Составитель: Владислав Нагирнер (http://messianicministry.info)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Мидраш о помощнице
Мидраш о Ноахе (Ное)
Вавилонская башня
Мидраш об Аврааме и Сарре
Яаков и Эйсав
Яаков и ангел
Мидраш о Йосефе
Терновый куст
Ман (манна)
Тора и невеста
Йешурун – ласковое имя Израиля
(Пс. 2:1-2)
(Пс. 22:4)
(Пс. 76:21)
Молитва - как фимиам (воскурение - кторет)
В Вавилоне
Почему Израиль назван червем?
Иудейская традиция о Святом Духе
Порец (Стенорушитель) (Миха, 2:13)
Бен Перец (сын Фареса)
Имена Машиаха в Талмуде и мидрашах
Ценности еврейской семьи
Кто богат? "...Тот, чья жена ласкова и добра"
Роль брака
Молитва о детях
О воспитании
"Никто не порезался?"
"У нас болит нога"
Соблюдение ритуальной чистоты
Секрет шалом-байт (семейного мира)
Акарат атов (признательность за добро)
Ваш дом - это бейт а-микдаш
Зависть
Введение
Почему Йешуа (Иисус) часто говорил притчами? Притчи лучше запоминались, чем простой текст.
По данным исследователей, существует несколько тысяч притч в иудейском наследии.
Рассмотрим ряд примеров.
Мидраш о помощнице
«И сказал Господь Бог: не хорошо (ло тов) быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.» (Быт. 2:18)
Слово на иврите "кенегдо", переведенное на русский как "соответственный ему", имеет 2 значения:
1. Дополняющий, стоящий рядом.
2. Противоположность, стоящий напротив, букв. против него.
"Достоин - помощь, не достоин - против него, чтобы бороться (с ним)" (Берешит раба 17) (Цит. по: комментарий Раши).
Но это "против" - для созидания, укрепления семьи.
Мидраш о Ноахе (Ное)
"Историю о чудесном спасении Ноаха в ковчеге мидраши интерпретируют как воплощение идеи раскаяния:
Мидраш Танхума:
Иди и смотри: почему сказал Святой, благословен Он, Ноаху, чтобы тот делал ковчег? Чтобы видели, как он сидит и трудится - и раскаялись. Ведь разве не мог Всевышний спасти Ноаха одним Своим словом, или поднять его на небо - и когда Он сказал "сделай себе ковчег из дерева гофер" - зачем это? Но сказал Святой, благословен Он: "Если Я скажу ему: сделай себе ковчег из дерева гофер", и он будет стоять и трудиться, и рубить кедры, а они соберутся вокруг него и скажут: "Ноах! Что это ты делаешь?". А он ответит: "Ковчег! Ибо сказал мне Святой, благословен Он, что приводит Он на землю потоп"; тогда услышат они и раскаются". Так считал Святой, благословен Он, но они не обратили внимания на Ноаха.
И в другом варианте:
Ноах сажал кедры, и говорили ему: "Зачем тебе эти кедры?". И отвечал он: "Святой, благословен Он, решил привести на землю потоп и велел мне сделать ковчег, чтобы спаслись я и мой дом". И смеялись они над ним и глумились над его речами. А он поливал те кедры, и они росли. И спрашивали его: "Что ты делаешь?". И отвечал он им то же. А они насмехались. К концу дней своих срубил он деревья и стал распиливать. И говорили ему: "Что ты делаешь?" И отвечал он им, и предостерегал их. Но поскольку они не раскаялись..."(Нехама Лейбович. Комментарии к Торе http://www.jafi.org.il/education/russian/leibov/_nleybov/s053-056.html)
Вавилонская башня
«И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.» (Быт. 11:4)
4 и создадим (сделаем) себе имя (вэнаасе лану шем) - еврейский мудрец Гиллель говорил: "Тот, кто стремится создать себе имя, - теряет (и свое прежнее) имя..." (Пиркей Авот, гл.1, п. 13 Цит. по: Сидур "Теhилат Ашем", М.: Шамир, 2001, с. 212)
"Если община не призывает человека служить Б-гу, а требует служения самой общине, если она видит в себе цель, вместо того, чтобы рассматривать себя в качестве средства, — человечество не имеет будущего, и ничего хорошего его не ожидает. Случится то, что описано здесь и звучит как пророчество: люди почувствуют свою силу и придут к вере в то, что община может существовать без Б-га и Его нравственного закона." (Комметарий р. Ш.-Р.Гирша http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda02_3.htm)
Мидраш об Аврааме и Сарре
Об Аврааме
"Авраам, оставаясь в Харране, подобен был сосуду, наполненному благовонным елеем, но закупоренному и лежащему без употребления, почему аромата его и не слышно. Откройте сосуд, дайте ему движение с места на место, - и тогда только обнаружится сила его благоухания." (Берешит Раба, 39; Шир hа-Ширим Раба,1. - Цит. по: Притчи мидрашей. Сборник сказаний, притч, изречений. - Ростов н/Д: "Феникс", 2005, с.39).
О трех сыновьях Авраама
«Три сына было у Авраама: не два, а три сына было у Авраама: Ишмаэль, Ицхак и Ивке. Никто не слышал об Ивке, потому что он был маленький и любимый, который и был вознесен во всесожжение на горе Мориа.
Ишмаэля спасла его мать – Агарь. Ицхака спас Ангел Господень. А Ивке не спас никто, ибо он был маленький. Отец его называл его с любовью: Ивке, Ивах, Эвех, маленький и милый мой. И он был принесен в жертву. В Торе написано АГНЕЦ, но это был Ивке. Ишмаэль не слышал больше о Боге во дни свои. Ицхак больше не смеялся во все дни свои. Сара смеялась только один раз и больше не смеялась.
