Смекни!
smekni.com

по теме профессиональная этика журналиста «Пределы вторжения в частную жизнь» (стр. 2 из 3)

В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» дано определение того, что входит в сферу частной жизни: «... информация о гражданах (персональные данные) — сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность» [ч.7, ст2]. К персональным данным должна относиться информация о фактах биографии лица, о состоянии его здоровья, об имущественном положении, о профессии и роде занятий, совершенных поступках, о мировоззрении, взглядах, оценках и убеждениях, об отношениях в семье или об отношениях человека с другими людьми. Здесь следует отметить, что абсолютно ясный режим сферы информации о гражданах должен установить закон об охране персональных данных, уже много лет разрабатываемый в российском парламенте.

3.1 ЗАКОН О СМИ И ВТОРЖЕНИЕ В ЧАСТНУЮ ЖИЗНЬ

Российские средства массовой информации действуют на основании Закона «О средствах, массовой информации» от 27 декабря 1991 года Интересно заметить, что в данном Законе нет специальной статьи, определяющей цели деятельности средств массовой информации. Поэтому, в каких целях должны осуществлять свою деятельность средства массовой информации из текста Закона «О средствах массовой информации» (далее Закон «О СМИ») определить сложно. В тоже время Закон «О СМИ» четко определяет в каких целях нельзя использовать СМИ,

К таким запретам ст. 4 Закона «О СМИ» относит: совершение уголовных преступлений; разглашение сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну; призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства; разжигание национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни; пропаганду войны, распространение передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости; использование скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.

Таким образом, можно предположить, что авторы данного Закона исходили из известного принципа: «Все что не запрещено - разрешено». То есть СМИ могут осуществлять свою деятельность в целях, не запрещенных данным Законом.

Поскольку нас интересуют пределы и возможности вторжения средств массовой информации в частную жизнь граждан, то мы обратимся к анализу этой стороны Закона «О СМИ», включая анализ соответствующей системы запретов и ограничений.

Ст. 1 Закона «О СМИ» говорит о том, что в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. В Законе «О СМИ» практически нет никаких запретов и ограничений, касающихся поиска и получения информации. Ограничения имеются только относительно распространения информации. Таким образом, СМИ в принципе не запрещается использовать дня сбора информации любые средства и методы. Ограничителем в этих случаях могут быть только Кодекс профессиональной этики журналиста и личная порядочность.

В этой связи актуальным представляется вопрос о методах поиска и получения информации журналистами. Несмотря на то, что Закон «О СМИ» не содержит специальной статьи, в которой бы они определялись, в тексте Закона имеется информация о таких методах. Так в некоторых статьях Закона о СМИ содержатся сведения об использовании конфиденциальной информации [Закон «О СМИ» ст. 41,49] и материалов, полученных с использованием скрытой записи [Закон «О СМИ» ст.50].

Сегодня СМИ активно пользуются услугами конфиденциальных источников информации. И чувствуют себя в этой сфере достаточно спокойно и уверенно, так как не несут за это никакой ответственности, не имеют ограничений и контроля. Такое положение дел позволяет получать конфиденциальную информацию и о частной жизни интересующих лиц. Тем более что в отношении получения информации о частной жизни гражданина, Закон о СМИ не содержит никаких ограничений. Закон о СМИ содержит в себе только ограничение на распространение такой информации.

Статья 49 Закона «О СМИ» обязывает журналиста получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средствах массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей. То есть журналисту не запрещается собирать информацию о частной жизни граждан и ждать случая, когда ее распространение будет необходимо для защиты общественных интересов.

Аналогичным образом обстоит дело и с другим методом сбора информации, которым является скрытая запись. С одной стороны, журналист обязан при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио-и видеозаписи, кино- и фотосъемки. С другой стороны, статья 50 Закона «О СМИ» определяет порядок распространения сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки. То есть авторы Закона дают возможность журналистам фиксировать информацию с помощью различных видов записи, как минимум двумя способами: 1) вести открытую запись и ставить об этом в известность объект записи; 2) вести скрытую запись.

