Смекни!
smekni.com

Философский анализ естественнонаучных и научно-технических предпосылок решения триединой проблемы укрепления здоровья человека, сохранения его молодости и достижения практического бессмертия (стр. 2 из 5)

В сложившемся положении вещей традиционные пути и средства их решения оказываются либо малоэффективными, либо вообще невозможными. Так, казалось бы, на поверхности лежит способ переориентации процесса убыли населения на его прирост – такое увеличение рождаемости, которое перекрыло бы любой уровень смертности. Однако подобный рост рождаемости сегодня практически исключен. Но главное заключается в том, что усилия и средства должны быть направлены не только и не столько на этот рост, сколько в первую очередь именно на непосредственное противодействие смертоносным причинам, на борьбу с самой смертностью. Это – тоже веление времени.

Невозможность значительного увеличения рождаемости оставляет в силе тенденцию постарения населения. Поэтому противостоять ей в современных условиях способно главным образом как раз сохранение молодости людей и в качестве важнейшего его следствия – радикальное продление их жизни. Оно поначалу предотвратит угрозу недонаселения планеты и сокращение вследствие этого возможностей освоения человечеством космического пространства. Действительно, перемещение на другие планеты для бессмертного человека становится в большей степени возможным, чем для смертного. Освоение бесконечного космического пространства не приведет к перенаселению отдельно взятой планеты. Между тем без расселения человечества в космосе не может быть обеспечена безопасность земного разума и решение многих других общепланетарных проблем. В итоге сохранение оптимальных параметров телесной и духовной жизнедеятельности людей и достижение их неограниченно долгого индивидуального бытия должны будут обеспечить надежный рост численности землян со всеми вытекающими отсюда неисчерпаемыми возможностями прогресса человеческого общества.

Нетрадиционный взгляд и подход к решению триединой проблемы укрепления здоровья человека, сохранения его молодости и достижения практического бессмертия позволяют выдвинуть модель прогресса, альтернативную общепринятой. Последняя предполагает в ходе прогрессивного развития обязательность смены поколений, а значит, – смерти. Для смертнической парадигмы такой ход событий представляется чем-то само собой разумеющимся. Альтернативная же ей модель признает возможность развития человечества без смены поколений, а следовательно, без необходимости смерти. Численность людей, ставших практически бессмертными, будет пополняться посредством продолжающихся рождений, обогащающих человеческий потенциал в том числе и новыми выдающимися личностями. Опасность планетарного перенаселения при этом представляется кажущейся, если принять во внимание возможности заселения поверхности планеты (пока что необитаемые или мало обитаемые территории, просторы океана и т.п.), а главное – перспективу дальнейшего экстенсивного и интенсивного освоения космического пространства. Таковы черты бессмертнической парадигмы.

Вместе с тем становится совершенно очевидным, что решение такой проблемы усилиями одной отдельной страны в принципе невозможно. Она, по существу своему, является глобальной и может решаться только всем объединенным человечеством, стать поистине его общим делом. Глобальное осознание реальности подобной перспективы прогресса человечества может стать его новым могучим импульсом. В свете ее еще более предосудительным и недопустимым предстает состояние современных общественных отношений, когда человеческая жизнь оказывается мелкой разменной монетой во всякого рода экономических, политических, национальных, религиозных, криминальных и прочих «разборках», вплоть до террористических. Подобное положение вещей является позором человеческого разума и потому им же должно быть устранено. Бессмертие человека должно активно твориться.

Непривычность и даже в определенной мере пока еще фантастичность такого взгляда и подхода не должны особо смущать, а тем более – отталкивать от них. К.Э. Циолковский в свое время справедливо утверждал, что «сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет. И уже в конце концов исполнение венчает мысль». Это свое убеждение он подтверждал не раз, так что ему вполне можно довериться. И действительно, без дерзновенной и вместе с тем реалистичной идеи подлинного творчества просто не бывает.

В глобальной реализации программы решения триединой проблемы укрепления здоровья землян, сохранения на пике оптимума характеристик их телесной и духовной жизнедеятельности, а в конечном счете – достижения практического бессмертия, т.е. неограниченно долгой жизни всех людей, определяющую роль могла бы сыграть Организация Объединенных Наций, организуя и координируя усилия всех стран мира, направленные на достижение высокой цели, которая выражает главный смысл человеческой истории и жизни каждой отдельной личности.

Научно-оптимистическая теория старения и ювенации.