Три сына было у Авраама… ИшмаЭль, ИцхакЭль и ИвкеЭль.» (Йегуда Амихай. «Танах, Танах, с тобой, с тобой, и другие мидраши.» Цит. по: Самуил Ципен. И будут говорить, что это я… Не верьте. Рига, 2005, с. 253)
(«Ливкот» в переводе с иврита – «плакать», в будущем времени – «ивке» (будет плакать))
«Жизни Сарриной было сто двадцать семь лет: [вот] лета жизни Сарриной;» (Быт. 23:1)
Жизни Сарриной было сто двадцать семь лет - букв.: и была жизнь Сары: сто лет и двадцать лет и семь лет
"Слово "шана", год, стоит после каждого периода, тем самым говоря тебе, что каждый из них нужно толковать в отдельности: в столетнем возрасте (она была) как двадцатилетняя (непричастна) к греху. Как двадцатилетняя не грешна, потому что (по возрасту еще) не подлежит наказанию, так и столетняя безгрешна. А в двадцать лет (она была так же) прекрасна, как в семь лет [Берешит раба 58]." (Раши http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda05_1.htm)
«Так достались Аврааму от сынов Хетовых поле и пещера, которая на нем, в собственность для погребения.» (Быт. 23:20)
Пещера Махпела и поле - это залог владения Эрец Исраэль.
"Сказал раби Юдан, сын раби Симона: 'Это - одно из трех мест, о которых народы мира не могут сказать Израилю: они - чужое достояние, которое вы присвоили. Вот эти три места: пещера Махпела, Храмовая гора и гробница Йосефа [в Шхеме]. О пещере Махпела написано в Торе (Брейшит 23:16): "И понял Авраhам Эфрона, и отвесил Авраhам Эфрону серебро", о Храмовой горе - (Диврей hаямим I,21:25): "И отдал Давид Арнону тут же, на месте, золотые шекели весом шестьсот", а о месте гробнице Йосефа - (Брейшит 33:19): "И купил он [Яаков] участок земли, на котором раскинул шатры свои, у сыновей Хамора, главы Шхема, за сто монет". (Берешит Раба 79:7)
"Смотрите, какую скромность проявил Авраhам, отец наш! Ведь Всевышний обещал навечно отдать эту страну ему и его потомству, а сейчас Авраhам не нашел другого места для могилы кроме того, что купил, заплатив много денег. Однако у него даже не возникло мысли, будто Всевышний поступает несправедливо, или желания пожаловаться. Более того: даже с народом, жившим в той стране, Авраhам разговаривал крайне смиренно: "Пришелец-старожил я у вас..." (23:4). Тогда сказал ему Всевышний: "Ты сам себя принизил - клянусь, что Я возвышу тебя и поставлю господином над ними". (Мидраш hагадоль) (Из комментарией проф. Нехамы Лейбович http://www.jewishagency.org/JewishAgency/Russian/Education/Jewish+Life/Nehama/bereishit/s146-152.html+20.htm)
Яаков и Эйсав
"Два побега вышли рядом из земли, один - мирта, другой - терновника. Вначале они мало отличались один от другого, а когда выросли и расцвели, один покрылся душистой листвой, а другой колючками. <...> Яаков посвятил себя служению Истинному Богу, а Эйсав - идолам." (Берешит-Раба, 63) (Цит. по: Притчи мидрашей. Феникс, 2005, с.59)
«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Мессии.» (1 Кор. 2:14-16)
Яаков и ангел
«И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.» (Быт. 32:28)
"По словам наших мудрецов, пыль, которую "подняли" эти два борца, "была пылью, которая поднялась до Б-жественного Трона". (Хулин 91а) Ибо эта борьба была прообразом борьбы, которая будет продолжаться в течение всей истории; она и является основным содержанием мировой истории." (Комментарий р. Ш.-Р. Гирша http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda08_1.htm)
Мидраш о Йосефе
"Сказано в Мидраше: «Говорит Рабан Шимон бен Гамлиэль: Йосеф получил свое, положенное ему. Из уст, не давших запретного поцелуя, исходят приказы, обеспечивающие народ Египта хлебом; тело, которое не коснулось недозволенной женщины, облачено в специальную одежду из льна, какую носила высшая египетская знать; шея, которая не склонилась для греха, украшена золотым ожерельем; на руку, не дотронувшуюся греховно до женщины, фараон надел перстень (печать, знак власти. – И.З.) со своей руки. Ноги, не шагнувшие к греху, отдыхают в царской карете. Голову, отвратившуюся от искусительных мыслей, Б-г одарил мудростью»." (Рав Ицхак Зильбер. Недельная глава Торы "Ваяшев" http://www.breslev.co.il/articles/недельная_глава_торы/беседы_о_торе/недельная_глава__«ваешев».aspx?id=14558&language=russian)
Терновый куст
"На вопрос одного язычника: Для чего Бог явился Моисею из куста терновника, р. Иегошуа бен Корха сказал:
- Для того чтобы люди знали, что нет того места, на котором не почил бы дух Господен, не исключая и терновника.
И ради того еще Господь явился Моисею в кусте горящем и несгораемом, что Моисей носил в душе страх за судьбу народа, которому - думал он - предстоит неизбежная гибель в рабстве египетском. <...> Подобно тому как пламя это не в силах испепелить куст, так не в силах египтяне истребить народ израильский (Шмот Раба, 2)." (http://www.chassidus.ru/library/agada/yetziat_mitzraim.htm)