Литературная структура книги: менора
Эта множественность подходов, которые мы должны использовать при исследовании Апокалипсиса, выявляется уже в самой структуре книги: ее можно изобразить в виде меноры, или семисвечника (см. рис. на стр. 00). Эта структура характеризуется следующим образом:
1. Она раскрывается в семи циклах видений, которые параллельны и одновременны, проявляют сходство с книгой Даниила 16, в виде хиастической структуры (термин хиазм происходит от греческой буквы хи, — в форме буквы X), смысл которой в том, что вторая часть цикла образует обратную параллельную последовательность относительной первой (по модели: ABC/C’B’A’).
2. В начале каждого из этих семи циклов видение обращено к храму в плане литургии, указывая на календарь израильских святых дней (которые описаны в Лев. 23). Таким образом, в книге каждый пророческий цикл соотнесен с определенным еврейским праздником, аллюзии на который нередко присутствуют внутри самого цикла. 17. Иоанн приглашает нас читать Апокалипсис через призму еврейских праздников 18, ритуалов, которые проливают свет на символический смысл истории.
3. Кроме того, подобно книге Даниила, Апокалипсис подразделяется на две главные части (историческая/земная и эсхатологическая/небесная), между которыми происходит Суд Божий и Пришествие Сына Человеческого (Отк. 14; ср.: Дан. 7). 20. Первая часть Апокалипсиса — прежде всего, пророческое видение истории от времени, в котором жил Иоанн, до Пришествия Господа. Вторая часть описывает эпоху от Пришествия Господа до сошествия Небесного града. Вместо того. чтобы истолковывать Апокалипсис как простое отражение современных его автору событий (претеристский подход) 21, мы будем истолковывать эту книгу с точки зрения ее автора, как видение грядущих событий (историко-профетический подход) — понимая весь риск и ответственность, которые подразумевает такое прочтение текста (экзегетический подход). Такой «историко-профетический подход» не только единственно верный с точки зрения автора данной книги, но также и самый древний. 22.
Эта книга постепенно расширяет, развивает и углубляет свои апокалиптические темы. Иоанн следует модели Даниила, который повторяет и расширяет свои видения (см. Дан. 2, 7 и 8). «Откровение Иоанна» одновременно представляет собой и единое, целостное видение. Само слово, название Апокалипсис включает в себя и единственное, и множественное число. Наше истолкование этого видения должно учитывать эту литературную особенность повторения и углубления (рекапитулятивное, или повторительное истолкование). Такой подход к истолкованию Апокалипсиса, со всей очевидностью, противостоит хронологическому принципу его истолкования, в котором события, предсказанные печатями, следуюют за теми, которые были предсказаны в посланиях церквям, а события, предсказанные трубами, следуют после печатей и т. д. (футуристский и диспенсационалистский подходы).
Такие предварительные наблюдения о природе, назначении и литературной структуре Апокалипсиса показывают, что эта таинственная книга не была задумана для устрашения и не является странной, но напротив, представляет собой ясное откровение, ответ на наши вопросы и успокаивает нас относительно нашего будущего.
СТРУКТУРА АПОКАЛИПСИСА В ФОРМЕ МЕНОРЫ
Земная фаза (1-11:18) Финальная фаза (11:9 — 14) Небесная фаза (15 — 22)
Примечания
Ириней Лионский (130-202 н. э) поддерживал такое истолкование. Этот Отец Церкви, родившийся через несколько лет после появления Апокалипсиса, был учеником Поликарпа, мученика, который знал Иоанна лично (см. Eusebius. Church History 5. 20. 6 [Nicene and Post-Nicene Fathers, Second Series, vol. 1, pp. 238, 239]). Церковь под влиянием Ипполита и Оригена отказалась от этих взглядов в Средние века, в пользу аллегорического, духовного и нравственного истолкования, но в 16 веке во времена Реформации, это изначальное истолкование вернулось
ВВЕДЕНИЕ
«ОН ГРЯДЕТ»
(Откровение 1:4–10)
Бог Израиля
С самых первых слов приветствия автор подчеркивает, что его пророчество — в Боге Израиля: «От Того, Который есть и был и грядет» (Отк. 1:4). Эта фраза напоминает нам то, как говорит о Себе Сам Бог Моисею: Я ЕСМЬ СУЩИЙ (Исх. 3:14). Бог Израиля представляет Себя как Бог, Который не может быть ограничен рамками теологической дефиниции, Он самодостаточен. Он просто Бог, «Который есть» — прямо здесь, являет нам Свое присутствие. Но Бог, Которому мы поклоняемся сегодня, Тот же, Которому поклонялись в древнем Израиле. Второй глагол: был — напоминает нам о том, что Он был Богом Авраама, Исаака и Иакова. Он есть в настоящем, точно так же, как Он был в прошлом и будет в грядущем. Иоанн заменяет форму будущего времени глагола «быть» на слово «грядет». Итак, Бог существует. Но, вопреки всем своим знаниям о Нем и всем своим опытам и ощущениям относительно Его вмешательства в историю, Он все еще остается для нас Богом далеким, потому что Он еще не пришел. Только в будущем исполнится обетование о Его пришествии. Это будущее захватывает нас с гораздо большей силой, чем прошлое и настоящее. Более, чем Бог в воспоминаниях, более, чем Бог бытия, духовности и общения — Он Бог, Который грядет.