О том, что является основанием для проведения скрытой записи, каковы порядок и условия проведения этого мероприятия, в Законе «О СМИ» ничего не сказано. Указанная статья 50 определяет только порядок распространения информации подготовленной с использованием скрытой записи.

В следующей главе рассмотрим проблему вторжения в частную жизнь.

4. ВТОРЖЕНИЕ В ЧАСТНУЮ ЖИЗНЬ, КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Концепция права на частную жизнь была впервые сформулирована в 1890 году, но только через 15 лет американские суды признали эту концепцию. Верховный суд плата Джорджия был первым, кто признал эту концепцию в деле Paverish против New England Life Insurance Co. В данном деле были использованы фотографии частного лица без его разрешения для рекламы в газете.

Суды часто формулируют чувства как «законное ожидание неприкосновенности частной жизни». Публичные фигуры имеют меньше прав на неприкосновенность частной жизни. Бывшие и настоящие правительственные чиновники, кандидаты в политические деятели, артисты эстрады и спортсмены обычно считаются публичными фигурами. Считается, что они добровольно выставили свою жизнь на всеобщее пристальное рассмотрение и отказались от права на личную жизнь, по крайней мере, в вопросах, касающихся их публичных обязанностей. Хотя частные лица обычно могут требовать, чтобы их оставили в покое, это право не является абсолютным. Например, если человек, которого обычно не считают публичной фигурой, оказался в центре внимания из-за своего участия в событии, широко освещаемом в газетах, его требовании относительно права на частную жизнь могут быть ограниченными. Право на частную жизнь может быть нарушено любыми средствами информации. Это гражданское нарушение обычно делится на четыре категории: вторжение; публикация частной информации; неправильное освещение; незаконное присвоение.

ВТОРЖЕНИЕ

Вторжением считается, когда происходит намеренное физическое вторжение в чье-либо уединение или же в личные дела лица Часто иски против средств массовой информации касаются некоторых аспектов процесса сбора новостей. Это нарушение может включать неправильное использование магнитофонов, фотоаппаратов или другого оборудования. Нарушение владения тоже может быть формой вторжения. Серьезный иск о вторжении может быть предъявлен независимо от того, была информация в эфире или нет. Например, в деле Williams против ABC, истец успешно подала в суд на телевизионную станцию за то, что она без ее согласия сняла на пленку хирургическую операцию. Присутствие телекамеры во время операции было признано вторжением - нарушением личной жизни женщины - независимо от того, была ли операция показана по телевидению или нет.

ПУБЛИКАЦИЯ ЧАСТНЫХ ФАКТОВ

Публикация правдивой информации относительно частной жизни лица, которая может показаться очень оскорбительной и не касается общественных интересов, также является вторжением в частную жизнь. Ответственность в таких случаях определяется в зависимости от того, каким способом была получена эта информация, а также от того, какую ценность она представляет для печати. Раскрытие частных сенсационных фактов о сексуальной жизни, состоянии здоровья или экономического статуса лица является вторжением в частную жизнь. Репортажи о событиях, которые открыты для публики, не являются вторжением в частную жизнь. Новости об арестах представляют ценность для печати, и поэтому пресса может свободно передавать такие новости, но эта информация должна быть достоверной. «Даже интимный момент между супругами, запечатленный на фотографии во время их пребывания на публике, не будет обладать исковой силой, если нет оснований считать эту фотографию сугубо личной». [Кертли Джейн И. Карманный справочник журналиста (Первая поправка. Комментарии), N.Y., 1998.] . В таких случаях суды обычно отвечают, что невозможно «ожидать сохранения интимности» находясь на публике. В качестве примера, хотелось бы привести следующий случай, произошедший в нашем городе. Пара молодоженов и их гостей были сфотографированы фотокорреспондентом одной из местных газет в момент возложения цветов к памятнику в центре города. Данное событие происходило в момент празднования дня города, и было опубликовано на первой полосе газеты. После выхода газеты, вышеупомянутая пара, пришла в редакцию с необоснованными претензиями по поводу вторжения в их частную жизнь и угрозой судебного иска. На что главный редактор объяснил молодым людям, что съемки событий происходящих в общественных местах не нарушают границ приватности и фотокорреспондент действовал в рамках закона.