чтобы поклониться ему
… Но он сказал мне:
«Смотри, не делай сего» Пал к ногам ангела
Но он сказал мне:
«Смотри, не делай сего»
Я сослужитель тебе и Я сослужитель тебе и братьям твоим
братьям твоим,
имеющим свидетельство соблюдающим слова книги сей
Иисусово
Богу поклонись! Богу поклонись!
Фраза «имеющим свидетельство Иисусово» соответствует фразе «соблюдающим слова книги сей». Другими словами, «свидетельство Иисусово» равнозначно свидетельству «книги сей», т. е. Апокалипсиса. Свидетельствовать Иисусу, таким образом, означает проповедовать весть Апокалипсиса , т. е. возвещать пророчество об окончательном спасении Вселенной. Это «свидетельство Иисуса» изрекается Самим Иисусом (по-гречески здесь субъектный генетив, родительный падеж: Иисуса; ср.: Отк. 1:1, 2). Этот же отрывок определяет данное свидетельство как «дух пророчества», т. е. вдохновленное Богом пророческое слово 8. Отк. 19:10 подтверждает, что «свидетельство Иисусово есть дух пророчества». Таким образом, свидетельство Иисуса больше, чем нравственное учение или предание – оно подразумевает вдохновение свыше, от Бога.
В другом отрывке из Апокалипсиса свидетельство Иисуса связывается с соблюдением заповедей (Отк. 12:17). Соблюдать заповеди Божьи, т.е. жить по нравственным критериям Бога, означает подтвердить это пророчество. «Свидетельство Иисусово» в таком случае является также и свидетельство об Иисусе. Жизнь, в основе которой Божественные нравственные нормы, знаменует собой дух пророчества, т. е. богодухновенность. Другими словами, мы не можем надлежащим образом нести весть о духе пророчества без воплощения в своей повседневной жизни высоких Божественных принципов. Писание здесь выступает против фанатизма и других религиозных крайностей, которые приносят в жертву этику ради пророческих амбиций.
Выражение «свидетельство Иисусово», таким образом носит двоякий смысл. 9. Это не простое совпадение, что в Апокалипсисе «свидетельство Иисусово», и «дух пророчества» тесно ассоциируются с «прочими от семени ее» (Отк. 12:17). Последние свидетели пришествия Бога проявляют не только верность и праведность, но и знание пророчества, которое поведет их через последние катаклизмы земной истории.
Победное шествие небес
Следующее видение Иоанн получил, когда намеревался поклониться ангелу (Отк. 19:10). Его взору открылось Небо, «отверстое небо» (ст. 11). Небо было открыто пока только для голосов и ангелов. Ранее была открытой дверь (Отк. 4:1), и храм был открыт (Отк. 11:19; 15:5). Теперь же взору пророка открылось все небо. Это раскрытие бесконечности небесного царства.
На горизонте появляется белый конь, который участвует в последней военной кампании. Победы, которое одерживает Небо, описываются в контексте семи печатей:
Печати
| Победы
|
Белый конь
Упоминание о белом коне возвращает нас к исторической теме печатей. Там белый конь символизирует триумфальное начало Церкви. (Отк. 6:2) и отвечает исходным этапам ее истории. Теперь же белый конь символизирует триумфальное возвращение небесного воинства и представляет полноту истории. Этот второй белый конь, таким образом, охватывает и завершает то, что начал первый белый конь.
В цикле печатей всадник, несущий весть мира, без оружия восседает на белом коне. Теперь же конь несет на себе воителя, который использует меч, поражая народы (Отк. 19:13, 15). На первом всаднике венец, просто лавровый венок, (Отк. 6:2), тогда как на втором всаднике много венцов (Отк. 19:12). Лавровый венок отмечает победу в спортивном соревновании, а множество венцов второго всадника знаменуют собой перманентность царской власти. Апокалипсис упоминает о первом всаднике лишь мимоходом, он промелькнул, как тень. Теперь же мы можем различить Его черты. Пророк описывает Его голову и очи (ст. 12), Его уста (ст. 15) и Его одежду (ст. 16), которая позволяет безошибочно распознать Его.
У Него четыре имени, которые показывают, что Он Бог во плоти, а также Его величие. Первое Его имя – «Верный и Истинный» (ст. 11) подтверждает несомненное присутствие Бога – Его пришествием грядет. 10. Второе Его имя – Тот, «которого никто не знал (ст. 12), отражает непреодолимую пропасть между невидимым Богом и Его творениями. Пришествие Его будет неожиданным. Третье имя – «Слово Божие» (ст. 13) – подтверждает, что Бог явил Себя во плоти, т. е. Он Бог, Который раскрыл Себя в словах и делах Своего народа. Он Бог, участвующий в истории как Личность. И четвертое имя – «Царь царей и Господь господствующих» (ст. 16) выражает суверенность Владыки Вселенной. Это также имя Агнца, Иисуса Мессии (Отк. 17:14).
