Смекни!
smekni.com

1  Понятие конституционно-правового статуса (стр. 2 из 6)

Научная новизна работы и личный взнос автора в исследовании проблемы заключаются в таких основных положениях, выводах и рекомендациях:

1. Сформулировано авторское определение понятия конституционно-правовой статус члена парламента как определенное законом политико-правовое положение члена парламента, которое охватывает права, обязанности, формы и методы деятельности, ответственность и гарантии его деятельности. При этом, конституционно-правовой статус члена парламента в узком, то есть в собственном значении понимается как совокупность прав и обязанностей, гарантий деятельности и ответственности парламентариев, установленных действующим законодательством. В широком значении конституционно-правовой статус парламентариев – это совокупность его элементов, к которым, по мнению автора, относятся полномочия парламентариев, формы и методы их деятельности с помощью которых реализуются учредительные, законодательные и контрольные функции парламента, сессионные и внесессионные формы работы, гарантии и ответственность парламентариев.

2. Предложено определение прав и обязанностей членов парламента, а именно: права парламентариев – это юридически гарантированные возможности, с помощью которых парламентарий реализует функции парламента и с помощью которых он имеет возможность представлять интересы и волю избирателей; обязанности парламентариев – это установленная и гарантированная государством мера необходимого поведения члена парламента в процессе осуществления ним определенной законодательством деятельности.

3. Определено понятие конституционно-правовой ответственности в контексте юридической ответственности парламентариев как особенный вид юридической ответственности, которая направлена на охрану Конституции и применяется за неправомерные действия в конституционно-правовой сфере, то есть за невыполнение или ненадлежащее выполнение депутатами своих полномочий установленных Конституцией и действующим законодательством. На сегодня и народные депутаты Украины и, члены Парламента Грузии, исходя из существующего объема полномочий и гарантий осуществления депутатской деятельности, несут символическую ответственность. Автор предлагает изменения к действующему законодательству Украины и Грузии относительно установления ответственности парламентариев.

4. Сформулировано авторское определение гарантий депутатской деятельности как совокупность условий, механизмов эффективной реализации народными депутатами своих прав, обязанностей и других полномочий, связанных с реализацией их основной функции представителей народа в законодательном органе государства. Отмечено, что гарантии деятельности парламентариев – это не льготы и привилегии, а необходимые условия, которые обеспечивают максимально эффективное выполнение парламентариями своих полномочий.

В диссертации предлагается авторская классификация гарантий деятельности парламентариев анализируемых стран в сравнительном ключе, а именно: организационные, правовые, трудовые и материальные гарантии. Рассмотрены основные характеристики каждой из указанных гарантий.

5. Рассмотрена такая важная правовая гарантия деятельности парламентариев как неприкосновенность, а именно парламентский иммунитет. Отмечено, что термин "иммунитет" как в Украине, так и в Грузии используется только в науке, законодательного закрепления указанный термин на сегодняшний день не нашел. По нашему мнению, понятие иммунитета не является единым понятием, что подразумевает то, что использование термина «снятие иммунитета» не предполагает каких-то определенных процессуальных действий. Исходя из указанного, мы предполагаем, что в случае, когда уполномоченные субъекты обращаются в орган законодательной власти с просьбой о снятии неприкосновенности (иммунитета) с парламентария, необходимо указывать для осуществления каких конкретно процессуальных действий по отношению к народному депутату необходимо предоставление согласия парламента.

Доказано наличие достаточно широкой по объему неприкосновенности членов парламентов Украины и Грузии и обоснована объективная необходимость ее ограничения; в частности, предложено предусмотреть в законодательстве Украины норму, в соответствии которой народный депутат Украины может быть задержан на месте совершения преступления без получения согласия Верховной Рады Украины. Одновременно предлагается усовершенствовать закрепленное в законодательстве Грузии положение в части установления срока уведомления правоохранительными органами Парламента Грузии о задержании парламентария. Также, с целью предотвращения ошибочного задержания или ареста члена парламента за действия, которые являются правонарушением и не содержат состава преступления, необходимо определить условия, при соблюдении которых допускается его арест или задержание; кроме того, предложено привести Закон Украины «Про статус народного депутата Украины» в соответствие с Конституцией Украины в части норм, которые регулируют неприкосновенность народных депутатов Украины.

6. Обоснована правовая природа депутатского запроса на основе анализа нормативных актов и практика их применения в Украине и в Грузии, внесены ряд предложений о дальнейшем развитии и усовершенствовании института депутатского запроса. В частности, в законодательстве Грузии предлагается более четкое определение возможностей и предела права на запрос для членов Парламента Грузии, поскольку существуют случаи использования соответствующего права не только для осуществления депутатской деятельности.

