Не нужно называть конкретные имена, поскольку все мы в какой-то мере находимся в подобной ситуации. Послание к Лаодикийской церкви также и «суд народа»: таково буквальное значение слова «Лаодикия». Что можно сделать в данном случае? По мнению автора послания решение лежит за пределами человеческих возможностей. Речь не идет об организации очередного симпозиума или создании некого комитета или комиссии или даже об обращении к силе денег или власти. Ответ лежит в другой сфере и означает полную перестановку, перемену ролей. Бедный становится богатым, а богатый бедным. Народ Лаодикии перестает быть богатым. Бог отвечает на это тем, что забирает лохмотья нищего. Решение лежит перед дверью, которую можно открыть только изнутри, как в Песни песней Соломона (Песн. 5:5). Те, кто идут на этот риск, — становятся победителями — не только получат имя Божье, как жители Сардиса, но и право воссесть рядом с Богом и править вместе с Ним: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Отк. 3:21).
Тот, кто откроет двери своего сердца, войдет через небесные врата и станет причастником нового порядка вещей, нового правления, обретет новый источник радости, который ныне не заслуживает никто.
Интересно отметить, что следующая глава тоже начинается с «двери»: «После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе» (Отк. 4:1); открывается вид и на престол Божий (ст. 2). Апокалипсис говорит о двух дверях. Одна из них та, в которую Бог настойчиво стучится, как возлюбленный в Песн. 5:2: «Вот, голос моего возлюбленного, который стучится: `отвори мне, сестра моя, возлюбленная моя». В данном контексте стук сильный, и использован еврейский глагол дафак, который означает тяжелый удар. В Библии этот глагол используется в случае, когда пастух торопиться перегнать стадо 62. В этом тексте Иисус стучит в дверь настойчиво, что позволяет полагать безотлагательность и серьезность ситуации. Наш долг открыть двери своего сердца. Религия тесно переплетается с реальностью повседневной жизни, с нашей борьбой и с нашим выбором. Наш отклик на призыв Бога становится частью нашей жизни.
Другая дверь открывается на Небо. Только Бог может отворить ее. Она открывает доступ к Его прощению и в Его Царство. Религия это не только реальность, сочетающая в себе нравственные и эмоциональные категории. Она касается не только личности и настоящего. Царство Божье не просто среди нас (ср.: Лк. 17:20, 21). Апокалипсис говорит и о другой двери, двери на Небе, которую может открыть только Бог. Царство Божье имеет космические аспекты. Апокалипсис использует образ двери для описания взаимоотношений между личностной и вселенской сферами. Царство Божие начинается здесь, на Земле, когда мы открываем дверь: «Войду к нему, и буду вечерять с ним». В нашей жизни уже начался брачный пир. Бог уже низошел к нам и совершает трапезу с нами за нашим столом. Но в Его присутствии мы возжаждали о большем единении с Ним. Наше общение с Ним создает в нас чувство еще более глубокой близости с Ним. Эта пища становится предвкушением, закуской перед первым блюдом. Чем ближе мы становимся к Богу, тем еще более страстно мы жаждем Его присутствия; чем больше мы осознаем то, что отсутствует в этой трапезе, тем больше тоскуем и томимся в ожидании небесного пира. И чем шире открываем мы дверь здесь, тем больше мы жаждем, чтобы Бог распахнул ту, другую дверь на Небе.
Примечания
1. Только в Отк.5:6 особо отмечается агнец, «как бы закланный». Смерть агнца предшествует сцене престола в гл.5.
2. В библейской и еврейской традициях кости ассоциируются с воскресением (см. Иез. 37:1-14; 4 Цар. 13:21; ср.: Иов 10:11; Пс.33:21; Ис. 66:14; Быт. 50:25). В псевдоэпиграфе Книге юбилеев (второй век до н. э.) запрет сокрушать кости пасхального агнца, по-видимому, связывается с чудом воскресения: кости Израиля должны остаться целыми, очевидно, для воскресения (Книга юбилеев 49:13)
3. Дидахе 10, 6; ср.: 1 Кор. 16:22
4. Вавилонский Талмуд. Шаббат 53б
5. См. Дан. 2:28; ср.: 2:37, 44, 45; Jacques B.Doukhan.Secrets of Daniel, p. 27
6. См. Быт.1; Исх. 34:18; Лев. 23:36; Чис. 28:11, 19, 27 и др.
7. См. 4 Ездра (2 Ездра ) 13:1; Премудрости Сирахов?? 7:3; 20:12; 22:12 и др.
8. Кол. 1:2; 4:13
9. Canon Muratorianus: The Earliest Catalogue of the Books of the New Testament, ed. Samuel Prideaux Tregelles (Oxford: 1867), pp. 19, 45
10. Отк.2:7, 11, 17, 29; 3:6,13, 22
11. Мих. 1:10-16
12. Jacques B.Doukhan.Secrets of Daniel, p. 171-174
13. См. Ramsey. The Letters to the Seven Churches, updated, ed.Mark W. Wilson (Peabody Mass. 1994), 131-133
14. Дан. 2:37, 38; ср.: Иов 1:7 в Септуагинте
15. 1 Пет.5:8; ср.: Иов 1:7; Doukhan.Secrets of Daniel, p. 30
16. См. Ипполит (ум. ок. 226 г. н. э.). The Refutation of All Heresies 7. 24 (Ante-Nicene Fathers, vol. 5, p. 115) и Епифан (ум. В 403 г. н. э.). Advents Haeries 1. 2. 25 (Patrologicar Graecae, vol. 41, cols. 319-331). См. также: D. M. Beck: “Nicolaitans”. Interpretars Dictionary of the Bible (1962), vol. 3, pp. 547, 548
17. О ранних воззрениях на христианский гностицизм см. R. M. Grant. “Gnosticism”. Interpretars Dictionary of the Bible (1962), vol. 2, p. 404
18. См. Быт. 1:29; ср.: Doukhan.Secrets of Daniel, p. 19, 20
Прит. 3:1-18
19. Прит. 3:1-18
20. См: Вавилонский Талмуд
21. См. Деян. 7:9
22. Donald Kagan. Steeven Ozment and Frank M. Turner. The Western Heritage, 3rd ed. (New York: 1978), pp. 191, 192
23. Doukan. Secrets of Daniel, pp. 108, 109, 143-145
24 Aboth 5. 1-9
25. Franz Cumont. Etudes syriennes (Paris 1917), pp. 63ff
26. Oтк. 20:6, 14; 21:8
27. Таргум Иеремии 51:39, 57; ср.: Таргум Второзакония 33:6 и Ис. 22:14; 65:6 и др.
