Смекни!
smekni.com

Третья: новости с востока (стр. 14 из 42)

Эти стилистические и синтаксические особенности помогают выделить деревья особо, отделив их от этих двух элементов. Деревья знаменуют собой стойкость и упорство. Их корни, уходящие глубоко в землю, помогают им противостоять ветрам. В Библии деревья символизируют праведность (Пс. 1:3; Иер. 17:8)., тогда как солома, мякина, легко развеваемая ветром, используется как образ нечестивого (Пс. 1:4 — «прах» в синодальном переводе; «мякина» в новом переводе под ред. М. П. Кулакова; Иов. 21:18).

Мы должны понимать тот факт, что ангел охраняет деревья как защиту Божью для праведного. Но, следует подчеркнуть, что деревья/праведники обязаны своему спасению не силе своих корней. Сохранность их жизни — это дар свыше. «Ангел, восходящий от востока солнца», со стороны, символизирующей восход солнца, приносит жизнь и свет; Эдемский сад (Быт. 2:8); Тот, «кто воздвиг от востока мужа правды» (Ис. 41:2) и «слава Бога Израилева шла от востока» (Иез. 43:2 ) — этот ангел ставит печать на их челах.

В противовес другим печатям в Апокалипсисе, которые несут смерть, эта единственная, которая несет жизнь (Отк. 7:20). Другие печати возвещают суд и уничтожение. Эта же печать знаменует собой спасение и сотворение. Другие печати гарантируют сохранность конфиденциальной информации документа, но данная печать указывает на владение собственностью.

В древности часто на товарах ставилась печать их владельца. Обычно печать ставилась на глине или воске — ее высекали на металле или на драгоценном камне, вставленном в перстень (Исх. 28:11; Есф. 8:8), где было выгравировано имя или знак принадлежности владельцу. В нашем отрывке печать ставится на челе. Это напоминает нам о Каине, который имел печать, знамение, которое дал ему Бог как охранную грамоту. Но библейский пассаж из Иез. 9:4–6 лучше всего раскрывает суть нашего отрывка: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак. А тем сказал в слух мой: идите за ним по городу и поражайте; пусть не жалеет око ваше, и не щадите; старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак».

Те, кто получил печать на чело свое, это верные Богу люди, которые «воздыхают о всех мерзостях», совершенных своими современниками. В предшествующих стихах используются то же самое слово: «мерзости», когда речь идет о том, что они «кланяются на восток солнцу» (Иез. 8:16, 17). Печать Бога, таким образом, указывает на поклонение истинному Богу, живому Богу, Творцу. По-видимому, тот же смысл раскрывается и здесь, Отк. 7. Последовательность: земля, море и деревья (ср.: Быт. 1:9–13) еще больше подчеркивает аллюзию на Творца. Печатью отмечены те, кто верит в своего Творца. Исповедовать господство Бога в своей жизни означает признать Его как своего Творца. Псалмы воздают хвалу Богу как Властелину всего сущего в мире: «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней, ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее» (Пс. 23:!–2) 50.

Признание Бога как властелина всего сущего приводит к признанию Его как Творца. Его печать объемлет и наш образ мыслей. Быть запечатленным означает показать, что мы всем обязаны Богу: эта тема проходит красной нитью через всю Библию. Десятина представляет то, что мы возвращаем Богу то, что принадлежит Ему: это уже понимал Мелхиседек, который принял десятину от Аврама: «благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли» (Быт. 14:19). В книге Левит раскрывается та же тема. До вхождения народа израильского в Землю обетованную Бог напомнил им о том, что эта земля принадлежит Ему: «Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев. 25:23). В этой связи «всякая десятина … принадлежит Господу: это святыня Господня» (Лев. 27:30).

Не является простым совпадением тот факт, что заповедь о Субботе в Декалоге занимает в нем центральное место, наподобие печати, которая именно так ставилась в древних договорах. 51. Суббота прославляет Творца и Его деяния — это печать Бога на Его творении. Мы видим печать Бога на выборе здоровой пищи Даниилом и его друзьями, который показывает, что они стремились показать свою связь и зависимость от Творца, а не от царя (Дан. 1). 52.

Печать на челе представляет знамение Бога на человеческой личности, знак принадлежности Ему. Образ Бога, если он отражен в человеке, в определенном смысле составляет Его печать. Принадлежать Богу означает жить с Ним. Через этот образ Апокалипсис обозначает тех, кто исповедует Бога Творца во всех сферах своей жизни. Суббота, десятина, здоровая пища и почитание закона Божия — все это может указывать на печать Божью в человеке, но сам человек не может каким-то магическим способом соделать ее. Печать Бога одновременно и невидимая, и живая, точно так, как ее представляет Бог Творец.

