Смекни!
smekni.com

План Введение Причины возникновения философии Становление философии в Древней Греции Заключение (стр. 2 из 5)

Таким образом, в качестве духовных предпосылок возникновения фило­софии выступили религиозно-мифологическое мышление, начала наук и обы­денное сознание. Необходимо заметить, что процесс становления философии характеризуется как преемственностью прежних форм сознания, так и реши­тельным их преодолением. Философия рождалась в жарких спорах ее сторон­ников с носителями отживших жизненных принципов, устаревших норм поведения и сомнительных способов объяснения явлений. В ходе дискуссий формировалось, утверждалось и защищалось новое видение антропосоциоприродной реальности, складывались каноны философского мышления..

Философия сразу же оказывается в оппозиции к повседневному мышлению, поскольку она всегда стремится преодолеть очевидность. Философы создали немало удивительных смыслообразований и выдвинули целый ряд необычных идей, постижение которых предполагает отход от непосредственной данности в область умозрения. Разве нам видно, что весь мир хвачен пожаром, который никогда полностью не затухает? Но так думал Гераклит. Разве мы чувствуем движения души, от которых зависит наше поведение? Но это доказывал Платон. Философы открыли совершенно новый интеллектуальный горизонт человеческого бытия, благодаря чему им стала доступной скрытая от органов чувств реальность. Но и это еще не все: философия гала той формой сознания, которая смогла преодолеть давление эмпирически анной действительности и проникнуть в глубоко скрытый смысл бытия.

Сейчас хорошо известны такие общества, где были в наличии все духовные предпосылки философии, однако до ее создания дело там не дошло. Это объясняется тем, что философская мысль начинает действовать только при определенных экономических обстоятельствах. Именно удачное соотношение в обществе рассмотренных духовных предпосылок с рядом объективных факторов человеческой жизни создает необходимую социально-культурную ауру, где вдруг начинает появляться философская мысль.

«Древние общества Индии, Китая и Греции переживали в начале первого тысячелетия до нашей эры кризис старой системы социальных отношений, которые строились преимущественно на личностных отношениях между людьми. Достоинство человека там почти полностью зависело от места, которое н занимал в социальной иерархии. Большую силу приобрела в обществе традиция — именно она регулировала поведение людей.»[2] Расшатыванию этого общества весьма способствовали такие факторы, как расширяющееся использование железа — созданные из него инструменты заметно повышали производительность труда, расцвет ремесел, рост торговли, развитие мореплавания и налаживание более интенсивного общения с другими народами. В таких условиях личностные отношения между людьми постепенно ограничиваются и заменя­тся вещественными. Возникло очень важное обстоятельство, которое оказало решающее влияние на формирование философии. Созданный для обмена то-ар становится посредником в межчеловеческих контактах. Люди начинают сознавать, что одна вещь способна представлять другие вещи и даже воплощать некоторые их свойства, например стоимость. Следующий шаг в этом направлении вел к отделению понятия от вещи и осмыслению отличия сознания г предметной реальности. Встала задача понять, в чем разница между объективными событиями и их человеческим смыслом. Старые формы сознания не могли решить. Возникает острая потребность в философском мышлении.

Особенно выразительные формы приобрел переход от предфилософского знания к философии в Древней Греции. На Востоке он был несколько замедлен по целому ряду причин — размытость границ между веком бронзы и железа, относительно слабое развитие преднаучных знаний, очень сильная укоренелость традиций и т.д. Это отразилось и на содержании философских знаний: Китае они часто сближались с обыденным моральным сознанием, а в Индии —

с религиозно-мифологическим мировоззрением. Между тем в Греции филосо­фия сразу обрела классические черты — была достигнута достаточно высокая степень теоретического воссоздания мировоззрения.

Немаловажное значение для становления философии имело разделение труда на физический и духовный. Знаменательно то, что на первых порах умствен­ной деятельностью занимались представители закрытых социальных каст — пис­цы и жрецы. Они монополизировали знания и придали значительной их части священный характер. Тем временем в Древней Греции происходит новое соци­альное расслоение — рядом с родовой знатью появляются богатые купцы, вла­дельцы морских судов, политики, поэты, скульпторы, многочисленный слой ремесленников и т.д. Все они стремятся утвердить себя в обществе. А для этого надо было отказаться от многих традиций, которые прежде определяли место человека в социальной системе и регулировали его поведение. Кроме того, не­обходимо было демонополизировать знания и сделать их открытыми для всех. Такую возможность давала философия как обработанное человеческим созна­нием и рационализированное мировоззрение.