В данном отрывке раскрывается и трансцендентная, и имманентная природа Бога. Бог одновременно и близок, и далек. Пророк неразрывно связывает воплощение и близость Бога с Его суверенностью, справедливостью и величием. Именно это имел в виду Иисус в Своей молитве Отче наш (близкий Бог), Который на небесах (далекий Бог) (Мф. 6:9).
Аналогичным образом, Царство Божие одновременно и настоящее, и грядущее, близкое к нам и космическое. После того, как Иисус произнес фразу, обращенную к фарисеям: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21), Он далее добавил к этому: «ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой» (Лк. 17:24).
Именно осознание этого напряженного состояния характеризует наше поклонение Богу. Действительно, это откровение приходит к Иоанну, когда он находится в поклонении (Отк. 19:10), в тот самый момент, когда оно достигает своей кульминации в пришествии Бога.
Армагеддон – часть II
В типично еврейской манере пророк теперь переносит свой взор от видения победы к событиям, которые предшествовали ей. 11. Свежая кровь на одеждах всадника (Отк. 19:13) показывает, что Он использовал Свой меч, и это приводит нас обратно ко второй печати. Кровь притеснителей пролита за кровь мучеников (Отк. 6:3, 4). Белый всадник воюет против тех, кто развязал войну против святых: что посеешь, то и пожнешь.
Собирание «царей земных» против Божественного воителя (Отк. 19:19) указывает на аналогичное собирание «царей земли всей вселенной» на горе Мегиддонской против Бога, Который грядет неожиданно (Отк. 16:14-16). В нашем отрывке есть несколько тем, общих с темами шестой чаши – это то же самое Армагеддонское сражение.
Апокалипсис не описывает детали этого сражения. Пророк довольствуется тем, что говорит нам о его победоносном завершении: Бог окончательно восторжествует над Своими врагами. Зверь и лжепророк теперь объединяют свои усилия вместе с другими. Главы 17 и 18 предоставляют лишь неполный рассказ об Армагеддонской войне. Мы были свидетелями поражения Вавилона и последующей судьбы земных царей, но Писание ничего не говорило об их окончательной участи. Теперь ангел завершает эту историю. Он напоминает нам о поражении Вавилона и его союзника, лжепророка (Отк. 19:20; ср.: 17:16; Дан. 7:11). В более раннем рассказе (Отк. 17 и 18) о лжепророке не упоминается. Здесь же мы становимся свидетелями падения обеих систем.
Что касается других политических сил – «царей земных» – то они погибнут от меча, исходящего из уст всадника, восседающего на белом коне» (Отк. 19:21). Их наказание отличается от того, которое получат звери. «Цари земные» будут убиты мечом. Бог определяет надлежащее противодействие каждой силе. Так, космическая сила Бога Судии уничтожает эти религиозные силы, а военная сила Божественного воинства подавляет эти политические силы.
Фатальное оружие в этой сфере — действенное слово Божье. Бог сотворил этот мир Своим Словом (Быт. 1:3; Ин. 1:1-3), и теперь Он уничтожит этот мир тем же словом. Слово Божье может и созидать, и разрушать. «Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (2 Пет. 3:5-7).
В еврейском языке «слово» - давар – это не простое сочетание звуков. Оно многозначно: оно означает также «вещь», «история» «событие». Это слово – выражение души, личности. Согласно тексту в Послании к Евреям (Евр. 1:1, 2), «Бог …говорил нам в Сыне».
Парусия — это самый кульминационный момент выражения Бога в Его Слове. Именно поэтому род человеческий не может выдержать Его явления (Ис. 33:20; ср.: 1 Тим. 6:16): они либо должны измениться, либо умереть. Явление Бога для одних означает преображение (1 Кор. 15:51, 52), а для других – смерть.
Жуткая оргия: поедание трупов
Для «царей земных» парусия означает насильственную смерть. И впервые за все время Бог выступает как непосредственная причина наказания. Фактически, на сцене остается Он один. При этом суды совершаются по причинно-следственному принципу, с учетом человеческого фактора. Но Бог Сам проводит этот последний суд. «прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его» Затем сказано, что «все птицы напитались их трупами» (Отк. 19:21).
Вавилон ждет такая же судьба. 10 рогов и зверь будут пожирать его плоть (Отк. 17:16). Но наступит и их черед. Это событие находит свои параллели в видении Иезекииля, хотя оно и несколько отличается в деталях. Еврейский пророк собирает всех птиц и всех полевых зверей (Иез. 39:17-20), тогда как в видении Иоанна речь идет только о птицах. Иезекииль ограничивает жуткую оргию поеданием плоти «мужей сильных», «князей земли», коней и воинов (там же). В Апокалипсисе же к этому добавляется космическое измерение: «чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих» (Отк. 19:18).Уничтожение носит тотальный характер.