Айнды Абдул-Хамидович Макаев, 1964 г.р.:
«После окончания стрельбы я вместе с другими мужчинами направился к главному бараку, куда нам было сказано прийти. Нас поместили в баню, забрав документы. Я показал свое удостоверение помощника представителя Чеченской Республики в Ингушетии по связям с общественными и гуманитарными организациями, но военные не обратили на него никакого внимания. Они проигнорировали и мою просьбу представиться, а один, в белом маскировочном халате и с открытым лицом, еще сказал: «Что, самый умный что ли?»
Из бани мне удалось позвонить в Чечню бывшему представителю ЧР в РИ Гилани (Шарапу) Белдурову (он сейчас депутат чеченского парламента) и рассказать про случившееся. Тот обещал помочь.
Нас по одному стали водить на опознание убитого. Ни я, ни другие мужчины никогда не видели его на территории городка. Никто не знал, к кому он приходил и приходил ли он к кому-нибудь вообще. После окончания процедуры опознания военные вернули шестерым документы и отпустили. Я попросил отдать мои. Мне сказали: «Сейчас», провели к месту, где стояли машины (на одном из УАЗов просматривались ингушские номера, 06-й регион, и цифры 017). Меня подвели к «Жигулям» 99-й модели с тонированными стеклами без регистрационных знаков, приставили к боку автомат и приказали сесть в салон. Сидевший в машине человек сказал, что сейчас меня повезут в республиканское МВД для проверки на компьютере и, если все нормально, вернут паспорт и отпустят. Мне даже не стали закрывать лицо.
Около 18 вечера колонна машин выехала из МКП. Мы приехали в г. Магас и остановились у здания УФСБ. Трое сидевших в салоне военных сняли с себя маски – все они были славяне. Четвертый, который под дулом автомата заставил меня сесть в машину, остался с закрытым лицом. Меня опять стали спрашивать про убитого: к кому приходил, у кого ночевал и т.д. Просили сказать правду, мол, никто ничего не узнает. Допрос в таком виде продолжался с перерывами больше часа. Потом они связались с кем-то по рации и говорили минут пять. После окончания разговора спросили меня, почему, мол, тобой интересуется начальник управления ФСБ и замминистра МВД республики. Из этого я понял, что Г. Белдурову удалось выйти на связь с руководителями местных силовых структур и походатайствовать за меня.
Примерно в 19.30 мне принесли мой паспорт (из него была изъята временная регистрация), просроченное удостоверение не вернули. После этого меня привезли в Назрань и оставили у здания новой школы. Я просил довезти до Карабулака, на это мне сказали: «Скажи спасибо, что оставили в живых». С помощью знакомых я добрался до МКП, и дома обнаружил, что пропали 300 рублей и золотой перстень весом 9,5 грамма».
Информация Представительства ПЦ «Мемориал» в Назрани.
Приложение 8
Подрывы на минах мирных жителей в Ингушетии
06.03.2006
Около полудня в лесном массиве в окрестностях с. Джугурты во время сбора черемши подорвались на мине несколько местных жителей. Погибли: Альбика Мусаевна Мусаева, 1982 г. р., и Юнус Исмаилович Байсултанов, 1991 г. р. (ученик восьмого класса). Ирабу Бетерсултановна Мудаева, 1965 г. р., получила тяжелое ранение.
Недавно Альбика Мусаева устроилась на работу в школу с. Бачи-Юрт, а в Джугурты приехала помочь родителям.
На место взрыва выезжала оперативная бригада Курчалоевского РОВД. Ею были обнаружены следы пребывания в этом районе неизвестного воинского подразделения. Родственники погибших и раненой не стали обращаться с заявлением в правоохранительные органы. По факту подрыва уголовное дело не было возбуждено.
07.03.2006
Около 10.00 в окрестностях с. Али-Юрт Назрановского района Республики Ингушетия предположительно на мине-растяжке подорвались четыре местных жителя:
1. Алихан Хусенович Евлоев, 1991 г. р., проживал по адресу: ул. Тутаева, 8 (погиб на месте);
Исраил (Исропил) Османович Евлоев, 1987 г. р., проживает по адресу: ул. Тутаева, 6 (открытые переломы обеих ног, множественные осколочные ранения нижних конечностей);
Тимур Юнусович Евлоев, 1988 г. р., проживает по адресу: ул. Тутаева, 4 (минно – взрывная травма нижней конечности, осколочные ранения тела);
Муса Хусенович Евлоев, 16 лет, проживает по адресу: ул. Тутаева, 8 (осколочные ранения нижней конечности, минно-взрывная травма).
В этот день пять молодых людей из с. Али-Юрт отправились в близлежащий лес собирать черемшу. Там Исраил Евлоев задел растяжку, после чего раздался взрыв. В результате один человек погиб и трое получили ранения. Пятый подросток, Хасан Юнусович Евлоев, 1987 г.р., проживающий по адресу: ул. Тутаева, 4, не пострадал. Он побежал в село за помощью. Через 30–40 минут, когда он возвращался обратно в лес, недалеко от места первого взрыва он задел вторую мину-растяжку. В результате Хасан получил осколочные ранения нижних конечностей.
Все пострадавшие были доставлены в отделение реанимации ЦРБ г. Назрань. По словам врачей, трое – в тяжелом состоянии.