Установленная в Древней Греции полисная система организации обще­ства благотворно воздействовала на этот процесс. Она сделала открытой соци­альную и духовную жизнь граждан.

Дофилософское мышление, которое находило опору в старой элите, дале­ко не сразу и не легко сдало занятые позиции. В обществе возникла конфлик­тная ситуация, и становление философии приобрело драматический характер. Напряженность ситуации состояла не только в преследовании некоторых фи­лософов или смене социальной элиты, драматична была сама переоценка жиз­ненных принципов и ведущих идеалов. Именно она обусловливает ломку социальных институтов, именно она противопоставляет отцов и детей, именно она придает трагическую окраску судьбе некоторых участников тех далеких событий. Если раньше высокую ценность имело личное мужество, то сейчас уже ценится умение достигать согласия. А поиски собственной славы начинают осуждаться как бездумная и никому не нужная удаль. Осуждаются также чрез­мерное богатство, слишком пышная одежда, самоуверенное и дерзкое поведе­ние. Новыми идеалами становятся сдержанность, скромность, строгий стиль жизни.

Установленная во многих греческих полисах выборная власть и связанная с ней публичность социальных дел требовали развития логики и языка. «Знания, нравственные ценности, техника мышления выносятся на площадь, подвергают­ся критике и оспариванию... Отныне дискуссия, аргументация, полемика стано­вятся правилами как интеллектуальной, так и политической игры»1. А вместе с тем все больший интерес вызывает философия, которая притягивает людей неожиданно полученной возможностью собственным разумом осознать насто­ящую ценность жизненных благ, глубоко обосновать свои мысли и рациональ­но смоделировать будущие действия.

Таким образом, едва родившись, философия сразу окунулась в бурный водоворот социальной жизни. Она перенесла человеческую мысль в новое из­мерение. Раскрепощенное философией сознание принципиально изменило жизненную ориентацию людей, поведение которых уже не так сильно зависило от вековых обычаев и родовых привилегий, а все больше определялось узако­ненными нормами права и имущественным положением..

Первые попытки человека осмыслить окружающий его мир — живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя — следует отнести к тому периоду человеческого существования (предположительно, его можно датировать пятым- четвертым тысячелетиями до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как среду своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, то есть делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире. Родоначальники философского мышления появились в древнейших человеческих цивилизациях — Египте, Шумерах, Вавилоне, свидетельством чему являются многочисленные исторические памятники, к сожалению) только косвенные. Письменных свидетельств деятельности мыслителей этих цивилизаций до нас не дошло. Известные нам наиболее древнейшие сочинения, в которых формулируются философские идеи, появились во втором тысячелетии до нашей эры в древней Индии, Древнем Китае и несколько столетий спустя в Древней Греции. Как правило, это были литературные памятники, в которых в мифологической форме высказывались наивные идеи об окружающем человека мире и делались робкие попытки его осмысления. Древнейшие человеческие цивилизации, по сути, не имели прочных связей и не оказывали взаимного влияния, что предполагает их изолированность друг от друга, а следовательно, в философском плане они развивались вполне самостоятельно. Известные в наше время источники свидетельствуют, что наибольшего успеха философия достигла в Древней Греции, и именно греческая культура оказала в последующем преобладающее воздействие на развитие человеческого общества. В немалой степени этому способствовали дошедшие до нас в немалом количестве сочинения древнегреческих мыслителей, поставленные в них проблемы, и высокий уровень их философского анализа. Философами считались люди, занимавшиеся проблемами окружающего их мира, его постижением, уяснением места и роли в нем человека.

Философия появилась в нескольких основных культурных точках с ярко выраженными различными направлениями. Рассмотрим каждое из них.

Древний Египет и Вавилон.

Первые философские представления стали складываться в Древнем Вавилоне и Древнем Египте, где рабовладельческие общества образовались ещё в 4-3 тыс. до нашей эры и, стало быть, появилась возможность некоторым людям заниматься умственным трудом.