Смекни!
smekni.com

План Введение Причины возникновения философии Становление философии в Древней Греции Заключение (стр. 1 из 5)

Государственный университет - Высшая школа экономики

Реферат на тему : Причины возникновения философии и ее становление в древней Греции.

Выполнил : студент 294 группы

Духарев Александр

Проверил :

Москва 2007 г.

План

1) Введение

2) Причины возникновения философии

3) Становление философии в Древней Греции

4) Заключение

5) Список используемой литературы

1. Введение

«История философии показывает нам ряд благородных умов, галерею героев мыслящего разума, которые силой этого разума проникли в сущность вещей, в сущность природы и духа, в сущность бога, и добыли для нас величайшее сокровище, сокровище разумного познания.»

"… философия начинается там … где сущее постигается всеобщим образом, где выступает мышление мышления. …

Гегель Г.

"Философия возникает как разрешение противоречия между мифом и элементами первоначального эмпирического знания о природе и обществе. … Философ, в целом, склоняясь к научному мышлению, тем не менее широко использовал в своих построениях миф - и как источник данных, и как материал для переработки и раздумья, и как способ мышления, освященный традицией."

Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1985. С. 15-16; 23, 34.

Люди с давних пор стремились понять окружающий мир и свое место в нем, осознать собственное предназначение в жизни в отличии от других творений природы. Это осознание отложилось в форме философских размышлений, трактатов о смысле индивидуальной человеческой жизни, исторического пути человечества, существования мира, Вселенной. В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.

Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы. Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой борьбе прогрессивной, материалистической линии являются законом всего многовекового развития философии.

Философия - самая древняя область знания. Возникла одновременно в Индии, Китае и Греции в 6 веке до н.э. Реальный процесс возникновения развития и смены философских идей изучает особая наука - история философии.

Она предлагала человеку :

* Новый тип самоопределения: не через привычку, а через собственный разум.

* Философ говорил ученику: не принимай всё на веру, думай сам. На место обычая пришло образование.

Таким образом:

- Философия отражает трагическое противостояние между традицией, и новыми отношениями (формированием права и государства).

- Философия - именно такой тип мировоззрения, который во все времена передавал в теоретической или художественной форме крзисность эпохи и рождение новой культуры.

2. Причины возникновения философии

Для понимания сути того или иного явления важно знать, знать как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих, более зрелых. К философским раздумьям, занятиям философией люди приходят разными путями. Но есть пути , по которым когда то к философии человечество. Чтобы понять своеобразие философии важно знать эти пути. Существуют мифогенная, гносеогенная, эклектическая и мифогносеогенная концепции, объясняющие данное явление. Согласно мифогенной концепции, единственным источником возникновения философии является мифология (Г. Гегель, Ф. Корнфорд, А.Ф. Лосев). Действительно, исторически первым типом мировоззрения была мифология, выступая единственно возможным универсальным способом постижения мира. вместе с тем мифология не являлась результатом познания как особой рефлексивной деятельности. Она имела скорее не гносеологическую направленность, а сугубо социальную предопределенность. … Наряду с мифологией в связи с решением практических задач людей возникают ростки знания (что в дальнейшем будет выступать как научное знание). Согласно гносеогенной концепции (Г. Спенсер, А.А. Богданов), философия возникает как простое обобщение знаний. Сторонники данного подхода правы в том отношении, что возникновение философии связано с увеличением объема и упорядочиванием такого знания, с прорастающей внутри него способностью к рассудочному мышлению, объективному наблюдению явлений природы. Но при этом, рассматривая лишь негативную роль фантазирующего мифотворчества, они отрицают всякую преемственность между мифологией и философией. Те авторы, которые придерживаются эклектических позиций, достаточно вариативны в вопросах о происхождении философии: одни считают, что у философии нет предфилософии, она появилась сразу и внезапно; другие полагают, что философия существовала издавна … «Более убедительной представляется мифогносеогенная концепция генезиса философии, которая стремится учесть роль и мифологии, и знания, и здравого смысла (обыденного сознания) в возникновении философии.

