Смекни!
smekni.com

Философский анализ естественнонаучных и научно-технических предпосылок решения триединой проблемы укрепления здоровья человека, сохранения его молодости и достижения практического бессмертия (стр. 4 из 5)

Основным источником стволовых клеток пока являются зародышевые ткани. У взрослых людей стволовые клетки обнаружены, в частности, в тканях костного мозга, откуда их, естественно, очень трудно извлекать. Рассеянные по взрослому организму стволовые клетки очень нелегко заметить и изолировать – внешне они ничем не отличаются от «обычных» клеток той же ткани. Действенные методы поиска и выделения таких клеток появились лишь в конце девяностых годов.

На некоторых питательных средах такие клетки размножаются практически бесконечно, не претерпевая никаких изменений, как и клетки злокачественных опухолей. Однако специальные химические стимуляторы могут заставить культивированные стволовые клетки переродиться в нейроны, клетки поджелудочной железы и печени, костную и мышечную ткань. Эксперименты показывают, что культуры эмбриональных стволовых клеток можно использовать для выращивания самых различных тканей для пересадок больным людям.

Из сообщения агентства «Mednovosti.ru» от 18.01.05 американским ученым удалось вырастить сердце в пробирке. Американские ученые Гордана Ванжак-Новакович (Gordana Vunjak-Novakovic) и Роберт Лэнгер (Robert Langer) из Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology) сумели вырастить в пробирке кусочек сердечной мышцы, сообщает BBC News. Под действием электрических импульсов он начал сокращаться, как и положено нормальному сердцу. В будущем ученые надеются использовать подобные «заплатки» для замены поврежденных участков миокарда.

Чтобы вырастить искусственное сердце ученые поместили клетки миокарда крысы на трехмерную подложку из полимерного материала и выдерживали ее в специально подобранной среде, из которой клетки получали кислород и питательные вещества. Участок сердечной мышцы размером с 50-копеечную монету и такой же толщины вырос всего за 8 дней. По мере роста миокарда подложка постепенно растворялась.

Авторы проекта отмечают, что стимуляция электрическими импульсами обеспечивает взаимодействие клеток друг с другом и синхронное сокращение всего участка миокарда. Главное, по словам ученых, чтобы кислород поступал ко всем клеткам «заплатки» равномерно. В дальнейшем исследователи намерены вырастить участок сердечной мышцы толщиной с человеческий миокард.

Ранее подобные работы проводились учеными с медицинского факультета Университета Северной Каролины в Чапел Хилл, работавшими под руководством доктора Альберта Бейнса (Albert J. Banes). Им удалось вырастить на гелевой основе участок миокарда мыши. При рассматривании выросшего участка под микроскопом было видна характерная для сердечной мышцы исчерченность.

Из сообщения «Nauka.ru» от 09.12.04 впервые выращена «запчасть» человека. Сообщение о первой успешной пересадке пациенту костей, выращенных из стволовых клеток вызвало сенсацию научных кругах во всем мире.

Согласно информации из научных кругов, специалисты германского города Киль вырастили из стволовых клеток и затем пересадили пожилому человеку нижнюю челюсть. Его собственная была ампутирована несколько лет назад из-за развития раковой опухоли.

Стволовые клетки и костный материал были помещены в лаборатории в точную копию сделанной из титановой сетки нижней челюстной кости пациента. После начала роста новых тканей из стволовых клеток, титановую копию вживили в организм пациента под правой лопаткой. Через восемь недель титановая форма была извлечена и из нее была создана новая костная основа нижней челюсти. Затем костная ткань была имплантирована пациенту.

Анализ показал, что искусственно выращенная костная ткань ничем не отличается от естественной. Тем самым впервые в истории из стволовых клеток была создана «запасная часть» для организма.

Определяющее значение биологического пути решения триединой задачи. Проблема клонирования.

Уже сегодня можно с уверенностью констатировать: становится все более очевидным, что «детали» человека, требующие замены, будут компенсироваться не только и не столько на металлическо-пластиковой основе, сколько живой субстанцией, которая гармонична биотической составляющей человеческой природы. Главным поэтому все более определенно и надежно становится именно биологическое направление решения проблемы достижения реального бессмертия человека. Теперь оно в первую очередь отождествляется с методом клонирования, широко и весьма разноречиво обсуждаемым общественностью, в том числе научной.

Характеризуя этот путь, тот же Болонкин как раз подчеркивает, что данное направление представляет собой, по его мнению, «выращивание точной копии данного человека со всеми его талантами и способностями, т.е. это метод клонирования». В связи с этим уместно напомнить, что под «клоном» (от греч. – ветвь, отпрыск) понимается ряд следующих друг за другом поколений, представляющих собой наследственно однородных потомков от одного исходного предка (растения, микроорганизма, животного), которые образуются в результате бесполого размножения. Отсюда клонированием как раз и называется, по словам Г.Н. Остроумова, «получение нового животного из соматической клетки – это создание генетически тождественного существа». Однако на деталях применение этого метода и многих других его аспектов здесь вряд ли есть необходимость останавливаться.

