Смекни!
smekni.com

Философский анализ естественнонаучных и научно-технических предпосылок решения триединой проблемы укрепления здоровья человека, сохранения его молодости и достижения практического бессмертия (стр. 1 из 5)

Южно-Уральский Государственный Университет

Реферат по философии

Тема: Философский анализ естественнонаучных и научно-технических предпосылок решения триединой проблемы укрепления здоровья человека, сохранения его молодости и достижения практического бессмертия

Выполнил аспирант Монин С.Н., кафедра «Естественные науки» филиала ЮУрГУ в г. Кыштыме

2005 год

Содержание

Введение. 3

Философская проблема триединства здоровья, молодости и бессмертия человека. 6

Научно-оптимистическая теория старения и ювенации. 10

Естественнонаучные и технические предпосылки решения проблемы достижения практического бессмертия. 15

Определяющее значение биологического пути решения триединой задачи. Проблема клонирования. 19

Расшифровка генома человека – новое принципиально значимое направление решения триединой задачи. 24

Заключение. 26

Список использованной литературы. 27

Введение.

Я выбрал тему реферата по философии «Философский анализ естественно-научных и научно-технических предпосылок решения триединой проблемы укрепления здоровья человека, сохранения его молодости и достижения практического бессмертия» потому, что вопрос о бессмертии человека один из наиболее интересных и сложных вопросов философии. Учитывая то обстоятельство, что человечество ведет интенсивные исследования в области физического продления жизни человека, вопрос бессмертия человека становится актуальным и одним из наиболее важных вопросов.

В книге Игоря Владимировича Вишева «На пути к практическому бессмертию» рассматривается предмет и содержание таких взаимосвязанных научных дисциплин, как философия жизни и виталогия, философия смерти и танатология, философия бессмертия и иммортология; изложены основные положения современной концепции практического бессмертия человека.

В «Философском словаре» дается такое понятие жизни: «…Жизнь – форма движения материи, высшая по отношению к физической и химической формам, обладающая рядом специфических особенностей. Основные черты жизни выражены в известном определении Энгельса: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой» (т. 20, с. 616). В настоящее время под «белковым телом» или «протоплазмой» понимается система ряда специфических для жизни веществ: белков, нуклеиновых кислот, фосфорных соединений и др. Жизнь существует в форме отдельных живых организмов, каждый из которых возникает от себе подобного, проходит цикл индивидуального развития, производит себе подобных и умирает. Организмы, вступая в связи с неживой средой и друг с другом, образуют тем самым системы более сложных порядков, в конечном счете – единую систему жизни на Земле, прошедшую путь развития от простейших форм до человека. Существенной особенностью живых тел является обмен веществ, разрушение и новообразование органических структур, диссимиляция и ассимиляция. Важную методологическую роль в исследовании множества закономерностей жизни, в том числе еще не открытых наукой, играет их верное философское истолкование. Виталисты (Витализм) объясняют специфические особенности жизни (организованность, целесообразность, регуляция и т. п.) действием нематериальной жизненной силы, якобы управляющей «косной» материей. Механицисты трактуют жизнь только как усложненную систему физико-химических процессов, отрицая специфику жизни. С точки зрения диалектического материализма, жизнь кроме физических и химических закономерностей, играющих в ней подчиненную роль, имеет и свои специфические биологические закономерности. Исследование жизни включает и ряд общетеоретических, философских вопросов: об отношении части и целого, формы и содержания, о соотношении преформированности и направленного усложнения, о специфике биологической детерминации, о принципах самостроящихся систем, вопросы эволюции и другое…».

В учебнике «Философия» под редакцией Кузнецова В.Г., Кузнецовой И.Д., Миронова В.В., Момджяна К.Х. встречается определение смерти: «…Смерть – это не просто прекращение существования жизнедеятельности организма, это нечто большее. Ведь умирает не только биологическое существо, но и личность, сознание. Смерть сопровождает жизнь, а ценность жизни осознается лишь на фоне смерти. Не было бы смерти, мы не могли бы говорить и о жизни, была бы просто постоянная смена событий. Снятие временных рамок человеческого существования – одна из предпосылок вечности религии, которая всегда оставляет человеку некоторую надежду, разделяя смерть тела и души: тело, умерев, разрушается, а душа занимает подобающее ей место. Если она греховна, то живет, вечно мучаясь и страдая. Если она безгреховна или прощена, то продолжает жить высшей жизнью. Возможно, в этом притягательность религии. Вера в загробную жизнь становится источником системы нравственных регулятивных установок. Феномен смерти придает абсолютность нравственным законам, ибо, нарушив их, ты можешь обрести себя на вечное страдание. В то же время такая установка есть и принижение ценностей бренной жизни. Многие ли люди готовы действительно страдать здесь, на земле, чтобы блаженствовать там?