28. Даниил, вероятно, указывает на два типа смерти воскресения в Дан. 12:2
29. Чис. 25:1-5
30. См. Самюэль Баккиоки. От Субботы до воскресенья. Историческое исследование начало празднования воскресенья в раннем христианстве (Берриен—Спрингс, Мичиган: 1977) и Кеннет Странд. «Суббота и воскресенье от второго по пятый века»., 1982
31. Doukan. Secrets of Daniel, pp. 34, 35
32. Там же, сс. 106-111
33. Исх. 16:15; Пс. 77:25
34. Исх. 16:33, 34; Евр. 9:4
35. Mekhilta 16, 23; cр: 2 Варух 29; Вавилонский Талмуд, Hagigah 13b
36. Быт. 17:5
37. Быт. 32:28
38. Иер. 33:16
39. См. Исх. 3:13-15; ср.: Быт. 32:29, 30; Суд. 13:17, 18: это ведет к запрету произносить имя Божье (см. Вавилонский Талмуд, Kiddushin 71a; Mishna, Sanhedrin 10, 1)
40. Вавилонский Талмуд, Baba Bathra 75b
41. Мишна на Пс.21
42. См.. Иосиф Флавий. Antiquities of the Jews 7. 13. 2
43. 4 Цар. 8:18, 26, 27; 10; 11
44. 1 Макк. 8:14; Гомер. Илиада 4. 14ё-145.
45. Исх. 25:4; 28:5;, 6; 39:29; 4; : Иосиф Флавий. Иудейская война 5. 5. 4.
46. Деян.16:14, 15, 40
47. Doukan. Secrets of Daniel, p. 109
48. Вавилонский Талмуд. Sukkah 52 a
49 Pesiqta Zutarta, Чис. 24:17
50. The History of the People of the U.S. from the Revolution to the Civil War (New York: 1920, vol. 7, p. 136
51 Menahem Mendel, Zemach Zedek (1870-1874)
52 Mirza Husein Hamadani. The Tarikh- i – jadid, or New History of Mirza (Cambridge: reprint 1975), p. Xxxv.
53 Слово «аминь» того же корня, что и «эмет», истина
54 См.также Ин. 1:1
55 Быт. 14:18, 20, 31, 54; Втор. 12:5-7; 17, 18; 14:23, 26; 15:20; Исх. 18:12; 24:11; 1 Цар. 9:11-14; Прит. 9:1-5
56 См. Мф. 5:6, 9-11; .Мк. 6:35-44; Лк. 13:29
57. Мк. 14: 25; 1 Кор. 11:26
58. Отк. 2:7; 3:20; 19:7-9; 22:2
59. The Annals, 12. 27
60. Страбон. География. 12. 8.16
61 См. Быт. 33:13
ГЛАВА 2
ХРИСТИАНСКИЙ ДЖИХАД
(Откровение 4—8:1)
Шавуот (праздник седмиц, или Пятидесятница)
Итак, дверь в Отк. 3 тесно соотносится с другой дверью: «дверью, отверстой на небе» в Отк. 4. Иоанн снова слышит голос Сына человеческого. На этот раз Иисус призывает Иоанна: «взойди сюда» (Отк. 4:1), И, вот, Иоанн уже видит такую картину: «престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий» (Отк. 4:2).
Апокалипсис — это книга Нового Завета, в которой чаще всего встречается упоминание «престола». Из 62 случаев, в которых оно встречается, 47 раз оно появляется в Апокалипсисе, и только четыре раза в Евангелии по Матфею. Тема «престола» важна для Иоанна. Аллюзия на престол занимала и современников пророка — которые были заняты мыслями о земных престолах, особенно, кесаря, — и вызывает интерес в наше время, когда понятие «престол» ассоциируется лишь с символом монархического правления. Апокалипсис неоднократно обращается к концепции престола Божьего, чтобы напомнить нам о реальном существовании «престола небесного», который превыше всех земных тронов. «Престол» — ключевое слово в главе 4. Из 47 случаев использования этого слова в Апокалипсисе в этой главе оно встречается 14 раз.
Иоанн просто упоминает о престоле, но не дает его описания. Иоанн также не делает никаких попыток дать портрет, считая себя неправомочным — описать и Сидящего на престоле. Он приводит лишь поэтические эпитеты, сравнивая Его с тремя драгоценными камнями: «ясписом, сардисом и смаградом». Это сочетание весьма знаменательно, поскольку те же камни находятся и на наперснике израильского первосвященника (Исх. 28:17–19 — в русском переводе Библии эту связь выявить трудно — примеч. переводчика). Это единственное место в Писании, где эти три драгоценных камня упоминаются совместно. Иоанн видит лишь то, что Сидящий на престоле подобен трем драгоценным камням: тем самым он снова указывает на Храм.