Смекни!
smekni.com

С. А. Ганнушкиной Оположении жителей Чечни в Российской Федерации июль 2005 г июль 2006 г (стр. 16 из 29)

Похищенные жители Ингушетии все чаще обнаруживаются потом в СИЗО г. Владикавказа, где из них выбивают «нужные» признания.

В Приложении 18 приводятся обстоятельства задержания и содержания под стражей в СИЗО М.И. Дзортова, от которого пытками добились подписания признания в нападении на Назрань и Карабулак 22 июня 2004 г.

Приводим случай, когда человека похитили в Нальчике, но тоже привезли во Владикавказ к следователям Криворотову и Солженицыну, специалистам по выбиванию признаний.

27 марта 2006 г. в офис ПЦ «Мемориал» в г. Назрань с письменным заявлением обратился бывший житель Чечни Айуб Жамилович Тасуев. Как следует из его заявления, 7 января 2005 г. в 10.30 в г. Нальчик неизвестными вооруженными людьми был похищен его сын, Джамбулат Айубович Тасуев, 1985 г. р. Его забрали из квартиры, где временно проживала их семья.

Несколько вооруженных людей в масках числом до 12 человек ворвались в квартиру. Не представляясь и не объясняя причины своего визита, они забрали Джамбулата и увезли его в неизвестном направлении.

Четыре дня родственники не имели никакой информации о судьбе Джамбулата. Их обращения во все правоохранительные органы Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Ингушетии не дали никакого результата.

Через четыре дня Айубу Тасуеву позвонила женщина, Лаура Хумарянц, которая представилась адвокатом его сына. Она сообщила, что Джамбулат содержится в СИЗО г. Владикавказ, числится за следственной группой Северо-Кавказской генеральной прокуратуры под руководством Криворотова.

Джамбулату предъявили несколько обвинений, в том числе и участие в вооруженном нападении на Ингушетию в июне 2004 г. В ходе допросов Д. Тасуева жестоко избивали и пытали. Однако он не стал подписывать никаких признательных показаний.

Дело Тасуева вел следователь прокуратуры Солженицын, который продолжал настаивать на том, что Джамбулат является участником НВФ. По словам Айуба Тасуева, у следствия не было никаких доказательств для такого обвинения.

В настоящее время дело сына передано в суд Ингушетии. Он содержится в ИВС г. Назрань. Состояние здоровья Джамбулата вызывает серьезные опасения: в его легких скапливается жидкость, к нему несколько раз вызывали бригаду скорой помощи. Врачи рекомендовали срочно госпитализировать Тасуева, но руководство ИВС отказывается это делать. Протесты нового адвоката, Шарипа Тепсаева, которого наняли родственники, и его ходатайства о срочной госпитализации игнорируются. Руководство ИВС ссылается на запрет, исходящий непосредственно от министра МВД РИ Хамхоева.

В таком тяжелом состоянии Джамбулата дважды этапировали в г. Пятигорск, где ему также не оказывалось должной медицинской помощи.

В своем заявлении Айуб Тасуев просит вмешаться в данную ситуацию и защитить права сына, который нуждается в срочном медицинском лечении в стационарных условиях. Отец убежден в невиновности сына, он уверен, что это будет доказано в суде.

Продолжается практика преследований и убийств жителей Чечни, направивших жалобы в Европейский суд по правам человека. Против заявителей фальсифицируются уголовные дела.

15-16 января 2005 г. по высокогорному селу Зумсой Итум-Калинского района Чечни были нанесены ракетно-бомбовые удары. Затем в селе был высажен вертолётный десант. Военнослужащие незаконно задержали Ваху Мухаева, его шестнадцатилетнего сына Атаби Мухаева и еще двух мужчин из села – Шахрана Насипова и Магомед-Эмина Ибишева. Задержанных погрузили в вертолеты и увезли, обещая вечером отпустить. Однако все четверо исчезли, и по настоящее время их местонахождение не установлено.

В августе 2005 г. семья Мухаевых при правовой поддержке ПЦ «Мемориал» направила жалобу в Европейский суд по правам человека. Жалоба была зарегистрирована и будет рассмотрена в приоритетном порядке согласно статье 41.

В ночь с 29 на 30 декабря 2005 г. в пос. Гикало Грозненского (сельского) района был похищен и увезен в неизвестном направлении Мехти Махмудович Мухаев, 1958 г.р. житель села Зумсой, родной брат похищенного в январе 2005 г. Вахи Мухаева.

Мехти Мухаев был похищен из дома своего двоюродного брата Ильяса Агашева. Мехти приехал сюда перед праздником Курбан-Байрам, чтобы продать свой скот.

Около часа ночи к дому Агашева подъехали две автомашины марки УАЗ. В дом ворвались сотрудники неустановленной силовой структуры в камуфляжной форме и в масках. Наставив автомат на Агашева, они спросили: «Где Мехти?» и стали обыскивать комнаты. Обнаружив Мехти, они стащили его с постели, уложили на пол лицом вниз, затем, надев наручники, в нижнем белье босиком вывели на улицу и увезли в неизвестном
направлении.

На второй день, 31 декабря, родственники по неофициальным каналам установили, что той же ночью Мухаев был доставлен в Урус-Мартановский район, где под надуманным предлогом судья Урус-Мартановского районного суда назначил ему административный арест на 15 суток «за мелкое хулиганство».

