О том, что безоружная охрана не состоянии защитить жителей ПВР, свидетельствует недавний случай в ПВР «Окружная» в Грозном.
12 апреля 2006 г. в 12.30 часов дня сотрудники местных силовых структур на автомашине БМВ стального цвета приехали в ПВР по ул. Окружная г. Грозного. Охрана побоялась остановить машину, видя, что в ней сидят трое вооруженных людей в камуфляжной форме, очевидно, сотрудники какой-то местной силовой структуры.
Машина подъехала к домику № 95, где проживает семья Тазбаевых.
В доме находились глава семьи Хеда Оздиева, ее сын Леча Тазбаев, 1986 г.р., сноха Руна и дочь Милана Тазбаевы.
Вооруженные люди не представились, без стука вошли в дверь, увидев лежащего на кровати Лечу, один из приехавших спросил его имя и, получив ответ, сказал: «Ты-то нам и нужен». Мать загородила собой дверь и сказала, что сына никуда не выпустит. Ей было сказано, что у него хотят что-то спросить, не более. Хеда пропустила их внутрь дома. Они окружили Лечу и вывели его на улицу. Мать схватилась за ручку машины и стала звать соседей на помощь. Кода люди стали подходить, один из военных ударил ее по руке прикладом автомата и отшвырнул в сторону. Хеда упала на лестницу. Машина выехала со двора, чуть не сбив женщину, идущую навстречу. Тем временем сестра Лечи, Милана, побежала звать на помощь сотрудников вневедомственной охраны, которые охраняют ПВР, но, увидев, как увозят ее брата, она потеряла сознание.
Обращения родственников и соседей похищенного в органы внутренних дел и прокуратуру ни к чему не привели — нигде не смогли или не пожелали ответить, где находится Леча Тазбаев.
На следующий день, 13 апреля, около 200 жителей ПВР перекрыли трассу. Люди требовали вернуть юношу и оставить их детей в покое. К митингующим приехал министр руководитель УФМС по ЧР Асу Дударкаев. По словам жителей ПВР, он связался по телефону с Алу Алхановым и рассказал о случившемся. После разговора с ним Дударкаев попросил людей освободить трассу и обещал вернуться через 2 часа вместе с Лечей. Люди освободили трассу, но не стали расходиться. Поздно ночью Дударкаев вернулся и сообщил, что не смог найти Лечу. На утро люди вновь перекрыли дорогу и разошлись только после того, как им сообщили, что Леча находится в РОВД Курчалоевкого района. Мать вместе с адвокатом поехала туда. Им удалось увидеться с Лечей, который рассказал, что его избивали и принудили подписать признание в ряде преступлений, в том числе и в участии в прошлогоднем нападении на Курчалоевский РОВД, к которому на самом деле не имел никакого отношения.
В этот же день, после встречи с матерью, Леча был перевезен в Введенский РОВД по месту жительства. Там он пробыл еще двое суток. Между тем, о его задержании были проинформированы правозащитные организации, которые сделали соответствующие запросы. Также родственники Лечи нашли знакомого человека в высших кругах который посодействовал тому, что с Лечи были сняты все обвинения, кроме ст. 208 (участие в НВФ). Сейчас он находится дома под подпиской о невыезде. Скоро должен состояться суд.
Силовые структуры различной ведомственной принадлежности продолжают проводить так называемые «проверки паспортного режима» в ПВР, превращающиеся в грабежи и захваты их жителей. Такие проверки проводятся, как правило, ночью или на рассвете в оскорбительной для жителей форме.
Характерен случай, происшедший 28-29 июля 2005 г. с Ильясом Азимовым, увезенным из ПВР, расположенного на ул. Кольцова, 4. Для него уже было «заготовлено» преступление, в котором он должен был сознаться. Задержание Азимова сопровождалось грубостью по отношению к жителям ПВР и избиению его родственников: матери и сестры. Только немедленное вмешательство участников проходившей в эти дни конференции на тему «Усиление роли правоохранительных органов в области защиты прав человека в Чеченской республике» спасло Ильяса Азимова от пыток, осуждения за несовершенное преступление и долгих лет заключения (см. Приложение 2).
Такие случаи – не редкость. А после заявления Кадырова о том, что ПВР являются рассадником «преступности, наркомании и проституции», у властей появился дополнительный стимул «проиллюстрировать» эти обвинения.
20 апреля 2006 г., в 5 часов 30 минут утра в пункте временного размещения Кольцова-1, расположенного по адресу: г. Грозный Старопромысловский район, городок Маяковского, — провели проверку паспортного режима. Указанное мероприятие, как удалось выяснить администрации ПВР, проводилось силами комендатуры и отдела внутренних дел Старопромысловского района. О проведении проверки не были поставлены в известность ни комендант ПВР, ни Управление федеральной миграционной службы по Чеченской республике. Во время проверки не было ни представителя прокуратуры, ни сотрудников администрации района, которые следили бы за законностью действий военнослужащих и сотрудников милиции.
