Смекни!
smekni.com

Третья: новости с востока (стр. 28 из 42)

С другой стороны, сбор винограда символизирует собой наказание нечестивых. На этот раз видение связывает жнеца с огнем (Отк. 14:18), который в Дан. 7 представляет собой инструмент негативного суда, его вердикт (Дан. 7:11). Более того, мы видим ангела, который исполняет этот суд, исходящий от мучеников под жертвенником (Отк. 6:9; ср.: 8:3-5). Этот суд состоит в акте возмездия, справедливого воздаяния: это проявление гнева Божьего. Виноградный сок в точиле напоминает кровь. 21. Действительно, пророк видит кровь, вытекающую из точила (Отк. 14:20). Далее следует символическое описание кровавой битвы, в ходе которой было пролито море крови, и она доходила до узд конских.

О масштабах этой кровавой бойни говорит число 1600 стадий (около 200 миль). Но число это, конечно, символическое, его можно представить как произведение 4 и 100: 4 x 4 x 100 = 1600. Это указывает на географический универсализм: «вся Земля» 22. Божественное наказание принимает космические масштабы. Более того, число 4 здесь в квадрате, как и число 12 в 144 000 (12 x 12), что свидетельствует об определенной связи между этими двумя категориями, которые символизируются этими числами: земная коалиция (число 4) против коалиции народа, заключившего завет с Богом (число 12 = 4 x 3).

Жатва происходит за пределами города (ст. 20). Язык этот тоже символический и указывает на традиционное местоположение суда над народами, гоим 23, которые принадлежат к лагерю врага.

Это самый шокирующий отрывок в Апокалипсисе. Многие христиане читают его с негодованием. Великий реформатор Мартин Лютер по этой причине не рассматривал Апокалипсис в составе канона. По его представлениям, Бог гнева, Бог справедливости, Который превращает вино в кровь, не может иметь ничего общего с Богом любви, Который спасает нас.

Такой язык гиперболы был характерен для древнего Ближнего Востока — как способ выразить глубину эмоций по поводу события такой экстраординарной природы. Но помимо этого культурного фактора, в этом видении содержится важный урок, который не смог понять Мартин Лютер, а именно то, что любовь не может не сочетаться со справедливостью. Существуют сентиментальные теории любви, которые исключают требования проявления жесткости и справедливости, и это по большей части процветающие альтруисты, которые никогда не испытывали на себе унижение, связанное с притеснением, или горькой чаши несправедливости. Истинная любовь не может быть без справедливости. Именно поэтому Библия ассоциирует справедливость (цедек) с благодатью (хесед).

Божья любовь больше, чем добрые чувства, мягкие слова и благодушные улыбки, которые витают над жалкой реальностью. Любовь Бога действенная, Он спасает Свой народ от такой ситуации. В этом нет компромисса с врагом. Не может быть спасения от смерти без полного уничтожения зла. Такова подоплека вести этой ужасающей сцены, нарисованной в нашем отрывке. Поэтому суд по своим масштабам охватит всю Землю.

Парадоксальный факт: этот образ не вызывает страха, но дает уверенность в грядущем. Он несет радостную весть об окончательной и полной победе над злом и возглашает боевой клич надежды.

Чтобы спасти Свой народ, Бог столкнется с врагом, Он будет бороться и вытаскивать Своих овец, попавших в пасть свирепого льва, и будет направлять историю по пути, предначертанном Им Самим — по пути жизни и справедливости.

  1. Kittel, ed. Theological Dictionary of the New Testament, vol. 2, p. 722
  2. Иосиф Флавий. Иудейские древности. 18. 228б 239
  3. Ср.: Иоил. 3:18; Зах.13:1: Пс. 45:4
  4. J. Doukan Secrets of Daniel, .p. 90
  5. Пс. 106:38-39; Иер. 7:31; Ис. 30:33; 2 Пар. 28:3
  6. Втор. 1:17; Мал. 2:17; Пс. 1:5 и др.
  7. 2 Варух 14:12; 24:1; 4 Ездра (2 Ездра) 7:77; Псальмы Соломона 9:9 и др.
  8. Вавилонский Талмуд. Avodah Zarah 2a-b
  9. Abraham J. Heschel. God in Search of Man (New York, 1955), p. 238
  10. Связь между иерусалимским Храмом и «небом и землей» имеет другие параллели на Среднем Востоке. Древние шумеры называли храм Дуранки «местом неба и земли», а в Вавилоне мы находим указание на жертвенник Этенанки, который назывался «домом основания неба и земли» (см.: J. Levenson. Creation and the Persistence of Evil (New York [1988], 78-99; cf. G. W.Ahlstrom.Heaven of the Earth – at Hazor and Arad” in Religious Syncretism in Antiquity, ed. B. A. Pearson [Missoula, Mont: 1975], p. 68)
  11. P. J. Kearney. “Creation and Liturgy. The P. Redaction of Ex. 25-30. Zeitschrift fur altenstamentliche Wissenshaft 89 (1977); 375; cf. 1 Blenkinsop. “The Structure of P. Catholic Biblical Quarterly 38 (1976), 273-278
  12. Ср: Ис. 44:24; Иов. 9:8; Пс. 103:2; Иер. 10:12
  13. Мидраш Раба, Бытие 4:10
  14. Yotser leyom Kippur
  15. Mosaf leyom Kippur
  16. Авторский перевод из молитвенника Mahzor min rosh weyom hakippurim, first part, p. 31
  17. Shulkhan Arukh, p. 514
  18. J. Doukan Secrets of Daniel, .p. 112, 113
  19. См. Ис. 63:1-6; Плач. 1:15
  20. J. Doukan Secrets of Daniel, .p.84, 85
  21. См. Иоил. 4:2, 12; Зах. 14:2-12
  22. См., например, Пс. 36:11?? 102: 17??Б а также о связи между любовью и справедливостью; см., в частности , книгу: H.Baruk. Tsedek, droit hebraique et science de la paix (Paris: 1970), pp. 15, 23ff.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