Столкновение жизни и смерти – это еще и источник творчества человека, в искусстве ситуация смерти реализуется в одной из наиболее развитых форм эстетического выражения – в трагедии. Вряд ли рациональные аргументы заставят человека когда-нибудь «полюбить» смерть, но философские размышления по этому поводу могут помочь ему более мудро относиться к жизни…».

Проблемы жизни, и даже проблемы смерти еще как-то обсуждаются, хотя и явно недостаточно, то, как ни странно, в отношении проблемы бессмертия сложилась парадоксальная ситуация. Несмотря на то, что эта проблема обсуждалась и в мифологии, и в религии, и в философии (Сократом, Платоном, Эпикуром, Фейербахом и многими другими), практически во всех учебниках по философии она отсутствует. Ни в одном сколько-нибудь старом или новом философском справочнике понятие «бессмертие» не фигурирует в качестве предмета специального рассмотрения. И «жизнь» есть, и «смерть» есть, а вот «бессмертия», вопреки истории и здравому смыслу, практически нигде нет.

То обстоятельство, что «бессмертию» уделено мало внимания, заинтересовало меня и подвело на прочтение книги профессора Вишева И.В. «На пути к практическому бессмертию». Реферат построен на цитатах из данной книги.

Философская проблема триединства здоровья, молодости и бессмертия человека.

Если говорить о бессмертии человека, то нельзя не затронуть такие вопросы, как здоровье и молодость. На самом деле, если человек здоров, то его время пребывания на этом свете продлевается дольше. Если же быть бессмертным, то лучший вариант – быть молодым, полным сил. Существует масса никчемных недоразумений вроде понимания бессмертия как бесконечного продолжения старческого периода человеческой жизни. Между тем, например, еще в древнегреческом мифе о богине Утренней Зари Эос и Титоне, которому по ее просьбе Зевс даровал бессмертие, но без способности оставаться молодым, и тот в скором времени превратился во все более дряхлеющего, однако не умирающего старца, наши далекие предки уже осознали, что бессмертие человека не имеет смысла и подлинной ценности без сохранения при этом его молодости.

Но если предположить, что человек стал бессмертным и молодым, то без должного здоровья бессмертие превращается в мучение. В таком случае и бессмертие, и молодость не могут принести ему подлинной радости и удовлетворения. Поэтому и то, и другое должно быть дополнено третьим неотъемлемым компонентом – его крепким здоровьем. Следовательно, речь должна идти о необходимости решения триединой проблемы. Она непосредственно затрагивает коренные интересы всех людей нашей планеты, всего человечества.

Здоровье, молодость, бессмертие – новая триединая глобальная проблема. Эта триада стала велением нашего времени – начала XXI столетия, нового, третьего, миллениума. Такие периоды, несмотря на всю их условность, особенно настоятельно настраивают на генерацию нетрадиционных, дерзновенных идей, их сочувственное осмысление и прогностический лад по отношению к ближайшему и обозримому будущему.

Восстановление и укрепление деградирующего здоровья современного человека, сохранение его молодости, точнее – оптимальных параметров телесной и духовной жизнедеятельности, и достижение практического бессмертия, т.е. биотически и социально детерминированной способности неограниченно долгого индивидуального бытия личности, все настойчивее и увереннее выносится на повестку дня. В условиях нарастания апокалиптических умонастроений, ожидания чуть ли не конца истории, которые, во многом не без основания, вызваны реальными опасностями и тревогами минувшего века, современная научная мысль парадоксальным образом открывает вполне реалистичные и обоснованно оптимистические перспективы дальнейшего прогресса человеческого сообщества.

В России, например, с одной стороны, сложилась весьма неблагоприятная ситуация. Завершающее десятилетие XX века ознаменовалось в ней резким падением рождаемости и, напротив, еще более стремительным ростом смертности. Смерть все более торжествует над жизнью. Нарастает действие таких роковых причин, как сердечно-сосудистые, онкологические, инфекционные и другие заболевания, травматизм, в том числе в трудоспособном возрасте, самоубийства, убийства, алкоголизм, наркомания, СПИД и многих, очень многих других. Происходит депопуляция страны, грозящая ей, причем не в столь уж отдаленном будущем, утратой способности надежно защищать свои границы, а в итоге потерей своего суверенитета и целым рядом иных негативных последствий.

Такого рода удручающие дух процессы происходят в усугубляющем ситуацию сочетании с продолжающимся ухудшением здоровья населения нашей страны и его существенным постарением. Значительное снижение благосостояния населения, хроническая недофинансированность медицинской помощи, дефицит медикаментов и их недоступность значительной части нуждающимся в них, усугубляющиеся экологические проблемы (ухудшающиеся потребительские свойства воды, воздуха, пищевых продуктов и т.п.), падение для многих качества жизни в целом, самым пагубным образом сказалось на здоровье всех возрастов – от младенческого до старческого. Рост в процентном отношении численности пожилых людей серьезно осложняет решение старых и порождает немало новых проблем в экономической, политической, нравственной и других областях жизни.