Смекни!
smekni.com

Третья: новости с востока (стр. 6 из 42)

Освободить мучеников из Смирны от второй смерти означает гарантировать им истинное воскресение, которое ведет к жизни вечной. По учению Библии избавление от смерти означает не только возвращение к жизни души, но и плоти и крови человека, вопреки разного рода дуалистическим представлениям.

Пергам

Наше путешествие продолжается на север, и мы приближаемся городу Пергаму, который расположен в 30 милях от Смирны. Пергам встречает нас во всем великолепии своего величия. Этот город расположен на холме, и его название означает «цитадель», или «город славы». Расположенный несколько в стороне от главных торговых путей Малой Азии, это город вместе с тем оставался одним из самых важных и крупных на ее территории.

Греческий географ Страбон (ок. 63 г. до н. э. – ок. 21 г. н. э.) назвал его «прославленным городом», а римский историк Плиний Старший (23–79 гг. н. э.) считал его самым «знаменитым городом Азии». Будучи политическим центром, Пергам одновременно стяжал славу культурного и религиозного центра. Именно в Пергаме было впервые открыто производство пергамента. 200 000 пергаментных свитков, хранящихся на полках в библиотеке Пергама, поставили ее в один ряд с библиотекой Александрии. Город был также известен своей религиозной жизнью. Его лечебницы и храмы исцеления в честь бога Асклепия привлекали тысячи пилигримов со всех концов света, о чем свидетельствуют археологические находки самой разнообразной иностранной валюты.

Город Пергам отражает ситуацию третьего периода истории Церкви. В отличие от своих предшественников, церковь в Пергаме демонстрирует большой успех и славу. Христиане Пергама были весьма уважаемыми гражданами. Эпоха гонений завершилась. Отголоски тех времен слышны во фразе «даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Отк. 2:13). Это время процветания и спокойствия.

Но и в пергамской церкви есть проблемы. В послании говорится о практике, напоминающей действия Валаама, пророка, который вел народ израильский к синкретизму, к смешению религий.29. Валаам, чье имя означает «поглотить/победить народ», осознавал, что компромисс был наилучшим способом «поглотить» или нейтрализовать избранный народ. Внедрение элементов этой чуждой ему культурой нанесло Израилю больше вреда, чем преследование или смерть. Компромисс со злом может быть более опасным, чем явное зло. Легче опознать врага, когда он еще за пределами бастиона, чем когда его лазутчики тайно проникли в город. Такова была ситуация в Пергамской церкви. Язычество и заблуждения вперемежку с истиной. Со времени Эфеса Церковь начала стремительно отступать от истины. Николаиты, некогда ненавидимые церковью, теперь проповедовали в ее стенах: «Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу» (ст. 15). И Валаам, который «пожирал» народ, и николаиты, названные так по имени Николая, которое является греческим эквивалентом имени Валаам («поглотителя», или победителя народа) и означает «победитель народа» — теперь губили церковь.

История подтверждает эту тенденцию к компромиссу. Для усиления своего политического статуса, Церковь заняла позицию компромисса и открытости, собирая вокруг себя политическую элиту. Декреты, изданные императором в то время, демонстрировали эту церковное искусство компромисса. Именно это привело к тому, что Воскресенье, римский день солнца, заменило собой день субботний, Субботу, данную Богом. 30.

Пророк Даниил уже указывал на эту тенденцию в своем видении истукана и четырех зверей. В видении истукана (Дан. 2) Данил представляет Церковь такими материалами, как глина, которая символизирует собой религиозное измерение, и железо, которое символизирует собой политическую власть. 31. В видении четырех зверей рог — политическая сила — проявляются черты человеческие: духовное измерение, и это характерно для Церкви 32.

Тот же призыв к покаянию мы слышим в обращении к церкви в Смирне, и здесь ангел повторяет его. Обоюдоострый меч в устах Сына человеческого (Отк. 2:16) представляет Слово Божье, которое судит, отделяя истину от заблуждения (ср.: Ис. 49:2). Воздаяние праведному, «сокровенная манна» и «белый камень» (Отк. 2:17) аналогичным образом указывает на контекст суда. Манна вызывает в памяти Исход и в перспективе Землю обетованную. Этот нисходящий с Неба хлеб становится знамением надежды. 33. Согласно древней еврейской легенде во время разрушения первого Храма (VI в. до н. э.) пророк Иеремия спрятал сосуд с манной в святом ковчеге. 34. Его найдут только во времена Мессии, и снова будут вкушать как пищу. 35. Согласно этой легенде, только в конце времени выявятся те немногие, которые должны спастись, а до этого времени невозможно определить, кто спасен, а кто нет.

