Через все эти исторические обстоятельства народ Израиля пришел к отождествлению Иерусалима с присутствием Бога. Этот город ассоциируется с местом пребывания Бога на Небе, с местом, где святые могут пребывать в лучах славы Божьей вовек (Пс. 47:2-4).
Пророк Даниил также писал о небесном Иерусалиме. За пределами земных царств, которые исчезнут без следа (Дан. 2:35), пророк видит царство «которое будет стоять вечно» (Дан. 2:44), подобное «камню» (ст. 35, 45) – т. е. горе, традиционному символу Сиона, или Иерусалима.
В духе библейской традиции еврейская традиция подтверждает реальность «Иерусалима свыше» (Йерушалайм шель Мала), который существовал даже до сотворения мира. 7 и вдохновлял любовную лирику поэтов 8. В еврейской апокалиптической литературе небесный Иерусалим и его храм рассматриваются как сошедшие на города мира, «ибо ни одно человеческое творение ни может сравниться с местом пребывания Всевышнего. 9. Согласно представлениям каббалистического раввина Бахайи б. Ашера, множественное число еврейского слова Иерусалим (Иерушалайм) указывает на два .Иерусалима: один на Земле, а другой на Небе.
Иерусалим прошлого, однако, едва ли можно сравнить и Новым Иерусалимом. Они не имеют ничего общего между собой. Первые слова в Отк. 21 описывают Новый Иерусалим в терминах сотворения: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Отк. 21:1). Параллельный текс в книге Исайи разъясняет эту связь с сотворением: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью» (Ис. 65:17, 18).
Новая Земля будет кардинально отличаться от старой. «Моря» уже не будет (Отк. 21:1) – это первое отличие новой Вселенной. В еврейском мышлении «море» ассоциируется с пустотой и тьмой (Быт. 1:2; Пс. 17:12; Иов. 26:10; Прит. 8:27), смертью и «небытием» 10 (Иез. 26:19-21; Иона 2:6; Авв. 3:10) и злом (Ис. 27:1; 51:9, 10). Писание также связывает с «морем» Вавилон (Отк. 16:12), а в Апокалипсисе – с происхождением зверя (Отк. 13:1). 11.
Греческое слова неос, которое характеризует Иерусалим, означает нечто радикально и «всецело другое». 12. Бог придает Новому Иерусалиму новую конфигурацию и спускает его с небес (Отк. 21:2; ср.: Отк. 3:12). Это не Иерусалим шестидневной войны и не мечети Омара, не Стены плача и не Святого гроба. Новый Иерусалим это не подновленный старый город. Перемены радикальные, они касаются всего: «Се, творю все новое» (Отк. 21:5).
На персональном уровне Иерусалим свыше, прежде всего, дает великое утешение. Это первая истина, о которой говорится в Апокалипсисе: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Отк. 21:4).
Слезы здесь не имеют никакого отношения к кровавой бойне Гога и Магога и памяти тех, кто исчез с лица Земли навеки. Контекст позволяет полагать, что это слезы о ранах прошлого. Подобно тому, как не будет больше смерти и страданий, не будет и слез и траура.
Человеческие страдания, конечно, относятся к самым древним и самым серьезным претензиям к Богу – Богу, Который безмолвствует среди этих страданий. Где был Бог во времена бедствий и притеснений, страданий и боли?. Слезы маленькой девочки, замученной нацистами, исчезли незаметными, но теперь Бог вытирает их собственной рукой. Он не говорит никаких слов, не объясняет ничего – только Его жесты, только Его обетования о том, что слез больше не будет. Это последнее утешение, это единственно возможный ответ на проблему страданий.
Итак, это все нисходит к Богу. Вот, почему пророк откладывает описание красоты Иерусалима до этого последнего раздела своей книги. Впервые в Апокалипсисе видение пророка не следует хронологии событий, но сосредоточено на одной реальности – золотом Иерусалиме. Здесь находится последняя «станция назначения» человечества. Тем не менее, описание города происходит от общего к частному. Вначале пророк описывает город, нисходящий с Неба. 13. Видение разделяется на две части, каждая из которых начинается словами: «и показал мне» [ангел] (Отк. 21:10; 22:1).
По мере приближения к центру видения пророк раскрывает семь чудесных явлений. Первая панорама (Отк. 10:10-27) представляет: 1) город, сияющий, как драгоценный кристалл» 2) его ворота и стены из драгоценных камней и 3) его главную площадь (улицу) из золота. Вторая панорама (Отк. 22:1-5 ) представляет: 4) центр площади с чистой рекой воды жизни; 5) дерево жизни, 6) престол Божий и 7) Самого Господа Бога.
Город света
Новый Иерусалим - это совершенно новый и прекрасный город, место, которое вызывает абсолютное доверие, восхищение и безудержную радость. «Большая, высокая стена» надежно защищает город (Отк. 21:12). Каждая сторона города (ст. 16) имеет 12 000 стадий (около 1400 миль). Его стена (ст. 17) покоится на 12 основаниях (ст. 14). Весь город измеряется числом 12, числом колен Израиля, чьи имена записаны на его воротах (Отк. 21:12; ср.: 7:4-8; 12 x 12 000 = 144 000 спасенных); на основаниях же города записаны и имена апостолов (Отк. 21:14).
