Смекни!
smekni.com

Третья: новости с востока (стр. 34 из 42)

И здесь утешение для народа Божьего. Ему уже нечего более бояться. Пророчество вселяет уверенность в то, что «И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле» (ст. 24). Апокалипсис воспринимает эту вести с вели кой радостью. Справедливость сочетается с великим упованием на грядущее.

Примечания

  1. Пс. 135:6; Ис. 40:12
  2. См..Иерусалимский Талмуд. Беракот 4.5
  3. Ср.: Ис.51:17; Зах. 12:2
  4. Jacque Elul. Apocalypse. The Book of Revelation, trans. George W. Shreiner (New York, 1977), pp. 183, 184
  5. Doukhan. Secrets of Daniel, pp. 171-176
  6. См. Malachi Martin. The Keys of This Blood. The Struggle for World Dominion between Pope John Paul II, Mikhail Gorbachev, and the Capitalist West (New York: Simon and Shuster, 1990)
  7. Пс. 35:8,9; Иер. 17:8 и др.
  8. Doukhan. Secrets of Daniel, pp. 171, 175, 176
  9. Премудр. Соломона 17
  10. The Histories 1. 191. 2-4
  11. Doukhan. Secrets of Daniel, p. 98
  12. C. Thompson. Semitic Magic: Its Origin and Development (Jerusalen 1971), pp. 28-32, 90
  13. Doukhan. Secrets of Daniel, pp. 171-177
  14. Нав. 12:21; 17:11; Суд. 1:27; 5:19; 3 Цар. 4:12; 4 Цар. 9:27 и др.
  15. Andzej Strus. Nomen-omen: la Stylistique sonore des noms propres dans le Pentateuque Analecta biblica (Rome:1978), vol. 80, pp. 199, 200
  16. См., напр., Втор.32:15 (wayis, pp hman/yeshurun); 4 Цар. 8:28,29 (yoram/Aram)
  17. См., напр., использование древнего имени Шинар (Сеннаар) в Дан.1:2; см. Doukhan. Secrets of Daniel, p.13
  18. Изреель, таким образом, состоит из двух частей: зара (семя) и Эль (Бог) и выражает тот факт, что Бог даст семя (Ос.2:22, 23); см. Moshe Garsiel. Biblical names: A Literary Study of Midrashic Derivations and Pun (Ramat Gan, Israel: 1991), pp. 229ff
  19. H. H. Rowley. The RE-discovery of the Old Testament. Library of Contemporary Theology (London: 1945), p. 49; см. также: D. Winton Thomas, ed. Documents From Old Testament Times (London: 1958), p. 133
  20. Иероним отождествляет имя Гадад Римон с городом, который в его времена назывался Максимианополис (in Commentriorum in Zacharian Prophetam 3. 12 11, 12 (Patrologicae Latina, vol. 25, col. 1515) и находился в двух милях от Мегиддо. Его современное название Руммане(х).
  21. J. Aisleitner. Die Mythologischen und kultischen Texte aus Ras Schamra. Bibliotheca Orientalis Hungarica (Budapest: 1959), vol. 8, pp. 17, 18
  22. Чис. 3:11-13; 40 и Далю; 8:14-18
  23. Исх. 4:22; Иер.31:19
  24. Пс. 88:27
  25. Мф. 1:25; Лк.2:7; Евр. 1:6; Кол. 1:18; Отк. 1:5; 1 Кор. 15:20
  26. Ос. 5:3; Ис. 1:21; Иез. 16:15; 23:1-4 и др.
  27. Doukhan. Secrets of Daniel, pp . 29-36, 101-111
  28. Ср.: 1 Фес. 2:17
  29. Ср.: Исх.15:11; Мих.7:18

ГЛАВА 8

ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ

(Откровение 19; 20)

:

В преддверии Суккота

И снова видение останавливается на сцене поклонения. Это введение перекликается со сценой семи печатей (Отк. 19:1-10); здесь представлены те же самые сцены: небесный престол, 24 старца, четыре живых существа и Агнец. Но Апокалипсис теперь однозначно определяет личность восседающего на престоле: это Бог (Отк. 19:4). Таким образом, здесь описывается литургическая сцена.

Впервые в книге не упоминается ни Храм, ни его внутреннее убранство. Все служебные обряды искупительного характера были завершены, и Храм более уже не служит своему назначению (‘raison etreсмысл сущестования). Суд ныне продолжается вне его стен. Во время Киппура козел (для Азазеля) не приносится в жертву, но уводится в пустыню, неся на себе грехи Израиля (Лев. 16:10, 20-26). После Киппура народ очищается от своих грехов. С пророческой точки зрения этот урок несет в себе надежду. Бог не довольствуется тем, чтобы просто простить нам наше грехи, Он также хочет избавить нас от них. Дьявол, олицетворением которого служит этот ритуальный козел, отправлен из стана на погибель.

Начиная с этого момента, повсюду звучит хвала. Согласно еврейской традиции, дни после Киппура – это праздник радости. Этот праздник носит название Суккот (праздник Кущей), который так и называется «время радости нашей» (зман симхатену). Люди не торопятся в эти дни, посвящая время строительству шалашей (суккот).

Мы находим, что наш отрывок пронизан радостью от осознания того, что уничтожено, и впереди нас ждет новая жизнь с Богом. Вавилон пал, а Новый Иерусалим на подходе. Блудница погибла, а невеста проходит по улицам с триумфом. Небеса возглашают пять звучных «Аллилуйя!» (Отк. 19:1, 3, 4,5,6).

