Смекни!
smekni.com

Третья: новости с востока (стр. 37 из 42)

Воскресение означает, что воскрешенные присутствуют во плоти, в теле. Сам по себе факт их пребывания на небесах доказывает, что воскресение совершилось. Писания рассматривают Бога и сотворение Им Земли и рода человеческого как объективные реальности. Не требуется никаких внебиблейских доказательств того, что человек и это историческое событие существуют. Их существование говорит само за себя.

Пророческое видение смещается в сторону воскрешенного человечества. «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Отк. 20:4). Жертвы стали судьями. Роли переменились, справедливость торжествует. Бог призывает их разделить с Ним ответственность в вынесении вердикта неправедным. Вместе с тем, Господь уже вынес Свой приговор. Первое воскресение показывает, что суд уже имел место. Пришествие Мессии разделило людей на две категории: праведных и нечестивых. У пророка Даниила говорится об этом, поскольку он описывает событие суда до пришествия Сына человеческого (Дан. 7). Аналогичным образом, когда речь идет об Армагеддоне, представлены две группировки, два противоборствующих лагеря: нечестивые идут войной на праведных.

В любом случае суд принадлежит Богу - Творцу. Он единственный, кто способен «испытывать сердца» (Отк. 2:23). Только Бог способен сочетать в неразрывном единстве милость и справедливость, и только Он может прощать грехи. Его абсолютная праведность служит единственной гарантией различения добра и зла. Он единственный, кто имеет право судить (Ин. 8:7).

Бог хочет, однако, удостоверить Свою справедливость и милость перед Своим народом. Он раскрывает Свои книги (Отк. 20:12) перед искупленными, давая им возможность, равные полномочия на суд, поскольку они будут править вместе с Ним (ст. 4, 6). Господь хочет, чтобы они были информированы, чтобы они поняли, почему Он принял именно такие решения.

Его народ примет участие не только в Его правлении, но разделит и Его святость. Писание отождествляет их со священниками - «священниками Бога и Христа» (ст.6). В книге Левит функции священников часто параллелизуются с термином кодеш (святость) 16. Ключевая фраза «будьте святы, ибо Я свят» и ее варианты выражают эту многократно повторяющуюся тему. 17. Важно отметить, что заповедь блаженства в Апокалипсисе, которая вводит обетование о священничестве, связывает термины «блажен» и «свят» (ст. 6). Отождествляя воскрешенных со «священниками», Апокалипсис тесно связывает их с Богом. Святость (кодеш) — неотъемлемый атрибут Бога. 18. Бог дарует его и воскрешенным, дабы и они — подобно Ему — обладали свойством различать добро и зло.

Но Господь не просто наделяет полномочиями судей, Он дает им и время совершать суды — 1000 лет. Их суду подвержены не только их собратья, нечестивые, но и Сам Бог предстает перед их судом по Своей воле.

Гог и Магог

Господь настолько уважает их суд, что готов ждать 1000 лет для вынесения приговора. Окончательное уничтожение могло бы произойти во время Парусии. У Бога для этого есть все необходимые данные. Тем не менее, Он хочет, чтобы последнюю печать одобрения поставило человечество и чтобы оно поняло Его решение. Новый старт возможен только после того, как будут сняты все сомнения. Бог , таким образом, предоставляет им еще 1000 лет. И даже тогда окончательное уничтожение придет в ответ на инициативу нечестивых. После Миллениума будут воскрешены остальные мертвые: их огромное множество, «число их – как песок морской» (Отк. 20:7).

Сатана снова появляется в мире как великий обольститель (ст.7). Его намерения те же: обольстить народы и собрать их на брань против Бога и Его народа. Этот сценарий подобен тому, который был разыгран в Армагеддонской кампании. Он тоже с трагическим концом: в озере огненном (Отк. 20:10, 13, 14; ср.: 19:20). Обе эти битвы носят еврейские названия. Название новой битвы: «Гог и Магог», оно связано с историей Израиля (Иез. 38:2).

Эти два конфликта, между тем, различаются между собой. Если Армагеддонская битва сталкивает Израиль с хорошо известным его врагом — Вавилоном, то битва Гога и Магога , согласно описаниям пророка Иезекииля, не называет конкретных врагов, определяя лишь их главную цель – разрушить царство мира: «Так говорит Господь Бог: в тот день придут тебе на сердце мысли, и ты задумаешь злое предприятие и скажешь: `поднимусь я на землю неогражденную, пойду на беззаботных, живущих беспечно, - все они живут без стен, и нет у них ни запоров, ни дверей» (Иез. 38:10, 11).