Среди научно-оптимистических теорий старения и ювенации вполне оправданный интерес вызывает точка зрения Б.М. Ханжина. Он убежден, что «прогресс науки сделал возможным превращение смертных дифференцированных клеток, взятых из организма животных и человека, в бесконечно долго размножающиеся клеточные линии». И вслед за этим Ханжин делает вывод исключительной важности, согласно которому «для некоторых биологических систем бессмертие не является принципиально чем-то невозможным. Оно или существует или может быть воспроизведено». Так что идея бессмертия начинает звучать поистине рефреном.

Суть предложенной им теории заключается в том, что и онтогенез, и геронтогенез многоклеточного организма обусловлен, по его словам, «многоповторяемостью генов гистонов», которые являются репрессорами генетического аппарата. «В период эмбрионального развития, – считает он, – репрессия генома гистонами обусловливает дифференцировку клеток, что создает сложный многоклеточный организм. А несколько ниже делается следующее обобщение принципиального значения: «Продолжающаяся на всем протяжении онтогенеза, в том числе и в конечной стадии онтогенеза – геронтогенеза, – репрессия генома является причиной старения организма». В практическом же отношении особую ценность представляет следующее утверждение Ханжина: «Достаточно в 20-летнем возрасте человека выключить часть генов гистонов, чтобы гомеостаз клеток на этой стадии самоподдерживался произвольно долго. Вызывает обоснованный интерес и ряд других положений этой теории.

Среди сравнительно недавних оригинальных теорий, заслуживающих того, чтобы их здесь тоже упомянуть, следует отметить ту, которая предложена А. Халявкиным (в частности в его статье «Анализ некоторых проблем нестарения»). «Сейчас, – замечает он, – ересью считается возможность обрести человеком бессмертие». И далее высказывается мнение: «Логический скачок от «не может быть!» до «кто же этого не знает!» может начаться с осознания человеком своей потенциальной способности не стареть, которая ныне забыта и отрицается ортодоксальной наукой». Халявкин, в частности, утверждает: «Анализ показывает принципиальную реальность радикального замедления старения и даже обратимость этого процесса».

В США, в городе Формингдейл, вот уже 30 лет существует клиника, пациенты которой находятся в герметически закрытых и глубоко замороженных хранилищах. Они согласились на этот эксперимент с надеждой, что когда-нибудь снова вернутся к жизни.

В клинике работают по методу доктора Этингера – профессора Венского университета. Его методика состоит в следующем. После смерти пациента у него удаляют всю кровь, а затем вводят в кровеносные сосуды специальный раствор глицерина. Тело заворачивают в станиоль и закрывают в сосуде с сухим льдом, который помещают в герметически закрытое сооружение, содержащее жидкий азот, его температура минус 196 градусов Цельсия. Азот периодически заменяют, что позволяет сохранять тело до тех пор, пока медицина не будет в состоянии излечить болезнь, приведшую пациента к смерти.

Однако с точки зрения биологов в первой половине XXI века смерть все еще останется чем-то фатально неизбежным, но, по мнению ученых, клетка потенциально бессмертна, и в теле человека нет ни одного органа или ткани, заведомо обреченных на смерть. Французский ученый-биолог Ж. Ростан считает, что если бы человека можно было раздробить на отдельные клетки и затем каждую из них поместить в питательную среду, то подобный «рассыпанный» человек практически стал бы бессмертным.

Естественно, здесь возникает вопрос: а возможно ли восстановить функции органов человека после их замораживания? Ответить на него однозначно трудно, однако многочисленные случаи оживления людей, умерших в результате глубокого охлаждения, вселяет определенную надежду. В 1960 в больницу одного из совхозов в Казахстане доставили мужчину. В акте осмотра была сделана запись: «Окоченевшее тело полностью обледенело. Постукивание по телу вызывает глухой звук, как от ударов по дереву. Пульс и дыхание не прослушиваются. Диагноз: общее замерзание, клиническая смерть». Вопреки заключению сельский доктор принял энергичные меры для оживления пострадавшего: согревание теплой водой, стимулирование сердечной деятельности, искусственное дыхание, массаж сердца. Через полтора часа упорной работы врачу удалось вернуть человека к жизни. Пострадавшим оказался 29-летний тракторист В. Харин. Он возвращался на тракторе в деревню, но мотор заглох, тогда тракторист пошел пешком, но силы покинули его, и он заснул.