Фалес исходил из предположения о том, что все существующее в мире возникло из воды.`Все из воды и все в воду`, так звучал основой тезис философа. Вода в философской концепции Фалеса является как бы основополагающим принципом. Фалес был известен также и как географ, астроном, математик.
В число милестких философов входил также Анаксимандр, ученик и последователь Фалеса, автор философской прозы. Он ставил и решал вопросы о основе мира. Апейрон являлся как нечто беспредельное и вечное. Он не знает старости, бессмертен и неуничтожим, всегда активен и пребывает в движении. Апейрон выделяет из себя противоположности - влажное и сухое, холодное и теплое. Их комбинации дают в итоге землю (сухое и холодное), воду(влажное и холодное), воздух (влажное и горячее) и огонь (сухое и горячее).Он полагал, что жизнь зародилась на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня.
Последователем Анаксимандра был третий известный представитель Милетской школы - Анаксимен, философ, астроном и метролог. Началом всего сущего он считал воздух. При разряжении воздух становится сначала огнем а потом эфиром, а сгущаясь,- ветром, облаками и водой, землей и камнем. По мнению Анаксимена, душа человека тоже состоит из воздуха.
В рамках ранней греческой философии заметную роль играла школа, связанная с именем Гераклита из Эфеса. Он связывал все сущее с огнем, который рассматривался как наиболее изменчивое из всех стихий мира - воды, земли и других. Мир был, есть и всегда будет представлять из себя живой огонь. Для греческого философа огонь не только исток, но и символ динамичности и незавершенности всего сущего. Огонь разумная нравственная сила.
Душа человека тоже огненная, сухая (огненная) душа - мудрейшая и наилучшая. Гераклит выдвинул также идею Логоса. В его понимании логос - это некий объективный и неуничтожимый закон мироздания. Быть мудрым - означает жить по Логосу.
Гераклит в простейшей форме изложил основы диалектики как учения о развитии всего сущего. Он полагал что все в этом мире взаимосвязано, и это делает мир гармоничным. Во-вторых, все в мироздании противоречиво. Столкновение и борьба этих начал является главным законом мироздания. В-третьих, все изменчиво, даже солнце каждый день светит по новому. Окружающий мир это река в которую невозможно войти дважды. Логос открывает свои тайны лишь тем, кто умеет размышлять о нем.
«Пифагор основал собственную философскую школу. Он поставил вопрос о числовой структуре мироздания. Пифагор учил, что основой мира является число: `Число владеет вещами`. Особую роль пифагорейцы отводили единице, двойке, тройке и четверке. Сумма этих чисел дает число `десять`, которое философы считали идеальным.»[6]
В школе элеатов ( Ксенофан, Парменид, Зенон) было обращено внимание на проблему бытия и его движения. Парменид утверждал, что бытие `неподвижно лежит в пределах оков величайших`. Для Парменида бытие не есть порок, а представляет собой застывший лед, нечто завершенное.
Идею неподвижности мира высказывал также и Ксенофан. По его мнению, в окружающем человека Космосе пребывает Бог. Богокосмос един, вечен и неизменен.
Зенон из Эллеи отстаивал тезис о единстве и неизменности всего сущего. В своих апориях он старался обосновать отсутствие движения.
Ранняя греческая философия была представлена также творчеством Эмпледокла и Анаксагора. Первый из них выдвинул положение о четырех стилях всего сущего - огонь, воздух, земля и вода. Движущими силами мира он считал Любовь и Вражду, которые соединяют или же разъединяют эти стихии. Мир не сотворим и неуничтожим, все вещи постоянно меняются местами. Анаксагор основой всего сущего считал некие гомемерии, которые обусловливают единство и разнообразие мира. Миром движет некий разум как источник гармонии единства.
Значительное место в ранней греческой философии заняло творчество атомистов (Левкипп, Демокрит).
Демокрит считал, что единичные вещи тленны и распадаются. Сам же человек, как утверждал Демокрит, произошел естественным путем, без участия Творца.
Демокрит был по оценке К. Маркса, первым энциклопедическим умом среди греков. Его не без оснований принято считать родоначальником материализма в истории философии. Философия все более и более обретала признаки системы рационального знания, дополненного мудростью как осмыслением жизненного опыта людей.
4.Заключение
Философия – величайшая из наук, появление которой дало толчок в развитии всего человечества. Причиной ее появления служил ряд определенных факторов, который в совокупности дал толчок философской мысли. В частности Древнегреческая философия оказала определяющее влияние на всю историю западной и отчасти даже мировой философии вплоть до сегодняшнего дня. Самим термином «философия» мы обязаны именно античности. Расцвет древнегреческой философии приходится на V—IV вв. до н. э., а отголоски её замирали ещё в течение тысячелетия. В Византии и странах ислама господствующее влияние греческой философии сохранялось в течение всего следующего тысячелетия; затем, во времена Ренессанса и гуманизма, и в Европе произошло возрождение греческой философии, что привело к творческим новообразованиям, начиная от платонизма и аристотелизма эпохи Ренессанса и кончая влиянием греческой философии на все развитие европейской философской мысли. В Греческой философии , в особенности в начале, при весьма незначительном запасе знаний нашли яркое выражение содержащееся в постулатах мыслящего разума основы мышления .Греческая философия замечательна также прозрачностью и простотой общего развития, первоначально направившегося на изучение явлений внешнего мира, потом обратившегося к более глубокому изучению всей действительности путем самонаблюдения.
5. Список используемой литературы.
1) Введение в философию- Учебное пособие для высших учебных заведений. Изд. «Республика» 2005 г.
2) Гайденко П. П. «История греческой философии в её связи с наукой»
3) Голенищев-Кутузов П., Творения Гезиода, М., 1807;
4) Маковельский А., Досократики. ч. 1, Каз., 1914, с. 9—24, 35—47, 51—57
5) История философии. Пер. с чеш. Богута И.И. –М.: «Мысль», 1995. - 590 с.
6) Соколов В.В. История древней и средневековой зарубежной философии
7) Интернет энциклопедия – http://www. ru.wikipedia.org
[1] Введение в философию- Учебное пособие для высших учебных заведений. Изд. «Республика» 2005 г.
[2] Введение в философию- Учебное пособие для высших учебных заведений. Изд. «Республика» 2005 г.
[3] История философии. Пер. с чеш. Богута И.И. –М.: «Мысль», 1995. - 590 с.
[4] (Гесиод. Теогония, 116— 122. Пер. В. В. Вересаева).
[5] (Гесиод. Труды и дни, 174— 178. Пер. В. В. Вересаева).
[6] Соколов В.В. История древней и средневековой зарубежной философии