В Армагеддонской битве вавилонская армия сражается против Спасителя, идущего с востока (Отк. 16:14,16), и их противники используют особую тактику, проникая за стены Вавилона. В битве Гога и Магога войска дракона уже находятся внутри лагеря народа Божьего (Отк. 20:9). «Цари земли» участвовали в сражении под водительством зверя, лжепророка и дракона. Война Гога и Магога включает народы всей земли: «на четырех углах земли», число врагов при этом «как песок морской».(ст. 7). «Народы» как великое множество – главная тема видения Иезекииля о Гоге и Магоге: «И будет в тот день: дам Гогу место для могилы в Израиле, долину прохожих на восток от моря, и она будет задерживать прохожих; и похоронят там Гога и все полчище его, и будут называть ее долиною полчища Гогова» (Иез. 39:11). Полчища Гоговы: это «Гамон Гог», или «множества Гоговы» 19.

Переход от Армагеддона к Гогу не лишен иронии. Враги Бога хотели захватить гору (хар) Божью, закончили же в долине. Ирония состоит и в самой битве Гога. Здесь все построено на игре слов. Множество начинает как символ силы, но превращается в ландшафт смерти и ужаса. Орды Гога, его полчища превращаются в горы трупов (Иез. 39:11, 13, 15). Еврейское слово, обозначающее «долину полчищ Гоговых» (гей Хамон Гог) - долина Гинномова, там, где иудеи приносили детей в жертву Молоху (2 Пар. 33:6) 20. Именно эта долина послужила истоком концепции «геенны огненной, ада» (см., напр., Мф. 5:22).

Название «Гог и Магог» несет в себе понятие «множества». Его числовое значение – 70 – в еврейской традиции представляет собой число народов за пределами Израиля. 21. Именно это, вероятно, послужило причиной использования данного названия в нашем отрывке. Такая трактовка вполне согласуется в литературным стилем Апокалипсиса, где цифры имеют символическое значение (напр., 666, Отк. 13:18). 22. Таким образом, в апокалиптическом символизме выражение «Гог и Магог» означают «множество народов», гоим, к которым, согласно традиционной еврейской терминологии, относятся те, которые чужды завету с Богом Израиля.

Смерть смерти

Видение «великого белого престола» (Отк. 20:11), которое завершает этот цикл, перекликается с «белым конем», который начинает его. Победа всадника ведет к престолу. «Земля и небо» бегут от него, и мы снова возвращаемся к безмолвию седьмой печати (Отк.8:1). Традиционная формула «небо и земля» теперь перевернута: «земля и небо». Наша Вселенная, наше окружение, наша ниша – все это исчезает.

Те, кто остался в живых после Армагеддона, после тысячи лет тщательного изучения книги, пришли к простому заключению о том, что «судим был каждый по делам своим» (Отк. 20:13). Смерть, которая теперь уничтожает врагов Божьих – это смерть последняя. Помимо этой последней «второй смерти» (ст. 14), никакой больше смерти нет. Последняя смерть – это смерть самой смерти. Пророк описывает это событие метафорическим языком: «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая» (Отк. 20:14). Мы помним возгласы пророка Осии, которые потом повторил апостол Павел: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня» (Ос. 13:14: ср.: 1 Кор. 15:55).

Видение Гога и Магога Иезекииля уже служило аллюзией на полное уничтожение нечестивых. Согласно этому видению, полчища Гога и Магога , в отличие от Армагеддона, будут уничтожены полностью, и некому будет оплакивать их: «И дом Израилев семь месяцев будет хоронить их, чтобы очистить землю». (Иез. 39:12)..

В конце спасется только Израиль. Евреи, христиане и все другие, все те, кто оставался верным Богу, все спасутся. Израиль – в контексте Апокалипсиса это не просто этническая принадлежность: согласно определению, данному в начале нашей главы, Израиль состоит из тех, кто «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Отк. 20:4)..Ангел уже описал их как тех, кто несет на себе печать Бога на своем челе (Отк. 7:2, 3), т. .е 144 000 из всех израильских племен (ст. 4).

Апокалипсис рассматривает Израиль в духовном и символическом смысле: как тех, кто выжил в человеческой истории. Теперь пророк сосредоточивает внимание на них. Как и в видении Иезекииля, трагическая сцена с Гогом и Магогом подготавливает путь к Новому Иерусалиму во всем его великолепии и красоте (Отк. 21:1- 22:5; ср.: Иез. 40 -48).

