апреле 2006 года при защите результатов на итоговой конференции НОУ «Поиск» работа была оценена присутствующими и отмечена благодарностью руководства гимназии.
При проведении исследования я:
1. использовала печатные источники информации (книги, газеты, журналы), энциклопедии, материалы сети Интернет,
2. разработала опросный лист, провела опрос среди учеников класса и своих друзей,
3. подготовила реферат, в котором систематизировала полученные теоретические знания и практические результаты исследования.
Работа может быть полезна всем, кто интересуется Человеком!
Глава 1. Имя человеческое
1.1. История возникновения имен
Как только люди стали сознательно владеть языком, они начали давать имена предметам, явлениям, событиям и, конечно же, самими людям. Имя – основное средство общения. В имени всегда видится нечто большее, чем просто «название» человека, имеется определённый смысл. Мир строен непостижным образом, но в нашем понимании он разумен. И потому с давних времен людям кажется, что имя незримой нитью связано с прошлым, будущим и настоящим его обладателя.
Историю возникновения имён, их значение и смысл, связь с историей общества, с мировоззрениями и верованиями людей изучает специальная наука – ономастика*. Буквально этот термин означает «искусство давать имена». Имена даются объектам живой и неживой природы. Это и географические слова-названия, так называемые топонимы, наименование космических объектов – астронимы, клички животных – зоонимы. Но, пожалуй, самую большую группу имён собственных составляют антропонимы – имена, отчества, фамилии людей, прозвища, псевдонимы.
В разных странах, у разных народов имена чрезвычайно разнообразны по своему звучанию, происхождению и употреблению. Имена – часть истории народа. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Каждое имя несёт на себе яркий отпечаток соответствующей эпохи.
Сейчас в России дают разные имена: русские, греческие, славянские. Самые популярные имена в России:
ЖЕНСКИЕ ИМЕНА
ИМЯ | Количество, тыс.ч. |
Елена | 1007 |
Ольга | 967 |
Ирина | 848 |
Татьяна | 749 |
Наталья | 660 |
Юлия | 604 |
Светлана | 574 |
Анна | 537 |
Марина | 516 |
Мария | 450 |
МУЖСКИЕ ИМЕНА
ИМЯ | Количество, тыс.ч. |
Сергей | 1796 |
Александр | 1610 |
Андрей | 1549 |
Алексей | 1446 |
Дмитрий | 1037 |
Евгений | 595 |
Игорь | 551 |
Иван | 539 |
Владимир | 532 |
Михаил | 509 |
* Ономастика [гр.onoma имя], раздел ономасиологии (раздел языкознания, исследующий слова языка как название определенных имен в данном языке), изучающий собственные имена.
1.2. Осторожно – ИМЯ!
С древности люди воспринимали имена материально, как неотъемлемою часть человека. Наши предки верили: имя, данное человеку, не просто принадлежит ему по прихоти родителей, оно срастается с человеком (да и сейчас трудно сказать, что важнее – человек или его имя). Это было естественно, ведь тогда и слово расценивалось как материальное, обладающее опасной, таинственной силой. Тем боле это свойство присуще человеческому имени: считалось, что имя может быть могучим талисманом, добрым или злым, смотря по своему характеру. Досталось человеку удачное имя – счастливой будет его жизнь. Промахнулись родители, не угадали – лучший смельчак и силач наверняка погибнет.Некоторые верили, что знание имени достаточно, чтобы навредить своему недругу. Повторяя имя в составе магической фразы, можно расстроить намерения, накликать беды, или даже привести к гибели владельца. Из-за этого возникали различные табу на имена: чтобы не употреблять имя слишком часто, придумывали вторые, обманные, «хитрые» имена для повседневного обращения, а истинное имя хранили в тайне. Отсюда и пошло расхожее «Ни пуха, ни пера» – пожелание уходящему за добычей охотнику, чтобы лесные духи и ухи зверей не услышали своих имён, не испугались, не спрятались, и тогда охота будет удачной.
До принятия христианства на Руси были распространены имена, данные по тому или ином поводу, что в наше время расценивается скорее как прозвища или прозвания. В них, как в зеркале, отражались различные качества и свойства людей, особенности их поведения, характера, речи, физические достоинства и недостатки, а также время и очередность появления ребёнка в семье, и многое другое. Основой для таких имён становились как существующие нарицательные имена, так и названия животных, растений, различных явлений природы.
Имена такого рода дошли до нас в памятниках письменности: Черняй, Ждан и Неждан, Воробей, Кот, Волк, Третьяк, Буян и многие другие.
Широкая распространенность этих самобытных имён, сохранившаяся до XVI в., привела к созданию различных дополнительных к ним форм – сокращённых, уменьшительно-ласкательных, которыми в семье было удобнее пользоваться.
В конце X века с принятием христианства русские имена были вытеснены так называемыми церковными, или календарными. Церковь, завладев монопольным правом нарекать младенца именем, запрещала древнерусские имена как языческими и заменяла их христианскими.
Христианские имена, по церковным преданиям, были имена подвижников и мучеников, погибших за утверждение религии. Но эти же самые имена принадлежали в древности не только тем лицам, действительным или мифическим, которых чтила церковь, но и тысячам других людей – представителям тех народов, из языка которых заимствованы эти имена. Почти все они принесены христианством на Русь через Византию, потому и восходят корнями и греческими, и латинскими и другими восточными языками и совершенно не воспринимаются как церковные. Надо ли говорить о том, что эти имена были такими же прозваниями людей – греков, евреев, египтян, римлян, - но попали они в наш язык без перевода, в подлинном иноязычном звучании.