Те люди, которые несут на себе эту печать, составляют духовную сущность. Их число 144 000 — сугубо символическое и представляет собой произведение: 12 x 12. Число 12 — это число завета-договора между Богом и Его народом (4 — число Земли, 3 — число Бога: 4 x 3 =12) .Это также число двенадцати израильских колен, о которых говорится в Отк. 7:4–8. Каждое колено состоит из 12 000 человек. Число 1000, на которое умножается 12, символизирует не только множество 53, но и колено, племя. В еврейском языке элеф (тысяча) означает племя, клан или даже полк. 54. Число 12 000, таким образом, описывает колено во всей его полноте. Во времена Иоанна, однако, документы, фиксирующие принадлежность людей к определенному колену, были уничтожены во время разрушения Храма. Только принадлежавшие к коленам Иуды, Вениамина и Левия могли уверенно утверждать о своих коленах. Поэтому мы не можем говорить, что здесь представлен буквальный Израиль. Строгий размеренный порядок в перечне колен — как на военном параде — усиливает впечатление полноты и совершенства. Слово охлос, переведенное как «множество» в ст. 9, означает также и «армия», «войска». И, действительно, в ст. 9 и 10 описывается армия-победительница. Белые одежды и пальмовые ветви составляли часть ритуала праздника в честь победы. 56. Стиль, язык и символизм чисел в данном тексте — все указывает на присутствие всего Израиля. 144 000 описывают Израиль, идущий единым маршем. Это «весь Израиль», о котором мечтал апостол Павел (Рим. 11:26), «полное» число спасенных, о чем идет речь в Отк. 6:11 (пятая печать). Это также и великое множество, люди разных культур и национальностей, которые в видении Иоанна облачены в белые одежды (Отк. 7:9; ср.: 6:11), те, кто пережил все испытания (Отк. 7:14; ср.: 6:9, 11).

Неполная группа из Отк. 6, где речь идет о пятой печати, и эти 144 000 — одни и те же люди. Они представлены все: аутсайдеры истории, которые могли взывать лишь к небесам, обреченные на скитания, чужие везде, изгнанники, — теперь они вновь обрели свое лицо, свои корни, свой народ — Израиль. Делясь воспоминаниями об испытания и страданиях, они ныне обрели единство души и тела. Эти пришедшие от великой скорби теперь ликуют, вознося славу и издавая победные крики (Отк. 7:10).

К их победным возгласам присоединяются ангелы, старцы и четыре живых существа : «Аминь». Раздается семикратное славословие: «Аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь» (Отк. 7:12).

В видении теперь открывается Небо, в далеком грядущем, когда Небо воссоединится с Землей в прославлении Творца; когда Бог будет наяву присутствовать среди Своего народа. Его народ будет служить Ему «день и ночь в храме Его» (ст. 15), как в древности служили священники и левиты (1 Пар. 9:33). Это видение открывает образ скинии, шатра, который Бог распрострет над ними (Отк. 7:15): это аллюзия на скинию в пустыне. В греческом слово скенун (раскрыть скинию) созвучно еврейскому слову шехина (от глагола шахан — пребывать), которое обозначает «огненное облако», символ «пребывания» Бога среди Его народа (Исх. 40:34–38).

Присутствие Бога — это реальный факт: Он являет Свое присутствие среди народа Божьего. Текст и з Отк. 7:17: «Ибо Агнец… будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» перекликается с Пс. 23. Бог не довольствуется тем, что обеспечивает лишь физические нужды Своих созданий, но стремится установить тесные взаимоотношения с ними. Бог не только избавляет нас от голода, жажды, жары и страданий в нашей жизни, но и дает нам утешение и успокоением самим Своим присутствием среди нас.

Тишина на Небе

Пророк теперь взирает на последнюю печать. Со снятием этой седьмой печати, наконец, раскроется содержание всего свитка, этой книги. Но эта печать снимается совсем иначе, чем все другие. Каждый раз Иоанн подключается к видению лично. Выражение «видел я» предшествовало снятию первых четырех печатей, а выражение «и я видел» или «я взглянул» пятой и шестой печатям. Но Иоанну не потребовалось видеть или слышать что либо о седьмой печати. Впервые события, которым дает начало седьмая печать, происходят только на Небе. Первые шесть печатей касались событий земной истории, седьмая же печать описывает весьма краткий промежуток времени в одном только стихе (Отк. 8:1). То, о чем здесь говорится, относится к разряду фундаментально иных событий. После грохота военных баталий и рева диких животных, человеческих стенаний и воплей, ужасов природных катаклизмов (Отк. 6:12 –16) внезапно наступает тишина, полное безмолвие.

То, что происходит, не поддается описанию. Этого нельзя выразить никакими словами; ни музыка, ни живопись, никакое искусство не в состоянии передать того, что происходит. Только полное безмолвие, тишина, может передать не поддающееся словесному описанию. И только тишина может выразить беспредельного Бога 58. Безмолвие на Небе длится «как бы полчаса». На профетическом языке, в котором один день соответствует одному году 59, эти полчаса охватывают целую неделю (если одни сутки, 24 часа, равняются одному пророческому году в 360 дней, то 360, поделенное на 24, составит 15 дней, а полчаса составят одну неделю). История человечества завершается, как она и началась — временем сотворения. Неделя безмолвия в конце земной истории перекликается с неделей тишины в начале сотворения (Быт. 1) — эта концепция в дальнейшем была воспринята и еврейской традицией. 60. Снятие седьмой печати раскрывает содержание свитка: Второе пришествие Бога и обетование о новом сотворении, сотворении нового мира — это единственное решение, ответ на все наши вопросы, на наши жадные мечты о будущем, ответ на вопрос о наших страданиях.