Тот же урок записан на белом камне, где начертано «новое имя» (ст. 17). Белый камень указывает на римскую судебную процедуру, когда при голосовании для вынесения вердикта использовали черные и белые камни. Белый означал оправдание, а черный осуждение. Получить белый камень — значит получить оправдание. Что же касается «нового имени», то оно символизирует акт нового творения свыше, символ нового начала и нового предназначения. Таким образом Аврам стал Авраамом, получив обетование о многочисленном потомстве, которое произойдет от него, а Иаков стал Израилем, борясь с Самим Богом. Географические объекты приобретают новые названия: Иерусалим получает новое обозначение: «Господь праведность наша» в честь вечного присутствия Бога среди Своего народа. 36. Подобно этому, избранные Пергама получат новое имя, «которого никто не знает, кроме того, кто получает» (ст. 17). Библия и еврейская традиция говорят об имени Бога как непроизносимом и непостижимом. 39. Это фактически истолкование, данное в послании: «И напишу на нем [на победителе] имя Бога Моего и имя града Бога Моего» (Отк. :3:12). Это «новое имя» и есть то самое имя Бога, а также, распространяя это далее — и имя Нового Иерусалима, который снизойдет от Бога с Неба (ст. 12). Эта связь названия Иерусалима с именем Самого Бога уже появляется в книге Иеремии, где пророк называет это имя: «Господь оправдание наше!»' (Иер. 33:16). На основании этого стиха в Талмуде и Мидраше позднее будет представлена мысль о связи Иерусалима и Мессии, «ибо оба они несут имя Святого Благословенного» 40. Аналогичным образом, в Мидраше отмечается, что «подобно тому как [Бог] называет Мессию Его собственным именем, Он называет город Своим собственным именем» 41. Мы найдем эту концепцию в самой сердцевине Апокалиасиса. Немногие избранные, 144 000 граждан Нового Иерусалима, получают имя, которое отождествляется с именем Самого Бога (Отк. 14:1; ср.: 22:4).

Во вступлении к посланию написано, что верные это те, кто помнит имя Бога. Затем, в заключении избранные Пергама получают имя Бога как свое собственное (Отк. 2:17). Честь и ответственность Израиля нести Его имя, потому что Его народ — знамение невидимого Бога. Упоминание Антипы, имени которое обозначает «тот, кто представляет отца», уже является аллюзией на это. Миссия сына — нести имя своего отца и представлять его в его отсутствие. Вот почему это имя известно только тем, кто получит его. Подобно этому, если избранные в Пергаме – только те, кто знает имя Бога, записанное на белом камне, это по причине их личных отношений с Ним. В пергамский период эта видимая церковь начинает терять свое тождество и свою миссию как носящая имя Божье.

Фиатира

Теперь мы перемещаемся на восток, к Фиатире, которая расположена в 40 милях от Пергама. По сравнению с Эфесом и Пергамом Фиатира не столь важный город. Плиний называет его «посредственным городом». Вместе с тем, именно к церкви в Фиатире обращены самые жесткие обвинения (Отк. 2:20–27) и совсем мало похвалы (ст. 19).

Зло уже проникло в Пергам, но с Фиатирой ситуация еще хуже. Зло охватывает там все церковные сферы. Ангел описывает ересь в Пергамской церкви, используя образ Валаама, влияние которого оставалось для церкви внешним. Но в церкви Фиатиры, однако, зло господствует в образе царицы Иезавели (ст. 20). Иезавель была женой Ахава, израильского царя. Она была дочерью Ефваала, сидонского царя (3 Цар. 16:31), поклонявшегося Ваалу и Астарте 42. Иезавель собственноручно привела царя и народ Израиля к идолопоклонству — к культу Ваала. Помимо того, что она поддерживала 450 пророков Ваала, она также была известна своей лютой ненавистью к пророку Илие, а также ко всем, кто оставался верным ЯХВЕ. Ее влияние продолжалось и во время правления ее сыновей и дочери ее, Гофолии. 43.

Для церкви в Фиатире характерно господство духа Иезавели. Ересь становится официальным учением и овладевает умами церковной знати. Церковь укрепляет свой статус как политической силы и облачается в царственные одежды. Фиатира была известна производством пурпурной краски (багряницы): этот цвет преобладал в облачении царей 45 и священников. Вспомним о Лидии из Фиатиры, которая торговала багряницей 46.

Но город Фиатира также был известен своим поклонением богу Тиримну (бог солнца), который позднее дал начало культу римского императора. Автор послания использует здесь иронию, представляя Себя в ореоле ослепительного сияния, с глазами как пламень, ногами, «подобными халколивану», т. е. сверкающей меди, — в лучезарном сиянии, которое превосходит сияющего солнца-бога и сводит на нет его самовозвеличивание. Господство духа Иезавели приводит к узурпации власти Бога по мере того, как церковь принимает решения, которые находятся в ведении только Бога.