В Новом Иерусалиме Бог «исцелит» народы в том смысле, что Он просветит их и позаботится о них. 15. Такое истолкование подтверждается структурой нашего текста, в котором первая его часть ABC (Отк. 21:1 -3а параллельна второй его части A’B’C’ (Отк. 22 :3б – 5). «Исцеление народов» в B соответствует слову «рабы» - те, кто служит Богу – в B’.
A//A’ «Престол Бога и Агнца» от этой реки жизни, которая напояет деревья жизни (Отк. 22:1 -2а), соответствует
«престолу Бога и Агнца» в городе (A’. Отк. 22:3б).
B//B’. Дерево, ежемесячно приносящие плоды и «листья дерева для исцеления народов» (B, Отк. 22: 2б), соответствует
«рабам», которые будут служить Богу и узрят лице Его - Того, Кто дает им свет, «освещает их» (B’. Отк. 22:3и -5б).
C//C’. «И ничего уже не будет проклятого» (C. Отк . 22:3а): это аллюзия на проклятие в Быт. 3:14, которое отлучает человечество от дерева, соответствует
тому, что «они будут царствовать во веки веков» (C’, Отк. 22:5в).
Параллелизм между Bи B’ относится, таким образом, к свету жизни - концепция в контексте библейского мышления. 16. В Евангелии по Иоанну Иисус представлен как Тот, в Ком «была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин.1:4). Аналогичным образом, Иисус обещает Своим ученикам: «Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12).
Наложение двух прообразов – дерева жизни с ее листьями и света, исходящего от Бога, который просвещает, - проясняет символизм семисвечника, меноры древнего Храма. Представленный в виде дерева с ветвями, этот светильник был знамением надежды. 17. Символическое напоминание об Эдемском саде с его деревом жизни и светом, запечатлелось в сердцах народа Израильского как тоска по утерянному раю.
Жизнь, которую даруют плоды и листья дерева, полная и совершенная. Это дерево питает и тело, и душу. Такой целостный подход характерен для еврейского мышления. Он рассматривает духовную и биологическую жизнь как равнозначные и неделимые ее составляющие. Евреи используют слово руах для обозначения дыхания жизни (Быт. 6:17; 7:15), и для души (греч. псюхе), или духовного измерения (Чис.27:18; Ис. 63:10, 11). Руах, который позволяет человеку дышать и дает ему жизнь от Бога – это руах, или Дух Божий. Псалмопевец тесно связывает между собой эти два духа: «Скроешь лице Твое - мятутся, отнимешь дух их - умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс.103:29, 30).
Другими словами, человеческие создания существуют постольку, поскольку они находятся во взаимоотношении с Богом. Религиозное измерение не ограничивается сферой духовных нужд – оно обусловлено и биологической стороной жизни: эта истина возвещается на самых первых страницах Библии. Бог создал человека и вдохнул в него дыхание жизни. Таким образом, каждый человек биологически зависит от Бога. Когда человек отсекает себя от источника жизни, разрывает связь с Богом, он умирает (Быт. 2:17; ср.: 3:17, 19). Теперь на последних страницах Библии провозглашается та же истина. Духовная и физическая жизнь тесно переплетены между собой, неразрывно связаны.
Новый Иерусалим — это не рай бестелесных душ и эфемерных созданий, и не рай чувственных наслаждений, который проповедуют мусульмане. Это жизнь во всей ее полноте. Сотворенные существа будут ощущать ароматы, вкус, осязать все, что есть вокруг и наслаждаться красотой. Искупленные больше не будут чувствовать усталости, неприятных ощущений или страданий. Их тела никогда не были такими крепкими. Их интеллект тоже обретает новую жизнь. Мысли их становятся более глубокими, и они более ясно проникают в тайны жизни.
Но мы пока пребываем в мире борьбы и страданий. Красота должна соседствовать здесь с убожеством и нищетой. Этот мир вопиет, ожидая перемен, уповая на Второе пришествие Бога.
Примечания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«СЕ, ГРЯДУ СКОРО»
(Откровение 22:6-21)
С небес видение снова возвращает нас на Землю. Последнее пророческое слово перекликается с первым. Риторический прием— инклюзив — очень древний метод. Он часто используется в еврейской поэзии 1и даже в классической литературе, например, в произведениях Платона. 2. Он также встречается в произведениях еврейского историка Иосифа Флавия 3 и раввинов третьего века 4. Автор Апокалипсиса использует инклюзив, чтобы показать и введение, и заключение при описании фундаментальной истины, которую получил по вдохновению Божьему и которая определяет замысел его книги.
Заключение Апокалипсиса согласуется и совпадает со введением в ряде общих формулировок и тем 5. Но главное, что объединяет их, это пришествие Иисуса, Мессии.
Введение«От Того…Который грядет» (Отк. 1:4) «Се, грядет» (Отк. 1:7) «Господь…Который грядет» (Отк. 1:8) «В день Господень» (Отк. 1:10) | Заключение«Се, гряду скоро» (Отк. 22:7) ««Се, гряду скоро» (Отк. 22:12) «Дух и невеста говорят»: прийди» (Отк. 22:17) «Ей, гряду скоро» (Отк. 22:20) «Ей, гряди, Господи Иисусе» (Отк. 22:20) |
Отметим, однако, интересную разницу в языке. Во введении о Христе говорится в третьем лице: «Тот, Который». В заключении же о пришествии Христа говорится от первого лица. Эта грамматическая особенность подчеркивает, что Второе пришествие ныне становится личным и непосредственным. Это не просто стороннее свидетельство о данном событии. Ныне Тот , кто грядет — действующее Лицо этого события — говорит о Своем пришествии. И это влияяет на всю тональность последней вести, ее окраску.
До сих пор в Апокалипсисе было много образов, символов и фантастических видений, которые уводили нас в сторону от реальности. Теперь же, в заключении повествование внезапно обретает личностную и настоятельную форму по мере того, как оно приближается к реальности. Ключевое слово в этом отрывке: «Гряду» (гряди/прийди) повторяется, как рефрен, семь раз. В нем сфокусировано главное послание Апокалипсиса. Урок, который нам дан в начале этой книги, тот же самый, что и в ее конце, а потому мы должны придерживаться его в нашей повседневной жизни, среди забот и тревог: