Смекни!
smekni.com

Третья: новости с востока (стр. 36 из 42)

Здесь также проявляется ирония: эта «каннибалистская оргия», во время которой пожирается плоть царей земных, перекликается с духовным голодом, сопряженным с третьей печатью (Отк. 6:5, 6). В то же время здесь проводится параллель с брачным пиром Агнца – через использование греческого слова (дейпнон переводится как «ужин») для описания этого события (Отк. 19:17; ср.: 19:9). Параллель между двумя «пирами» указывает на двойственный характер спасения: оно одновременно включает в себя и спасение, и уничтожение. Брачный пир Агнца наполняет присутствующих на нем гостей радостью и предвкушением вечной жизни. Армагеддонская оргия пожирает своих гостей в атмосфере жуткой безысходности. От их костей ничего не осталось. Их даже не хоронят надлежащим образом, что было чрезвычайно важно в древнем мире. Грифы пожирают тела без остатка. «Цари земные» исчезают с лица Земли бесследно.

Дьявол и пустота

Бог помещает Своего главного врага в пустыню смерти и небытия. Как и в Отк. 12:9, в Отк. 20:2 он назван «драконом, змием древним, который есть диавол и сатана». Из трех врагов Божьих (Отк. 16:13), дракон – единственный, кто выжил. Два другие – морской зверь и зверь из земли (лжепророк) уничтожены, а с ними и последние цари земные.

«Ключ от кладезя бездны», который был у павшего ангела, князя Земли (Отк. 9:1), теперь снова дан ангелу Божьему (Отк.20:1). Этот отрывок вызывает ассоциации с Землей в состоянии до ее сотворения. В греческом Апокалипсисе использовано по смыслу то же слово, что и в Быт. 1:2 еврейское техом, т. е. бездна. Туда и был сброшен дьявол.

Земля снова вернулась в свое первоначальное состояние пустоты и бесформенности. Бог отсутствует, как и жизнь. Небеса приговорили дьявола к пустоте и небытию, так же, как змей был низведен до праха (Быт. 3:14). У него не осталось никого, кого он мог бы соблазнять. В отличие от ситуации в книге Бытие, некого было прельщать. Зло было нейтрализовано.

Этот урок надежды уже был заключен в обряде Киппура. Это также приговоренный к смерти козел для Азазеля, который символизировал собой сатану, и был уведен в пустыню (Лев. 16:20-22): это часть .ритуала спасения. Искоренение зла, прообразом которого был указанный обряд, завершало очищение народа от его грехов и очищение святилища.

То же самое пророчество содержится и в Евангелии по Иоанну. Во время суда над этим миром (Ин. 12:31; ср.: 16:11), сатана, князь мира сего, «изгнан будет вон». Еврейская традиция развивает эту мысль в 1 Енох, где говорится, что Бог повелевает архангелу Рафаилу связать Азазеля и бросить его в пустыне. 12. В видении о суде Божьем «времени конца» Даниил, который связывает этот суд с ритуалом Киппура (Дан. 8) 13, должно быть имеет в виду эту другую сторону спасения, а именно, выдворение Азазела, дьявола, в техом, пустыню.

Апокалипсис говорит об этом выдворении как о конкретном событии во времени. Это должно продолжаться в течение тысячи лет. В контексте Откровения это округленное число символическое. «Тысячи», которые составляют 144 000 означает множества. В еврейской традиции число 1000 часто представляет понятие множества. 14. Такой же символизм может относиться и ко времени. См., напр., Пс. 83:11 — «Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи», а также Пс.89: 5: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи». О том же читаем в книге Екклесиаста: «А тот, хотя бы прожил две тысячи лет и не наслаждался добром, не все ли пойдет в одно место?» (Еккл. 6:6). Ранее, в Еккл. 6:3 мы читаем: «Если бы…человек… прожил многие годы, и еще умножились дни жизни его, но душа его на наслаждалась бы добром….то я сказал бы: выкидыш счастливее его.

В свете вышесказанного, у нас есть веские основания понимать число «тысяча» как многие годы. Знаменательно, что в конце ст. 3 (Отк. 20:3) антитезой «тысяче лет» служит выражение «малое время», и это подтверждает снова мысль о том, что «одна тысяча» может означать «много лет».

Пророку Исайе тоже было дано аналогичное видение. В отрывке из Ис. 24, 25 — в главах, которые у комментаторов получили название «малый Апокалипсис», пророк отождествляет опустошенную «землю» (это ключевое слово, которое встречается 17 раз) с «опустевшим» (тоху) городом (Ис. 24:1, 10; ср.: Быт. 1:2): слово тоху переводится как бесформенный. И снова пророк предсказывает наступление суда против сатаны и его пособников. «И будет в тот день: посетит Господь воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле» (Ис.. 24:21) Как и в Апокалипсисе, здесь говорится о «заключении в темницу» в течение «многих дней» (ст. 22), и тем самым, это подтверждает наше понимание тысячи лет в Отк. 20:3 как «многих дней», длительного отрезка времени.