В ходе незаконной операции были задержаны две женщины: жительница ПВР Авторханова Зульфия Махмудовна, 1974 г. р., и гостившая у неё двоюродная сестра — Лорсанова Малка Сахьяновна, 1975 г.р. Обе работают на стройке штукатурами. Они были доставлены в ОВД Старопромысловского района.
При проверке паспортов Малку Лорсанову задержали, так как у нее не оказалось с собой паспорта. Она оставила его матери, проживающей в селе Подгорное Надтеречного района, для подачи документов в службу занятости. В залог забрали паспорт у сестры – Зульфии Авторхановой — и провели обыск у нее в комнате. Ничего противозаконного при обыске не нашли. Через короткое время решили провести обыск повторно. Зульфия при этом не присутствовала – она отводила ребенка к соседке.
Повторный обыск проводили четыре человека, один из них с видеокамерой. Понятых не приглашали. Через 20 минут подошла Зульфия. Милиционеры сказали ей: «Смотри, что мы у тебя нашли», — и показали на спичечные коробки, разложенные на столе. Женщина в недоумении спросила их, что это, на что они ответили — «трава». Зульфия заявила, что не знает, что это — это ей не принадлежит. Милиционеры угрожающе сказали: «таких, как ты, надо сажать, и надолго».
Сотрудники милиции, как сообщили жильцы ПВР, пригласили малограмотных старушек подписать протокол уже после того, как спичечные коробки были разложены на столе.
Зульфию Авторханову и Малку Лорсанову доставили в ОВД Старопромысловского района. Около РОВД собрались жители ПВР, подъехали матери задержанных. Мать Зульфии, зашедшая в здание РОВД похлопотать за дочь, была выброшена на улицу с оскорблениями и побоями.
После избрания меры пресечения в виде подписки о невыезде задержанные девушки были отпущены.
Кроме проверок паспортного режима в ПВР проводятся спецоперации. Как и ранее, когда осуществлялись широкомасштабные жесткие «зачистки», для этого задействуется мощная военная техника, а также значительное число военнослужащих. Увезенные на допрос жители часто содержатся в неофициальных местах заключения, где подвергаются жесточайшим пыткам.
14 сентября 2005 г. рано утром из пункта ПВР по адресу: ул. Чайковского, 24, бойцами ОМОН ЧР был увезен Адам Албекович Дадаев, 1986 г.р.
Адам Дадаев собирался идти на работу, он работает подсобным рабочим на стройке. Выйти с территории ПВР он не смог, так как она была блокирована бойцами ОМОН. Дадаева задержали во дворе. Омоновцы врывались в комнаты, угрожая оружием. В двух комнатах были взломаны двери. В комнате Дадаевых произвели обыск, не предъявив санкции на него, без участия понятых и без протокола. В ходе обыска ничего противозаконного не обнаружили. Матери Аслана Дадаева омоновцы не сообщили о задержании сына.
Сотрудникам ПЦ «Мемориал» удалось установить, что он был доставлен в отдел ОМОН, а оттуда передан в УГРО при МВД ЧР. 15 сентября Адама Дадаева отпустили. Больше суток он находился в расположении ОМОН ЧР. Его жестоко избивали, пытали током. Дадаева обвиняли в том, что он закапывал оружие на стройке, где он работал.
В апреле 2000 года, будучи 13-летним подростком, Адам Дадаев, проживавший в с. Зумсой Итум-Калинского района, был тяжело ранен в результате попадания авиабомбы в их дом. Адам получил многочисленные осколочные ранения по всему телу. Он перенес несколько операций, но в голове так и остался не удаленным 9-миллиметровый осколок. Из-за этого у Адама резко ухудшилось зрение.
После пыток, которым его подвергли, Адам Дадаев нуждается в серьезном лечении.
Преступления против мирного населения
Нужно отметить, что, несмотря на безоружную охрану, жители на территории ПВР все-таки находятся в гораздо большей безопасности, чем за пределами пункта, где их могут похитить и убить.
21 сентября 2005 г. в районе автовокзала г. Грозный неизвестными вооруженными людьми были похищены: Артур Абдулаевич Абдурзаков, 28 лет, и Малика Акаева, 26 лет, проживавшие в ПВР по адресу: ул. Чайковского, 24. По словам матери Малики Акаевой, в этот день ее дочь и Артур Абдурзаков созвонились и договорились встретиться возле автовокзала, нужно было перевезти некоторые вещи. От очевидцев этого происшествия ей удалось узнать обстоятельства похищения. Когда Артур подъехал к месту встречи, его машину блокировали неизвестные лица на трех автомашинах. За него вступилась Малика. Тогда неизвестные забрали и Малику.
На следующий день в районе пос. Черноречье г. Грозного были обнаружены трупы Абдурзакова и Акаевой. На их телах имелись множественные огнестрельные ранения, по характеру которых можно предположить, что их расстреляли в упор из автоматического оружия. По данному факту прокуратурой Заводского района возбуждено уголовное дело, которое едва ли будет расследовано.