После этого задержанного увезли в Итум-Калинский РОВД, где он содержался в
течение суток, а затем был передан в райотдел ФСБ Шатойского района. Родственники обращались в органы прокуратуры, однако там им ответили, что не знают о задержании Мухаева.

16 января прокурор сообщил родственникам, что 11 января в 13.00 Мехти «переведен в центральную прокуратуру г. Грозного».


Однако 17 января сотрудники ПЦ «Мемориал» выяснили, что 13 января Мухаев был передан в ОРБ-2 — оперативно-розыскное бюро Северо-Кавказского оперативного управления ГУ МВД РФ в Южном федеральном округе. В помещении ОРБ-2 содержат граждан, задержанных по подозрению в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 209 УК РФ (участие в банде).

18 января Мухаева перевели в СИЗО, а 20 января к нему получил доступ адвокат – сотрудник ПЦ «Мемориал».

Выяснилось, что официально задержание Мехти Мухаева было оформлено только с 13 января 2006 г., в то время как насильно увезен из дома он был в ночь с 29 на 30 декабря 2005 г. До этого Мухаев содержался в РОВД Шатойского района в связи с якобы совершенным им административным нарушением. О том, как его пытали и допрашивали, Мехти Мухаев рассказал своему адвокату (Приложение 19).

Как следует из материалов дела, Мухаева задержали по показаниям некоего Гамаева, который указал на Мухаева как на участника вооруженной группы. Адвокат «Мемориала» присутствовал на одном из допросов Гамаева и видел, что от избиений и пыток Гамаев самостоятельно не мог стоять на ногах.

19 января Гамаева поместили в одну камеру с Мухаевым. Мухаев утверждал, что Гамаев плакал и просил у него прощения за то, что оговорил его под пытками. Брат Гамаева встречался с родственниками Мухаева и извинялся за то, что его брата под пытками заставили оговорить невинного человека.

2 февраля 2006 г. в адрес ПЦ «Мемориал» от Исы Гамаева поступило заявление, в котором он подробно описывает пытки и унижения, которым подвергался в г. Нальчик и на территории российской военной базы Ханкала (Приложение 19).

8 февраля Мехти Мухаеву было предъявлено обвинение по ст. 209 УК РФ «бан­ди­тизм», предусматривающее наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет.

10 марта 2006 г. около 6.00 в с. Ушкалой Итум-Калинского района сотрудниками районного ОВД была задержана родная сестра Мехти Мухаева, Кока Махмудовна Азимова, 55 лет.

Коку забрали из дома матери, у которой она находилась в гостях. Сама она проживает в г. Грозный в ПВР «Кольцова 4».

В РОВД Коку продержали около трех часов в коридоре, затем на машине привезли в с. Вашиндорой Шатойского района в расположение подразделения «нефтеполка». В те­че­ние еще нескольких часов Азимову держали в машине. После полудня ее завели в одну из палаток и допросили: спрашивали о связях с боевиками и интересовались информацией об убийстве главы администрации с. Зумсой Абдул-Азима Янгульбаева (убит неизвестными 4 июля 2005 г.).

Примерно в 22.00 Азимову привезли в с. Ушкалой к дому матери и отпустили. В результате нервного расстройства и нахождения в течение целого дня на холоде она заболела.

Ранее, 28 июля 2005 г., в ПВР «Кольцова 4» с нарушением закона задерживался сын Коки Азимовой, Ильяс Зиядинович Азимов, 1985 г.р. В тот же день он был отпущен из ОВД Итум-Калинского района. По словам Ильяса, при задержании его избили, предварительно надев наручники. При этом люди, производившие задержание, называли его «ваххабитом» и обвиняли в соучастии в убийстве Янгульбаева.

В преследовании членов семей-заявителей в Европейский суд по правам человека сотрудники спецслужб не останавливаются перед убийством. В приводимом ниже случае убитого представили как активного участника незаконных вооруженных формирований.

27 января 2006 г. в г. Карабулак Республики Ингушетия в МКП «Юг-Агроснаб» в ходе проведённой сотрудниками федеральных силовых структур спецоперации был убит житель Чечни, Асламбек Ахоевич Хатуев.

Асламбек Хатуев – родной брат Султана Хатуева, похищенного сотрудниками ФСБ в 2004 г. в Ингушетии и затем «исчезнувшего». Жалоба родственников С. Хатуева 28 июня 2005 г. была направлена в Европейский суд по правам человека.

Подробности этой жесткой спецоперации по устранению Хатуева, проводившейся в течение 5-6 часов и сопровождавшейся погромами в домах и грабежами, описаны в главе III и в Приложении 7.

В последнее время стали практиковать похищения правозащитников, при этом против них фабрикуются уголовные дела.

Руководитель организации «Спасем поколение» Мурад Мурадов и сотрудник этой организации Исмаил Кадаев были похищены 15 апреля 2005 г. сотрудниками неустановленного силового ведомства при проведении спецоперации в микрорайоне «Ипподромный» г. Грозный.

Ни одно из силовых ведомств не взяло на себя ответственность за их похищение. Мурадов и Кадаев числились пропавшими без вести. В то же время прокуратура республики возбудила уголовное дело по обвинению Мурада Мурадова в террористической деятельности. На этом основании была изъята оргтехника и документы организации «Спасем
поколение».