7. В связи с тем, что по вопросам, связанным с выполнением своих полномочий, члены Парламента Грузии иногда вынуждены обращаться в соответствующие государственные органы, предприятия, учреждения, было бы целесообразно в законодательстве Грузии предусмотреть такое понятие, как депутатское обращение.

Практическое значение полученных результатов. Положения диссертации могут быть использованы в процессе подготовки соответствующих разделов учебников, учебных пособий, при преподавании курса «Конституционное право», и спецкурса «Парламентское право», в практической деятельности народных депутатов Украины и членов Парламента Грузии, в правотворческой деятельности, для усовершенствования законодательства двух государств. Теоретические выводы и положения могут использоваться в дальнейших научных разработках.

Личный вклад соискателя. Диссертация является самостоятельной, завершенной научной работой, комплексным исследованием конституционно-правового статуса парламентариев Украины и Грузии. Сформулированные в ней положения, выводы, предложения получены автором лично, достаточно обоснованы и достоверны.

Апробация работ и публикации. Диссертация подготовлена и выполнена в отделе конституционного права и местного самоуправления Института государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины. Основные теоретические положения нашли свое отображение и докладывались на научно-практической конференции «Выборы и референдумы в Украине: законодательное обеспечение, проблемы реализации и пути усовершенствования (Киев, 13–15 ноября 2002 г.; тезисы опубликованы).

Основные теоретические положения исследования изложены в трех самостоятельных авторских публикациях в сборниках научных работ, которые входят в перечень специальных изданий, утвержденных Высшей квалификационной комиссией Украины, а также в тезисах доклада на научно-практической конференции.

Список публикаций автора по теме диссертации:

1. Убери Т.П. Понятие статуса парламентариев Украины и Грузии // Держава і право: Збірник наукових праць. Юридичні та політичні науки. – К.: Інститут держави і права ім. В.М. Корецького НАН України; Спілка юристів України. – 2001. – Вип. 11. – С. 198—202.

2. Убери Т.П. Сравнительная характеристика института неприкосновенности парламентариев Украины и Грузиии // Держава і право: Збірник наукових праць. Юридичні та політичні науки. – К.: Інститут держави і права ім. В.М. Корецького НАН України; Спілка юристів України. – 2001. – Вип. 14. – С. 298–304.

3. Убери Т.П. Сравнительный анализ прав и обязанностей парламентариев Украины и Грузии // Держава і право: Збірник наукових праць. Юридичні та політичні науки. – К.: Інститут держави і права ім. В.М.Корецького НАН України; Спілка юристів України. – 2002. – Вип. 17. – С. 110—117.

4. Убері Т.П. Доповідь на підсумкової дискусії на міжнародної науково-практичної конференції „Вибори і референдуми в Україні: законодавче забезпечення, проблеми реалізації та шляхи вдосконалення”. Київ, 13—15 листопада 2002 року (доповіді, виступи, рекомендації). – К.: Нора-друк, 2003. – С. 487—488.

Структура диссертации обусловлена целью, задачами и предметом исследования. Работа состоит из вступления, трех разделов, которые делятся на семь подразделов, выводов и списка использованной литературы. Полный объем диссертации — 184 страницы, из них 24 страницы — список использованной литературы из 181 наименования.

Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте http://www.mydisser.com/search.html


ВЫВОДЫ

В результате проведенного исследования автор пришел к следующим выводам:

1. В основе сравнительного анализа статуса парламентариев Украины и Грузии лежит определение понятия органа законодательной власти каждого государства.

Существенным отличием в определении парламента в законодательстве двух стран является то, что в Конституции Украины, в отличие от Конституции Грузии, не закрепляется понятие парламента как представительного органа страны, а лишь как единого органа законодательной власти в Украине. Учитывая то, что парламент является органом, выражающим волю народа и действующим от его имени, предлагается уточнить определение парламента - Верховной Рады Украины, с целью закрепления на законодательном уровне всех его признаков, таких как, представительный орган, единый орган законодательной власти, постоянно действующий орган. Также предлагается усовершенствовать определение Парламента Грузии и указать, что он является единым органом законодательной власти, тем самым подтверждая и закрепляя важное исключительное полномочие издавать законы. Кроме того, в работе определены типовые элементы характеристики института парламента, а именно, что это как правило, постоянно действующий, коллегиальный, единый законодательный и общенациональный представительный орган, определяющий основные направления внешней и внутренней политики государства, в установленных Основным законом пределах.