Смекни!
smekni.com

Ценности иудейского наследия (стр. 2 из 6)

Почему Всевышний открылся Моше из среды тернового куста? Нехама Лейбович в своих комментариях к Торе приводит ряд источников:

Мехилта дераби Шимон, начало Шмот:

Раби Шимон бен Йохай говорит: Почему Святой, благословен Он, открывшись с превознесенных небес, говорил с Моше из тернового куста? Как терновник самое жестокое дерево в мире, и всякая птица, запутавшись в нем, не уйдет из его объятий целой, а будет рассечена на части, так и рабство в Египте это самое жестокое рабство в мире.

Духовный Египет – это самое жестокое рабство также.

Мехилта дераби Шимон, 2:

Р. Эльазар бен Эрех говорит: Почему Святой, благословен Он, открывшись с превознесенных небес, говорил с Моше из тернового куста? Не более ли пристало Ему говорить с горных вершин, возвышенностей вселенной и кедров ливанских? Умалил сам себя и говорил из терновника, и об этом сказал Шломо (Мишлей 29:23): "А уничиженного духом поддержит слава", среди деревьев мира ты не найдешь более ничтожного, чем терновник, так и сказано (Теhилим 138:6): "Ибо высок Г-сподь, а узрит низкого".

Всевышний учит нас и показывает нам это качество – смирение.

Шмот раба 2,7:

...Сказано (Шир-hаширим 5:2): "Отвори мне, сестра моя, подруга моя, голубка моя, непорочная моя", как у близнецов, когда у одного из них болит голова, другой чувствует это. Так и Святой, благословен Он, сказал (Теhилим 91:15): "С ним Я в невзгоде"... Сказал Святой, благословен Он, Моше: Чуешь ли ты, что и Я изнываю от горя, как изнывают от горя сыны Израиля?

Посмотри, откуда Я открылся тебе из терний. Это означает, что Я как бы разделяю их невзгоды.

Бог вместе с Израилем и со всеми, кто по вере в Мессию Йешуа прилепился к Израилю.

Шмот раба 2, 9:

Некий иноверец спросил р. Йеhошуа бен Карха: Чего вздумалось Святому, благословен Он, говорить с Моше из терновника? Сказал тот ему: А если бы из рожкового дерева или из сикомора ты бы все равно спросил? Ты удовлетворишься ответом на такую малость почему из терновника? Тебя просто учат, что нет места, где бы не присутствовал Б-г, Он даже в терновнике!

Ялкут Шимони 169:

Каковы свойства тернового куста? Если человек засунет в него руку, то не поранится, так как колючки направлены внутрь. А едва попробует вытащить руку, как шипы вопьются в нее, и не сможет ее вытащить. Так и Египет. Вначале приняли евреев с распростертыми объятиями, как сказано (Брейшит 47:6): "Земля Египта перед вами". А когда захотели уйти, то не позволили им, как сказано: "А Израиль не отпущу".

Войти в Египет было легко, а вот выйти оттуда евреям было непросто. Точно так же и сейчас: войти в духовный Египет просто, а выйти из него очень тяжело.

«По исполнении сорока лет явился ему в пустыне горы Синая Ангел Господень в пламени горящего тернового куста. Моисей, увидев, дивился видению; а когда подходил рассмотреть, был к нему глас Господень: Я Бог отцов твоих, Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей, объятый трепетом, не смел смотреть. И сказал ему Господь: сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. Я вижу притеснение народа Моего в Египте, и слышу стенание его, и нисшел избавить его: итак пойди, Я пошлю тебя в Египет. Сего Моисея, которого они отвергли, сказав: кто тебя поставил начальником и судьею? сего Бог чрез Ангела, явившегося ему в терновом кусте, послал начальником и избавителем.» (Деян. 7:30-35)

Не только египтяне, но и никакие другие враги Израиля не смогли уничтожить евреев. У пророка Малахии сказано: «Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились.» (Мал. 3:6)

Ман (манна)

«И нарек дом Израилев [хлебу] тому имя: манна (ман); она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом.» (Исх. 16:31)

"Раби Иосия бераби (сын раби) Ханина пояснял:

- Манна была: для отрока - хлебом, для старца - елеем, для младенца - медом, и каждым усваивалась сообразно потребностям его возраста." (Иома, 75 - Цит. по: Притчи мидрашей. Сборник сказаний, притч, изречений. - Ростов н/Д: "Феникс", 2005, с.107).