На месте взрывов образовались две воронки диаметром 20 на 40 см. В ходе осмотра места происшествия обнаружены три батарейки «Крона», граната Ф-1 без взрывателя, электродетонатор.
По некоторым данным, в МВД Ингушетии предполагают, что взрывные устройства были установлены в лесу военнослужащими спецподразделений МО РФ, занимающихся поисками боевиков в окрестностях с. Али-Юрт.
Информация Представительства ПЦ «Мемориал» в Назрани
Приложение 9
Открытое письмо Президенту Ингушетии Мурату Зязикову
Опубликовано 16.03.2006
Уважаемый Мурат Магометович!
У Правозащитного центра «Мемориал» вызвал громадную тревогу ряд нападений на русских жителей Республики Ингушетия, произошедших на протяжении последних месяцев. В январе–марте 2006 г. такие нападения повторялись регулярно, и превратились едва ли не в систему. Некоторые из этих нападений привели к трагическим последствиям.
Мы знаем, что и власти, и общественность Ингушетии предпринимали и предпринимают усилия для того, чтобы в Республике могли жить в мире люди разной этнической принадлежности. В результате этих усилий в Ингушетию в последние годы начало возвращаться русское население, большая часть которого выехала из Республики в начале 1990-х годов.
Вполне очевидно, что нападения на русских жителей Ингушетии – хорошо продуманная провокация, направленная на дестабилизацию ситуации в Республике.
Мы обращаемся к Вам с призывом объединить усилия властей и общественности с тем, чтобы пресечь нарастающее криминальное насилие по отношению к русскому населению Республики Ингушетия.
При этом мы просим Вас уделить особое внимание тому, чтобы при расследовании этих преступлений правоохранительные органы не пошли, как это уже бывало раньше, по самому простому для них пути – вместо того, чтобы искать настоящих преступников, «выбивать» признания у тех, кого по каким-то причинам сотрудники силовых ведомств решили «назначить» преступниками.
С глубоким уважением,
По поручению Правозащитного центра «Мемориал»
Председатель Совета Правозащитного центра «Мемориал»,
член Совета при Президенте РФ по содействию
развитию институтов Гражданского общества и правам человека
О.П.Орлов
член Совета Правозащитного центра «Мемориал»,
Председатель Комитета «Гражданское содействие»,
член Совета при Президенте РФ по содействию
развитию институтов Гражданского общества и правам человека
С.А.Ганнушкина
Приложение
17 января 2006 г.
Примерно в 18.20 в ст. Орджоникидзевская по адресу: ул. Широкая, 7, неизвестные пытались поджечь домовладение семьи Чеботаевых. По словам хозяина, Николая Максимовича Чеботаева, 1932 г. р., когда он сидел на веранде, туда бросили банку с зажигательной смесью. Банка разбилась рядом с ним, вспыхнувшее пламя перекинулось на одежду Николая Максимовича. Огонь удалось быстро сбить, и Чеботаев избежал ожогов. Соседи вызвали милицию. По данному факту прокуратурой Сунженского района возбуждено уголовное дело.
В 23.05 в ст. Орджоникидзевская по адресу: ул. Чапаева, 1, неизвестные пытались поджечь домовладение семьи Коваленко. Хозяйка дома, Анна Ефимовна Коваленко, 1953 г. р., говорит, что неизвестные люди перебросили банку с зажигательной смесью через забор. Банка ударилась о стену дома, но не воспламенилась. Коваленко не стали заявлять о случившемся в правоохранительные органы.
20 января 2006 г.
По сообщению информационного канала «Кавказский узел», в ст. Орджоникидзевская Сунженского района была расстреляна семья Зарудневых. Неизвестные в масках ворвались в дом Зарудневых, в упор расстреляли находившихся там людей, после чего скрылись. На месте скончались хозяин дома, Заруднев Владимир, и находившийся в момент нападения в гостях у Зарудневых сосед Леньков Сергей. Жена и сын убитого с тяжелыми ранениями доставлены в районную клиническую больницу.
23 января 2006 г.
Около 21.30 в ст. Орджоникидзевская неизвестными была совершена попытка поджога д. 147 на ул. Ленина, где проживает семья Помотовых: Елена Павловна, 1948 г. р. и Владимир Васильевич 1950 г. р. По словам хозяев, неизвестные бросили через забор банку с горючей смесью и масляным фитилем. Банка разбилась на деревянном крыльце, но возгорания не произошло. По данному факту прокуратурой Сунженского района возбуждено уголовное дело. 6 мая 1998 г. семья Помотовых подверглась нападению: двое преступников, ингуши, ворвались в дом, ограбили и избили хозяев. Данное преступление не было раскрыто.
21 февраля 2006 г.
В ночь на 21 февраля в ст. Нестеровская неизвестные пытались поджечь два домовладения: по адресу: ул. Коммунистическая, 102, принадлежащее семье Старостюковых, и по адресу: ул. Коммунистическая, 95, принадлежащее семье Матюшкиных.
После полуночи в окно дома Старостюковых бросили трехлитровую банку с горючей смесью и вставленным фитилем. О том, что их дом загорелся, Старостюковы узнали от живущих в доме напротив соседей, Матюшкиных, – им бросили банку с горючей смесью несколькими минутами раньше.