НОВОСТИ С ВОСТОКА

Начиная с гл. 15, Апокалипсис меняет тон своего повествования. В первой части (Отк. 1 -11) пророчество охватывает исторические события (от времени Иисуса Мессии до времени суда). Затем во второй части книги (Отк. 12 – 14) видение фокусирует свое внимание на времени конца (время суда ), последних днях земной истории, предшествующих пришествию Бога.

Теперь, в третьей части (Отк. 15 -22), пророческое видение распространяется за пределы конца земного времени (от суда до Нового Иерусалима). Впервые Бог прямо и уникальным образом движет историю вперед. Это опыт абсолютно новый для .Вавилона, равно как и для Иерусалима.

Гнев Божий достигает неимоверных масштабов. Разрушения никогда не были столь полными и глубокими. Апокалипсис говорит о землетрясении: «И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое!» (Отк. 16:18). Никогда творческая сила Божья не проявлялась с такой интенсивностью, и преобразования не были такими глубокими. Бог Апокалипсиса обещает: «Се, творю все новое» (Отк. 21:5).

Божественный прорыв в человеческую историю начинается с Востока (Отк. 16:12) и во многом он сопоставим с сильным средневосточным ветром (хамзин), который пожирает на своем пути все (Иез. 17:10), или с восходом солнца, который возвещает новый день.

ГЛАВА 7

ВСЕЛЕНСКИЕ ЧАШИ

(Откровение 15 – 18)

Конец Киппура

Но прежде, чем все это случится, автор Апокалипсиса возвращает нас в литургический контекст небесного храма. Пророческое видение простирается далее семи чашей окончательной победы Бога. Прежде всего Иоанн видит гладкое, как стекло море (Отк. 15:2), образ, который уже встречался нам в контексте храма (Отк. 4:6) и который символизирует собой первичные воды, побежденными в процессе сотворения. 1.

В следующей сцене нам отрывается великое множество искупленных (Отк. 15:2-4). Пророк видит их, как древних израильтян в Исходе, которые стоят вблизи вод, воспевая песнь Моисея (Исх. 15) и празднуя победу Бога над врагами Израиля.

После сцены победы пророк обращается снова к семи ангелам — до того, как они начнут свое очистительное служение. Пророк видит их выходящими из храма: они облачены в одежду, которая предназначалась для служения в День очищения: льняную одежду и золотые пояса (Отк. 15:6; ср.: Лев. 16:4). Эта сцена напоминает нам конец ритуального служения во время Киппура: «Ни один человек не должен быть в скинии собрания, когда входит он для очищения святилища, до самого выхода его. И так очистит он себя, дом свой и все общество Израилево» (Лев. 16:17).

И, действительно, «наполнился храм дымом от славы Божьей» (Отк. 15:8). Когда служение завершается, никто уже не может снова войти в храм. То же явление имело место, когда было завершено строительство скинии в Исходе. Облако Божьего присутствия наполнило скинию, и никто не мог уже войти туда (Исх. 40:35). Этот отрывок из книги Исход перекликается с повествованием о сотворении в книге Бытие. Одно и то же выражение встречается и в Быт. 2:2, и в Исх. 40:33: «и окончил… дело».

Завершение строительства скинии обнаруживает параллель с завершением сотворения мира. Бог придает торжественность этому моменту Своим присутствием. В апокалиптическом событии есть указание на завершение Богом работы по сотворению — это еще один способ продемонстрировать неразрывную связь с процессом очищения, который характеризует Киппур. Фактически, мы подошли к концу суда. Приговор запечатан, истина сохраняется в литургии Киппура. Завершительная молитва Киппура, которая произносится на закате солнца — неила (что означает «закрытие»), Иерусалимский Талмуд связывает с закрытием небесного храма. В еврейской традиции, вследствие того, что Киппур есть исполнение десятидневного периода испытаний, именно во время нейла «запечатываются наши замыслы, наши судьбы и наши суды» 2. Интересно отметить, что слово хотмену (запечатай нас), взятое из нейла, позднее превратилось в традиционное приветствие Киппура: хатима това : Да будешь ты хорошо запечатан!

В Апокалипсис также есть аллюзия на эту традицию, когда речь идет о том, что судьбу каждого решает печать, которую он получит. Бог больше прощать не может. Даже вмешательства Мессии и ссылки на Его жертву более не могут возыметь действия.

Для многих христиан понятие о любви Божьей было сильно разбавлено — до сентиментализма, который потерял всякую связь с историческими реалиями. Но, как мы уже указывали, поскольку спасение реально, поскольку это событие, то оно само ограничено в том, что допустимо: иначе библейская надежда была бы не более, чем бессмысленная идея или просто эмоциональное чувство. Но отказ Бога от вмешательства после определенного момента указывает на реальность Его существования и действия в истории. Все исторические события конечны и ограничены временем и обстоятельствами.