Платон же в свою очередь обратил внимание на важное значение внутренней готовности человека к философскому отражению действительности. По его мнению, философия начинается с изумления человека перед неведомым миром и горячего стремления устранить свое незнание, постичь сущность необыкновенно сложной действительности. Такой же интерес к проблеме происхождения философии проявляет и Аристотель.»[1] За главную причину ее появления он принимает миф. Положительной стороной его концепции является признание преемственности в развитии духовной культуры. Необходимо заметить, что до возникновения философии миф уже был тесно связан с религией. Однако, она также должна была влиять на становление философии. Но ни миф, ни религия не могли сами по себе привести к появлению философии. Эти первичные формы сознания существовали во всем древнем мире, но мир возникновения философии ограничен всего лишь несколькими географическими точками. Нельзя не принимать во внимание и то, что философия осуществила грандиозный интеллектуальный прорыв к новому способу осмысления оторый был неведом прежним формам сознания. Миф и религия иррациональны по своей сути, тогда как философия выделяется высокой рациональностью и все отдает на суд разума. Если мифология представляет собой мышление , то философия — это прежде всего мышление понятийное. Если религия ( знания сакральны, т.е. существуют лишь в границах отправления культуры доступны только ограниченному кругу жрецов, то философские знания имеют и характер и доступны каждому, кто умеет и желает рассуждать. Ярким представителем иной концепции духовных истоков философии был Малиновский. Его идея заключается в признании философии единственным продолжением постепенного развития положительных знаний когда возникает необходимость обобщения ранее накопленных знаний,появляется философия, которая начинает выполнять эту функцию. Действительно, философия способна осуществлять синтез конкретных зна­ний. Добытая паранаукой информация о небесных явлениях, чередовании времен года, развитии растений, свойствах животных и обычаях людей, бесспорно, подго­товила необходимый материал для философского осмысления. Более того, воздей­ствие позитивных знаний на процесс становления философии не ограничивалось необходимостью их обобщения. Оно было значительно шире. Очень важным представляется формирование на этой основе навыков абстрактного мышления, без которого философия в принципе невозможна. Особенно большое значение имело появление числа, что позволило мысли проникнуть в незримый мир ко­личественных отношений. Вместе с тем очевидно, что предложенная Богдано­вым концепция заметно сужает поле философской деятельности. Из весьма солидного набора ее функций выделяется только одна и, пожалуй, даже не глав­ная. Кроме того, чем объяснить то, что, скажем, в древнем Вавилоне умели выполнять достаточно сложные математические операции, наблюдали за види­мым движением Солнца, отмечая определенную регулярность этого процесса, но все-таки философию не создали?

Российский исследователь А.Н.Чанышев указывает на еще один духовный источник возникновения философии. Ученый видит его в обыденном созна­нии, которое опирается на здравый смысл. Жизненная мудрость древних мыс­лителей порой облекалась в форму афоризмов, глубоких по содержанию пословиц и поговорок. Особым вниманием в Древней Греции пользовались высказыва­ния легендарных «семи мудрецов». Им приписывали проверенные жизнью пра­вила наподобие следующих: «Не позволяй своему языку опережать твой разум»; «Знай свое время». Делались также выводы относительно некоторых фунда­ментальных оснований человеческого бытия, к примеру: «Сильнее всего необ­ходимость — ее власть простирается надо всем»; «Быстрее всего разум, ибо он все обегает». Весьма показательно, что знаменитые мыслители — Солон, Питак, Эпименид и др. уже не удовлетворяются простым воспроизведением тех требований, которые предъявляют религия и миф, — они стремятся понять, что представляет собою общество, как избежать конфликтов в отношениях между людьми и обеспечить социальный мир. Постепенно формировалось убеждение, что истина есть результат знаний, основанных на фактах и логике, а не предмет бездумной веры.