Бог создавал город для жителей, искупленных всей Земли. Бог как Творец и Архитектор знает все нужды и желания своих творений. Двенадцать ворот, открытые на все стороны света (ст. 13, 25), символизируют дух благорасположения и доверия между жителями Нового Иерусалима.
Ворота и каждое основание построены из разных камней (ст. 19-21). Каждый камень гармонично вписывается в облик города, не выделяясь особо. Мир и доверие характеризуют все человеческие отношения. Характерно, что существует три списка людей, которые не найдут себе места в этом городе, и завершается каждый из этих перечней лжецами (Отк. 21:8, 27; 22:15).
Но Архитектор не ограничивает Свою работу удовлетворением практических нужд населения города. Город прекрасен – «приготовленный как невеста» (Отк. 21:2). Греческий глагол космео (от которого происходит слово «косметика») описывает город как эстетическую категорию. Мы уже отмечали его гармоничные и симметричные пропорции: «длина его такая же, как и широта» (ст. 16). Город образует форму куба – как Святое святых в древнем храме (3 Цар. 6:20). Как и менора (семисвечник), Святое святых вызывает ассоциации с Новым Иерусалимом, который ожидает человечество. Здесь также проявляется связь между человеческим актом поклонения и царством Божьим, ибо религия имеет смысл только в свете Царства Божия.
Мы должны также отметить ценные строительные материалы при сооружении города. Они представлены чистым золотом и драгоценными камнями (Отк. 21:18-21), Их разнообразие подчеркивается только тем, что их объединяет: лучезарным сиянием присутствия Божьего, «ибо слава Божия осветила его» (ст. 23). Город стоит как золотой храм с прозрачными хрустальными стенами, отражающими свет в разноцветной радуге цветов и оттенков.
Город жизни
Новый Иерусалим также приносит и новую жизнь. Он напоминает нам об Эдемском саде (Быт. 2; 3) с его пышной растительностью, его кристально чистыми водами и, особенно, деревом жизни (ср.: Отк. 2:7). «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов» (Отк. 22:1, 2).
Пророк Иезекииль уже предвидел чудесный сад с его реками и удивительными деревьями: «У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание» (Иез. 47:12).
Символизм дерева широко представлен в Библии и присутствует в разных формах на протяжении всей цивилизации Среднего Востока. Во всех случаях дерево символизирует собой жизнь, концепция, которая впервые появляется в книге Бытие, в рассказе об Эдемском саде. Мужчина и женщина питались его плодами. Им угрожала смерть, когда они потеряли доступ к нему (Быт. 3:22).
Дерево в Новом Иерусалиме дарует человеку и плоды, и листья. В нашем отрывке ничего не сказано, какого рода плоды этого дерева, за исключением того, что оно плодоносит 12 раз в году, поддерживая физическую жизнь обитателей Иерусалима. С другой стороны, его листья служат «для исцеления народов». Это не относится к тому, что они используются как лекарственные средства, поскольку смерть и болезни исчезли, а потому нет и необходимости в их лечении. Контекст предполагает другое истолкование.
В предыдущих стихах «народы» связывались со славой, или сиянием Божьим. «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» (Отк. 21:23, 24; ср.: 21:26). Фраза «для исцеления народов», таким образом, подразумевает просвещение, освещение народов Самим Богом. Это одно из чудес Нового Иерусалима, которое предсказывали пророки и которое запечатлено в самой сути праздника Кущей: « Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей» (Зах. 14:16).
Народы (гоим) – те, которые традиционно исключены из завета и игнорировали законы и истину Божью, теперь участвуют в поклонении Ему. В Ис. 60: 1- 19 представлены вариации на эту тему: «Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак - народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию. Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут. Тогда увидишь, и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твое, потому что богатство моря обратится к тебе, достояние народов придет к тебе. Множество верблюдов покроет тебя - дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа. Все овцы Кидарские будут собраны к тебе; овны Неваиофские послужат тебе: взойдут на алтарь Мой жертвою благоугодною, и Я прославлю дом славы Моей. Кто это летят, как облака, и как голуби - к голубятням своим? Так, Меня ждут острова и впереди их - корабли Фарсисские, чтобы перевезти сынов твоих издалека и с ними серебро их и золото их, во имя Господа Бога твоего и Святаго Израилева, потому что Он прославил тебя. Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их - служить тебе; ибо во гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе. И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их. Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, - погибнут, и такие народы совершенно истребятся. Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих. И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева. Вместо того, что ты был оставлен и ненавидим, так что никто не проходил чрез тебя, Я соделаю тебя величием навеки, радостью в роды родов. Ты будешь насыщаться молоком народов, и груди царские сосать будешь, и узнаешь, что Я Господь - Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев. Вместо меди буду доставлять тебе золото, и вместо железа серебро, и вместо дерева медь, и вместо камней железо; и поставлю правителем твоим мир и надзирателями твоими - правду. Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения - в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои - славою. Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны - светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой - славою твоею».