Примечания.

  1. Греческое выражение «хвалите Бога» (Отк. 19:5) означает, по сути, то же самое, что и аллилуйя
  2. Вавилонский Талмуд относит эту традицию ко времени Моисея (Pesahim 117); см. также Мф. 26:30
  3. Пс. 134:19-21; ср.: 1 Пар. 16:25, 36
  4. Было бы ошибкой на основании этого выражения считать, что вечный ад существует, как об этом позднее учила Церковь, и как это сложилось в воображении знаменитого итальянского поэта Данте Алигьери. В Библии это выражение обычно используется для описания полного уничтожения. Оно используется по отношению к городу Вавилону (Отк.14:11), к городам Содому и Гоморре (Иу. 7; ср.: 2 Пет. 2:6)
  5. Ис. 61:10
  6. Быт. 24:5; Песн. 4:1, 3; 6:7
  7. Иер.2:32
  8. Мы находим это выражение «дух пророчества» в арамейском таргуме. См. Stack and Billerbeck. Kommentar zum Neuen Testament, vol. 2, pp. 128, 129; cf. J. W. Etheridge. The Targums of Onkelos and Jonathan Ben Uzziel on the Pentateuch (London: 1862), vol. 1, pp. 131, 556; vol. 2, p. 442
  9. См., напр., 1 Кор. 1:6; ср.: W. De Boor, Der Erste Brief des Paulus und Korinther. Wuppertaler Studdienbibel (Wupertal: 19680, p. 28; cf. Gerhard Pfandle. “The Remnant Church and Spirit of Prophecy” in Symposium on Revelation – Book 2, ed. Frank R. Holbook, Daniel and Revelation Committee Series (Silver Spring, Ms.: Biblical research Institute, General Conference of Seven-day Adventists, 1992), vol. 7, pp. 310, 316
  10. Позднее эти два прилагательные определяют Слово (Отк.22:6), отражая реальную сущность, истинность Царства Божия и Нового Иерусалима (ст. 1-5)
  11. Doukhan. Secrets of Daniel, p. 155
  12. 1 Енох 10:4, 5; ср.: 88:1
  13. Doukhan. Secrets of Daniel, рр. 125-133
  14. Пс. 90:7; 118:72; 1 Пар. 16:15; Еккл. 7:28
  15. Doukhan. Secrets of Daniel, рр. 183
  16. Лев. 8:10, 12,30; 21:6, 7
  17. Лев. 11:44, 45; 19:2; 20:7,26
  18. Ис.6:3; 57:15; Пс.98:5
  19. Ср.: Иез. 38:4-9, 13, 15, 16, 22, 23; 39:2, 11, 12,15, 16
  20. Долина Енномова (Гинном) служила границей между коленами Вениамина и Иуды (см. Иер. 15:7; 18:15, 16). Она была настолько хорошо известна, что Иеремии не было надобности называть ее по имени, когда он осуждал культ «долины» (Иер. 2:23)
  21. Это представление возникло из того факта, что в книге Бытие (гл. 10) упоминается 70 народов. Это число также соответствует числу членов семейства Иакова (Быт. 46:27; Исх. 1:5; Втор. 10:22). В еврейской традиции эти факты истолковываются как применение принципа из Втор., который гласит, что число народов определяется «по числу сынов Израилевых»(Втор. 32:8). Мотив «семидесяти народов» широко используется в раввинистической литературе. Так, считается, что священники и левиты написали Декалог на 70 языках, чтобы было понятно каждому народу.(Мишна Sotah 7. 5). По тем же причинам люди слышали голос Божий на Синае на 70 языках (Вавилонский Талмуд, Shabbath 88b). 70 жертвоприношений в святилище были предназначены для искупления 70 народов (Вавилонский Талмуд, Sukkah 55b).
  22. С древнейших времен еврейские буквы имели числовое значение (алеф = 1, бет = 2 и т. д.). Раввины часто усматривали особый смысл в численном значении слова, и система истолкования этих значений называлась гематрией (это еврейское слово, возможно, искаженное греческое слово, из которого произошел термин «геометрия»). Классический пример гематрии: истолкование числа 318 - рабы - -в Быт. 14:14. Комментаторы увидели здесь связь между ними и слугой Авраама Елиезером: числовое значение этого имени тоже 318 (см. Вавилонский Талмуд, Nedarim 32a, Midrash Rabbah, Genesis 43. 2).

ГЛАВА 9