Смекни!
smekni.com

Третья: новости с востока (стр. 10 из 42)

Радуга над престолом знаменует собой величие и грандиозность картины. Она напоминает также о радуге надежды после всемирного потопа. Как символ благодати радуга отражает гармонию, праведность и справедливость, которые олицетворяет собой престол. Далее говорится, что «от престола исходили молнии и громы и гласы» (Отк. 4:5), и среди этих признаков грядущего исторического хаоса и гнева Божьего 1 — радуга являет собой знак Божьей любви, которая, будучи неразрывно связана с Его справедливостью, спасает и дарует надежду. Радуга также отражает подобие славы Божьей, описанной пророком Иезекиилем (Иезекииль 28:1и дал.), Его безграничного величия и силы. Эта радуга охватывает Небо и Землю, всю Вселенную.

Вокруг престола сидят 24 старца. Возраст старцев отождествляет их с Судией, волосы которого белы, как снег (Отк. 1:14), а то, что они сидят на престолах — раскрывает характер их деятельности: они судьи. 2. Эти 24 старца представляют «победивших», тех, кому дано право воссесть рядом с Сыном человеческим на Его престоле, дабы помочь Ему вершить суд: об этом говорится в послании к Лаодикийской церкви (Отк. 3:21). Но в своем статусе судей эти старцы будут упомянуты только в главе 20, здесь же они возносят хвалу и благодарение Богу (Отк. 4:9–11). Позднее они будут иметь дело с «молитвами святых» (Отк. 5:8), и один из этих 24 старцев даже поможет Иоанну определить тех, кто входит в верный остаток (Отк. 7:13, 14). Эти обязанности указывают на них скорее как на священников, чем на судей. Вместе с тем, эти две роли не являются не совместимыми. Восседая не престолах, они подобно первосвященнику, исполняют одновременно обязанности и священника, и судьи — и такой статус известен со времен Моисея, когда священник был одновременно и священником, и судьей. 3.

Разумеется, 24 старца — число символическое. Оно связано с числом 12, числом завета (четыре — число Земли, три — число Бога: 4 x 3 = 12). 12 колен Израиля, 12 учеников Иисуса и др.; та же коннотация, скрытый смысл и в других местах Апокалипсиса (Отк. 21:12, 14). Число 12 представляет народ завета, верный остаток, весь Израиль, Израиль Апокалипсиса. Число 24 также указывает на служение в иерусалимском Храме, где была установлена очередность служения священников (24 череды, 1 Пар. 24:1–19). «Главный» священник (1 Пар. 24:5) руководил отдельной группой священнослужителей. Интересно, что в Мишне они называются «старейшинами». Музыканты и певцы также подразделялись на 24 группы (1 Пар. 25:1–31), и, подобно «старцам», они воспевали и прославляли Бога, играя на арфах (гуслях) и других музыкальных инструментах (Отк. 5:8; 1 Пар. 25:1, 6, 7). Служение этих старцев было небесным прославлением Бога, земной копией которого было служение в Храме. 5.

«Море стеклянное, подобное кристаллу» (Отк. 4:6), по-видимому, призвано явить бесконечность перед престолом Божьим и тем самым служит аллюзией на космические масштабы этой сцены. Кроме того, образ престола Божьего вознесенный над водами, возвещает о владычестве Бога над стихией, материальным миром. В Апокалипсисе Бог представлен в Своей роли Творца всего сущего. В книге Бытие описывается сотворение мира как победа над водной стихией — символом пустоты и тьмы 6.

Последняя тема представлена также в Псалтыре 7 и в книге Псалмов Исайи. 8. В Пс. 103 престол Божий над водами символизирует Его господство над сотворенным миром: Ты «устрояешь над водами горние чертоги Твои» (Пс. 103:3). Вероятно, именно этот образ вдохновил Соломона поместить в Храме «море литое» (2 Пар. 4:2). Божественный Судия, Царь Вселенной был таким образом представлен Творцом всего сущего. 9.

Интересно, что упоминание Духа Божьего (Отк. 4:5), активно участвовавшего в Сотворении (Быт. 1:2), предваряет сказанное о стеклянном море, которое является символом Сотворения. Более того, описание четырех животных, которые представляют Землю, следует за этим образом моря. В Библии, как и на древнем Ближнем Востоке в целом, число 4 символизирует собой земное измерение. Напомним о существовании четырех кардинальных точек на Земле 10 и четырех углах Земли.11 Пророк Даниил пишет о четырех ветрах небесных (Дан. 7:2), которые в своей совокупности отвечают глобальному параметру, Земле в ее целостности. Он также рассматривает историю рода человеческого (Дан. 2 и 7) через символизм четырех царств.