Апокалипсис не проясняет, что будет происходить на Земле во время этого Миллениума. Одно совершенно ясно: в период, который в Апокалипсисе обозначен как длительное время, зло не будет господствовать над человечеством. Такое символическое понимание 1000 лет отнюдь не исключает возможности того, что речь идет о буквальной тысяче лет. Но здесь важно не это. На этой стадии земной истории в перспективе вечности концепция времени носит иной характер.

Вместе с тем, «тысяча лет» это примерная продолжительность жизни допотопных поколений (Адам прожил 930 лет, Иаред 962, Мафусал 969, Ной 950 и т. д.). Упоминание «тысячи лет», может, таким образом, обращать наш взор в допотопную эпоху, в Эдемский сад. Книга Исайи использует тот же самый язык (Ис. 65:17), предвосхищая радости «нового неба и новой земли». Она описывает этот новый мир с позиций золотого века, допотопного времени. В это время умереть в 100 лет означало умереть молодым (Ис.65: 20), а люди проживали такую же длинную жизнь, что деревья (ст. 22).

Наш отрывок, таким образом, ретроспективно направлен в золотой век, когда жизнь была счастливой и долгой. Таким образом, Миллениум представляет первые шаги человечества в вечность.

Ожившие умершие

Из небытия пустыни видение переносит нас на полные жизни небеса. Прежде всего, мы встречаем тех, кого встретить не ожидали - угнетенных и униженных, «обезглавленных за свидетельство Иисуса» (Отк. 20:4), и тех, кто взывал к возмездию и справедливости во время пятой печати. Но наряду с мучениками и героями мы видим там простых, скромных людей, которые не изменили сами себе и остались верными Богу. Таким образом, перед нами предстают праведные в самом широком спектре.

Ангел возвещает: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (ст. 6). Эта пятая из семи заповедей блаженства в Апокалипсисе, и она снова связывается с пришествием Мессии. Связь между воскресеньем и пришествием Мессии вполне очевидна. Она раскрывалась уже пророком Даниилом как экстраординарное событие, относящееся к пришествию Михаила : «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Знаменательно, что последняя глава Даниила начинается и кончается этой темой. Князь великий Михаил (Дан. 12:1) 15, стоящий (евр.амад) за свой народ, приведет к воскресению (евр. амадвосстать) «в конце дней» (ст. 13). Аналогичным образом, Апокалипсис связывает воскресенье праведных с победой всадника на белом коне. Апостол Павел далее развивает эту тему: «Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:15-17).

Воскресение – единственное объяснение присутствия этих оживших мертвых на небесах. Они присутствуют там в теле, как живые души. Их душа не осталась живой после смерти тела: и в отличие от распространенного верования в то, что душа бессмертна, Библия учит, что они присутствуют там в неразрывном единстве души, тела и разума.

Мы должны понимать слово «души» здесь (Отк. 20:4) с позиций еврейского мышления: душа обозначает собой личность, во всей ее полноте. Еврейское слово нефеш обычно переводится в Септуагинте греческим словом псюхе и в разных современных переводах Библии под душой понимается живое человеческое существо во всей полноте и неразрывности ее личности: физического, умственного и духовного единства. Нефеш (душа) страдает от голода (Пс. 106:9; Втор. 12:20) или от жажды (Пс.142:6), насыщается (Иер. 31:14) и наслаждается (Ис. 55:2). Нефеш любит (Быт. 34:3; Песн. 1:7), проявляет чувства (Пс. 118:10), знает (Пс.138:14) и поклоняется и восхваляет Бога (Пс. 102:1; 146:1). В Библии представлена концепция целостности человеческого существа. Когда тело умирает, то же происходит и с разумом (Еккл. 9:5). Смерть объемлет всю личность, так же как объемлет ее и жизнь.

Апокалипсис, глубоко укорененный в еврейских Писаниях, говорит о воскресении как явлении, которое охватывает всего человека: его физическое и духовное измерение – и тело, и сознание. Для Библии тело не разделимо с душой. Тело есть душа, а душа есть тело.

Теперь мы лучше понимаем концепцию воскресения в контексте нашего отрывка. В Библии жизнь означает и физические чувства человека, и его эмоции, и его мысли. Ангел не говорит о природе и процессе воскресения. Как обычно, внимание здесь в меньшей мере сосредоточено на процессе, чем на результате: это принцип библейских чудес – будь то чудеса творения, иссушение вод Красного моря или воскресение Иисуса. Богодухновенный автор свидетельствует о событии, не вдаваясь в научные разъяснения его природы.