Йешуа сказал: «... написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.» (Мф. 4:4)

«Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. Йешуа (Иисус) же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Йешуа (Иисус) же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.» (Ин. 6:31-35)

Йешуа - это наш ман!

«Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает.» (Откр. 2:17)

Тора и невеста

«И когда [Бог] перестал (ке-халото) говорить с Моше на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим.» (Исх. 31:18)

"Как говорит рабби Шимон бен-Лакиш, всякий, кто произносит слова Торы, и они не сладки слушающим, как невеста, которая является наслаждением для мужа ее, - лучше бы он не произносил их. Потому что в тот час, когда дал Всевышний Тору Израилю, она была драгоценна для них, как невеста, которая является наслаждением для супруга. Откуда это видно? Как сказано: "И дал Моше ке-халото"." (Подробнее: Лекции З. Дашевского http://machanaim.org/tanach/_da_gr/lek2-7.htm#2)

Мидраш понимает "ке-халото" как "ке-калато" (как невеста), т.е. дарование Всевышним скрижалей Израилю было как дарование невесты жениху.

Йешурун – ласковое имя Израиля

Йешурун - это еще одно имя Израиля. Слово "Йешурун" происходит от слова "йашар" (прямой) (В Танахе используется 4 раза: Дварим 32, 15; 33, 5, 26; Йешаягу 44, 2)

«И он был царь Йешуруна (Израиля), когда собирались главы народа вместе с коленами Израилевыми.» (Втор. 33:5)

"... есть объяснение в Мидраш Сифри (мидраш-галаха Танайм), в мидраше к книге Дварим. Мидраш приводится к словам Моше: "вайhи бе-йешурун мелех" - "И будет в Йешуруне царь". Йешурун - это ласковое название Израиля, от слова "яшар" - "напрямую" (связанный с Богом). Что же обозначают эти слова? Мидраш объясняет, что когда в Израиле все в едином порыве объединяются снизу, то Слава Имени Всевышнего поднимается наверх. Даже не объясняя ничего конкретно, мидраш показывает нам, что основной смысл слов: "в Йешуруне будет царь" обозначает, что царем в Израиле должен быть в идеальной ситуации Всевышний. Стих книги Дварим говорит: "(вайhи бе-Йешурун мелех...) бе-hитасеф рошей ам яхад шивтей Исраэль" - "....когда собрались главы народа вместе с коленами Израиля". То есть, - когда они все вместе образуют единую связку, а не тогда, когда они распадаются на отдельные "пучки" (тогда будет "царь" в Израиле)." (Лекции З.Дашевского по книге Йеhошуа http://www.machanaim.org/tanach/_da_ieh/ieh-23.htm)

«Нет подобного Богу Йешурун (Израилеву), Который по небесам принесся на помощь тебе и во славе Своей на облаках;» (Втор. 33:26)

"Знай, Йешурун, что нет подобного Б-гу среди всех божеств народов и не сравнится с твоим Оплотом их оплот." (Раши)

26. "НЕТ ПОДОБНОГО. (Этому Б-гу), то есть этому проявлению Б-га. Ничто не может сравниться с тем, как Он проявляет Себя здесь, в вашем случае, (Йешурун), если вы останетесь Йешуруном, если вы останетесь прямыми и честными и будете вести жизнь в неуклонной верности своему долгу." (Комментарий р. Ш.-Р. Гирша http://machanaim.org/tanach/e-dvarim/inde11_1.htm)

«Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней: не бойся, раб Мой, Иаков, и Йешурун (возлюбленный) [Израиль], которого Я избрал;» (Ис. 44:2)

Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.» (Пс. 1:1-3)

не ходит на совет нечестивых - Таким был Йосеф из Аримафеи:

«Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришел к Пилату и просил тела Йешуа (Иисусова); и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном [в скале], где еще никто не был положен.» (Лук. 23:50-53)

и не сидит в собрании развратителей (и в собрании насмешников не сидел) - "Насмешники (

)- они выдают чужие секреты, чтобы посмеяться (Ибн Эзра). Бездельники, которые собираются, чтобы посплетничать (Радак). Они красиво говорят (
- красивая фраза), чтобы скрыть нечистые замыслы (Мецудат Цион). Другое определение "собрания насмешников" приведено в "Поучениях отцов": когда двое не обсуждают слова Торы, то это - собрание насмешников (Пиркей Авот З,2)." (Комментарий З.Фуксона http://machanaim.org/tanach/n1-thil/indn1_001.htm)

«Псалом Давида. Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.» (Пс. 2:1-2)