Более всего поражает описание внешнего вида животных. Первый зверь напоминает по своему облику льва, второй тельца, третий человека, а четвертый орла. В одном еврейском мидраше используется такой же язык. Согласно Рабби Абаху, существуют четыре сильные существа: орел — самый сильный из птиц; бык — самый сильный из домашних животных, лев — самый сильный из диких животных и человек — самое сильное существо из всех. 12. В преданиях эти четыре существа рассматриваются как олицетворение всего сотворенного, а 24 старца символизируют собой весь род человеческий. Апокалипсис ставит сотворение Вселенной в центр видения престола.

Поклонение 24 старцев, которые вторят троекратной формуле прославления четырех живых существ, также указывает на Сотворение. Прежде всего, эти четыре создания, витающие над престолом, непрестанно повторяют: «Свят, свят, свят…Который был, есть и грядет» (Отк. 4:8). Этот параллелизм позволяет полагать, что святость Бога являет Себя в этих трех категориях времени и истории: в прошлом, настоящем и будущем. Другими словами, Бог свят всегда. У пророка Исайи было похожее видение (Ис. 6:1–3). Он также подчеркивает святость Бога троекратно: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (ст. 3).

Затем 24 старца падают ниц, слагая свои венцы пред престолом Божьим. И этот цикл повторяется. Четыре существа продолжают воспевать святость Божью. Их славословие не прекращается, оно длится вечно.

Эта сцена охватывает пространство и время. Объекты, голоса, образы, лица — это типология того же возвеличивания и прославления Бога-Творца: «Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Отк. 4:11).

То, что делает Бога достойным хвалы и прославления как Судии и Царя — это Его статус Творца Вселенной, мироздания. Если бы Он не был нашим Творцом, наше поклонение Ему было бы идолопоклонством. Можно поклоняться Создателю или поклоняться идолу. Только Бог, будучи нашим Создателем, может судить о нашем назначении и даровать нам спасение.

Фраза «достоин Ты» (Отк. 4:11) отвечает на вопрос, заданный в Отк. 5:2: «Кто достоин?» Этот вопрос звучит громко и касается запечатанного свитка в правой руке божественного Судии, восседающего на престоле: «Кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?» (Отк. 5:2). Вопрос повис в воздухе, и во Вселенной воцарилось молчание. «И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее» (ст. 3). Тот факт, что не нашлось достойного, чрезвычайно печалит Иоанна, но один из старцев утешает его такими словами: «Не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» (ст. 5).

И затем он видит Того, Кто достоин, стоящего «посреди престола и четырех животных и посреди старцев» (ст. 6). Но по Своему виду Он едва ли напоминает могучего льва — Льва из колена Иудина, победителя. Вместо этого, посреди престола слабый агнец — Агнец, предназначенный на заклание. Этот парадокс — сплав силы и немощи — также определяется двойственным характером Агнца. У него семь рогов. В Библии рог символизирует собой силу 13.У агнца также семь очей, «которые суть семь духов Божиих» (ст. 6) и которые символизируют собой всевидение и всеведение Бога. Здесь ясно видна аллюзия на Зах. 4:10: «Те семь, - это очи Господа, которые объемлют взором всю землю».

Очевидно, что закланный агнец представляет Самого Иисуса как Мессию, сына Давидова и Льва из колена Давидова (ст. 5), Который победил смерть и зло именно через Свое смирение и жертву. Агнец приближается к запечатанной книге: «И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле» (ст. 7).

Затем Иоанн видит Иисуса, стоящего справа от Сидящего на престоле — этот образ близко напоминает описание апостолом Петром во время праздника седмиц (Пятидесятницы), воцарение Мессии после Его смерти: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян. 2:32–33). 14.

Данная сцена из Апокалипсиса напоминает традиционно совершавшийся на всем Ближнем Востоке ритуал интронизации, восхождения на престол монарха. По обычаю, новый царь должен был читать вслух свой договор между сюзереном и его подданными 15. Аналогичным образом в Израиле вновь восшедший на престол царь в процессе своей интронизации начинал с чтения «книги завета» 16.

В Исх. 19 и 20 описывается сцена подписания договора-союза на Синае. Здесь также народ Божий получает документ, подписанный Богом с обеих сторон (Исх. 32:15; ср.: Отк. 5:1). Подобным же образом, это событие сопровождается громами, молниями и трубными звуками (Исх. 19:16; 20:18; ср.: Отк. 1, 5). Кроме того, Господь просит пророка подойти и получить Его откровение (Исх. 19:24; ср.: Отк. 4:1), а также призывает людей стать священническим народом (Исх. 19:6; ср.: Отк. 5:10). Таким образом, можно сказать, что речь идет об инаугурации святилища (земного в Исх. 19 и 20 и небесного в Отк. 4 и 5) 17.

Пророк Апокалипсиса истолковывает интронизацию Иисуса как инаугурацию святилища. Послание к Евреям проливает некоторый свет на эту связь: «Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах, и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» (Евр. 8:1–2).