Но пока что, как отмечает Болонкин, подобная технология несовершенна и дорого стоит. Поэтому в первую очередь нужно, как предлагает ученый, «создать банк генного материала (замороженные кусочки кожи, капли крови и т.п.) и записи потенциалов мозга хотя бы выдающихся политических деятелей, артистов, бизнесменов, ученых и т.п.». И далее им делается примечательное замечание, которое тоже способно вызвать весьма оживленную дискуссию. «Человечество, – утверждает Болонкин, – уже потеряло многих гигантов науки, искусства, бизнеса, политики, спорта, и если мы имеем возможность сохранить гены ныне живущих выдающихся людей (чтобы в будущем создать их точные копии), но не реализуем ее, то это будет преступлением перед нашим потомством». С этими соображениями трудно не согласиться, особенно если учесть, что речь идет только о «хотя бы» и лишь для начала. Решение проблемы личного бессмертия в принципе не может быть элитарным – для избранных, для одних власть и богатство имущих. Оно, в конечном счете, должно стать всеобщим достоянием.

Вместе с тем создается впечатление, будто клонирование сводится у Болонкина лишь к воспроизведению копий оригинала, или прототипа, и оказывается чуть ли не единственным в биологическом плане путем решения проблемы человеческого бессмертия. Получается как бы так, что свойство бессмертия обретается ни конкретным человеческим индивидом, как таковым, самим по себе, а только в своих клонах. Бессмертным же, согласно нашей концепции, должен стать именно данный человек, каждый отдельный индивидуум, а воспроизведение его в клонах может быть обусловлено только какими-то особо роковыми и трагическими обстоятельствами человеческой жизни, например, исключительно глубоким и обширным повреждением организма, которое не может быть устранено ничем, кроме восстановления его в клоне.

Иначе говоря, в приведенных утверждениях Болонкина насчет биологического пути достижения бессмертия тоже звучит что-то от технократизма. В самом деле, этот путь сводится исключительно к использованию метода клонирования в качестве лишь определенного, так сказать, «технического» приема. Но вряд ли это именно так! Задача в первую очередь сводится к тому, чтобы добиться практического бессмертия именно для данного человека, а не его клона. В таком случае клонирование должно стать главным образом источником родных по плоти «запчастей», которые устранят зависимость от дефицита донорских органов, часто обрекающем людей на преждевременную смерть, и которым не грозит биологическая несовместимость. И только когда организм разрушен настолько, что не может быть восстановлен в своих частях, он будет возрождаться в своем клоне, целиком. Но это должно стать лишь исключением, а не главным способом обеспечения практического бессмертия человека. Для достижения этой цели должны быть применены самые разнообразные методы, а не только клонирование.

В конце 2002 и в начале 2003 гг. появились сенсационные сообщения о первых клонированных людях. Начало их череде положила клонированная девочка под условным именем Ева, родившаяся 26 декабря 2002 г. В редакционной заставке под названием «Клонированную Еву везут в США» к соответствующим материалам, опубликованным в «Комсомольской правде», в частности, сообщается также: «До конца февраля, как обещают в Clonaid, на свет появятся еще четыре клонированных ребенка». И далее уточняется: «В двух случаях родители решили воссоздать генетические копии умерших детей, в одном – младенцем обзаведется пара лесбиянок». На «переднем крае» такого рода исследований оказалась именно указанная компания «Клонэйд», деятельность которой была инициирована и в значительной степени финансируется футуристической сектой раэлитов. Главными пунктами их кредо является вера в происхождение человечества от инопланетян и в возможность посредством клонирования достичь бессмертия людей. Фирма «Клонэйд» вырвалась вперед в острой конкурентной борьбе с итальянским врачом Северино Антинори, который, согласно радиоинформации, объявил голодовку, протестуя против ограничения и даже преследования властями его исследований в данной области. Он также обещал, что в самое ближайшее время появятся клонированные дети.

Однако пока что ни одна обещанная генетическая экспертиза по установлению идентичности клонированного ребенка и его матери не была проведена. Данное обстоятельство вполне обоснованно ставит под сомнение подлинность этих сенсационных событий. Правда, для такого рода отговорок также существуют серьезные основания вроде угрозы лишения родительских прав тех, кто клонирует ребенка из своей клетки и т.п. Но главное все-таки в другом. Были ли эти события или еще не были, ученые утверждают, что «принципиально такая операция возможна, но технически крайне сложна и рискованна». Именно в силу принципиальной возможности таких событий обсуждение данной темы вполне оправданно и, несомненно, актуально. Что же касается технической сложности клонирования человека и связанного с этим риска, то оба момента, как показывает опыт научных исследований, являются исключительно вопросом времени.