Слово «Аллилуйя» представляет собой грубую транслитерацию (передачу звуками) еврейского слова халлелу Ях, что означает «хвала Яхве» (ЯХВЕ здесь передается в сокращенной форме Ях). Это выражение восходит к псалмам, которые по - еврейски называются тэхилим (это слово того же корня, что и халелу). В словах, связанных с глаголом, образованном от корня хилел, подразумевается «хвала», «аллилуйя»:

Пс. 146:2; 149:1 (пойте)

Пс. 21:23 (возвещать)

Пс. 34:18 (прославлю)

Пс. 21:24 (восхваляйте)

Пс. 108: 30; 145:2 (славить)

Слово халел включает в себя все эти значения. Аллилуйя – это всплеск радости, выражающий размышления ..Это слово хвалы теперь устремлено из прошлого в будущее. Мы воздаем халу не только Богу Творцу (Пс. 103) или Богу Спасителю (Пс. 104; 105, 134), но и Богу, «чья милость вовек» (Пс. 105:1; 106:1; 117:1 -4 и т. д.).

Интересно, что выражение халелу Я появляется впервые в конце Пс. 103, где оно следует непосредственно за проклятием в адрес нечестивых: «Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!» (Пс. 103:35).

Не является случайным тот факт, что халел (Пс. 112-117) — главный литургический текст праздника Суккот. Евреи по обыкновению читали вслух эти псалмы все восемь дней праздника. 2. Существовали разные традиции в их использовании. В некоторых общинах они воспевались как антифональные, в других же, например, у жителей Йемена, собрание произносит «аллилуйя» после каждого стиха. Именно так мы должны воспринимать халлелы в Апокалипсисе — как респонсорий, отклик храмового хора, халлел; таким образом, это ответ собрания солисту. Синтаксис этого выражения предполагает литургический жанр. Халлелу — это императив, повелительное наклонение, призыв к собравшемуся народу восхвалять Бога.

Многоголосое аллилуйя звучит в Отк. 19. Во-первых, мы слышим «великое множество» (Отк. 19:1, 6). , которое ранее отождествлялось со 144 000 (Отк. 7:4,9). Во –вторых, мы слышим 24 старцев и четырех живых существ (Отк. 19:4), представляющих все сущее. И, наконец, неизвестный голос звучит от престола Божьего (ст. 5).

Первые два халлела, которые возносит множество людей, ассоциируются с событиями прошлого. Первый халлел с радостью возвещает о смерти блудницы (ст. 2). Второй .халлел отражает радость по поводу того, что «дым ее восходил во веки веков» (ст. 3), знак ее окончательного уничтожения. 4. Это видение предвосхищает окончательное уничтожение зла и смерти. Выражение «во веки веков» указывает на вечность в Отк. 20:10, относительно смерти сатаны, которого символизирует козел для Азазеля (Лев.16:10, 21, 26).

Небожители (24 старца и четыре живых существа) возносят следующие два халлела, обращая их непосяедственно к Богу. Третий халлел выражает поклонение «Богу, сидящему на престоле» (Отк. 19:4), Богу, Который правит и судит. Четвертый халлел прославляет Бога через Его рабов, «боящихся Его» (ст.5).

Пятый и шестой халлелы самые громкие. Пророк слышит «как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель» (Отк. 19:6). Этот халлел обращен в будущее и предвосхищает окончательное установление владычества Божьего. «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя» (Отк. 19: 6, 7).

Ликование по поводу гибели блудницы и свадебный пир невесты снова возвращают нас к брачной метафоре. Великое множество народа теперь называют Израиль законной невестой Агнца. В ст. 7 говорится, что «жена его приготовила себя». Спасение поэтому – не просто пассивное ожидание его свершения. Бог ждет отклика каждого из нас на каждом шагу по пути к спасению. В день свадьбы невеста по обычаю украшала себя для своего мужа. Она омывала свое тело, натиралась благовониями и надевала на себя драгоценные украшения. 5. Весь этот процесс подготовки требовал помощи ее друзей. Только после того, как они полностью облачат ее, «украсят убранством» (Ис.61:10), только тогда муж ее мог снять с нее покрывало в брачных покоях. 6. Они повязывают пояс на ее талию, который может развязать только ее возлюбленный 7.

Она облачена «в виссон чистый и светлый» (Отк. 19:8). Не только сама одежда, но и способ облачения, сокрытие наготы невесты Писание представляет как благодать, как дар свыше. Так, «виссон …есть праведность святых» (ст. 8). Апокалипсис здесь противопоставляет «виссон чистый и светлый» кричащим одеждам блудницы, тоже изготовленным из виссона (Отк. 18:16). Простота и скромность супруги резко контрастирует с гордыней и бесстыдством блудницы.

Разные сравнения показывают, какие параллели между этими двумя женщинами проводит библейский автор. Как и супруга, блудница описывается с использованием брачной метафоры. Радостные восклицания на брачной церемонии невесты (Отк. 19:7, 9) перекликаются с оплакиванием гибели блудницы (Отк. 18:10, 11, 16, 19, 22). Эта радость теперь пронизывает видение земной сцены пророком Иоанном: «На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее - как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну: «На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее - как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну» (Отк. 9:9).

Счастье и радость заразительны. Ими нужно поделиться с другими. И нас тоже приглашают участвовать в этой радости.

Услышав эти слова, Иоанн пал к ногам ангела, чтобы «поклониться ему» (ст. 10). Пророк почти лишился чувств от полноты эмоций. Ангел предостерег его: «Смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим». Затем он добавляет нечто таинственное: «Ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (ст. 10).

Его последние слова прозвучали весьма загадочно. Мы снова читаем их в конце книги в том же контексте (Отк. 22:8, 9). Есть также радость, которая побуждает пророка пасть на колени. И в то же время ангел предостерегает пророка от поклонения ему. Такой параллелизм между двумя отрывками помогает понять это странное выражение

Откровение 19:10 Откровение 22:8, 9

Я пал к ногам его,