Смекни!
smekni.com

Мировая экономика Курс лекций Минск 2002 (стр. 19 из 49)

Интеграция ЕС отличается от других интеграционных союзов не только четко выраженной этапностью развития (от зоны свободной торговли через таможенный союз, единый внутренний рынок к экономическому и валютному союзу), но и наличием уникальных наднациональных институтов ЕС. Поступательное движение интеграции ЕС обеспечивается работой системы политических, правовых, административных, судебных и финансовых институтов. Данная система представляет собой синтез межправительственного и наднационального регулирования.

Основными органами управления ЕС являются Совет Министров ЕС, Комиссия ЕС, Европарламент, Европейский суд.

Большое значение для развития ЕС имеет тот факт, что там сформировалось единое правовое пространство, т.е. правовые документы ЕС являются неотъемлемой частью национального права стран-участниц и обладают преимущественной силой при возникновении разногласий с национальным правом. Комиссия ЕС следит за тем, чтобы принимаемые национальные нормативные акты не противоречили праву ЕС. Система регулирования и контроля в рамках ЕС осуществляется на основе соответствующих уставов, договоров и соглашений в рамках Союза о единой таможенной и валютной политике, едином законодательстве в рамках Европарламента и других принципах интеграционного международного сотрудничества.

С 1993 г. действует Соглашение между ЕС и ЕАСТ о едином европейском экономическом пространстве, которое предполагает свободное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. Таким образом, сформировался крупнейший в мире общий рынок, объединяющий 19 европейских стран.

Наиболее яркой чертой современного развития Европейского Союза является формирование единой валютной системы на основе единой денежной единицы евро.

В качестве "пропускных критериев" участия в зоне евро были установлены следующие:

· Дефицит госбюджета не более 3% к ВВП.

· Государственный долг не более 60% к ВВП.

· Долгосрочные ставки по кредитам не должны превышать 2 процентных пункта по сравнению со средним уровнем этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами.

· Инфляция не более чем на 1,5 п.п. выше среднего уровня этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами.

· Отсутствие курсовых колебаний национальной валюты за рамки, разрешенные Европейской валютной системой, в течение последних двух лет.

· Пройдя длительный исторический путь экономического сотрудничества, страны Западной Европы вышли на новый рубеж. Они объединились в высшую форму совместного экономического сотрудничества – интегрировали свои экономики и рыночные инфраструктуры в Европейский Союз.

Сегодня на долю Европейского союза приходится примерно 20 % мирового ВВП (в том числе на долю 11 стран-участниц валютного союза – 15, 5 %), более 40 % мировой торговли[55]. С одной стороны, Европейский союз вступил в качественно новый этап развития, расширяя свои функции. После принятия решения о создании общей валюты (евро) все большее значение приобретают вопросы общей налоговой политики. Бюджет Европейского союза достиг уже примерно 100 млрд. долларов. Вместе с тем усиление финансово-экономической роли ЕС все более серьезно отражается на политической сфере. Страны ЕС ставят своей задачей проведение общей внешней и оборонной политики. Впервые под эгидой Европейского союза создается многонациональная военная структура. Фактически ЕС приобретает черты не только экономического, но и военно-политического альянса.

В ближайшие годы произойдет самое большое расширение ЕС за всю его историю. В первую группу новых членов войдут 6 стран - Эстония, Польша, Чехия, Венгрия, Словения и Кипр. Одновременно было объявлено о начале переговоров со второй группой стран, в состав которой включены Латвия, Литва, Словакия, Румыния, Болгария и Мальта. Европейский союз на пороге вступления новых членов вновь поставлен перед дилеммой: расширение или углубление. Эти полярные тенденции развиваются одновременно, и каждая имеет свое объяснение: расширение отражает процесс мировой глобализации, углубление определяет внутреннюю стабильность ЕС. Таким образом, обе являются неразрывными элементами европейского интеграционного процесса.

Политико-экономические, а также организационные аспекты создания экономического и валютного союза представляют несомненный интерес и для Союзного государства России и Беларуси, прежде всего, с точки зрения возможностей использования наработанного в Европейском Союзе опыта решения возникающих проблем в процессе поэтапного перехода к единой валюте.

С середины 80-х в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) наблюдается значительная интенсификация внутренних потоков товаров, капиталов и финансовой помощи. Как результат этих процессов в 1989 г. создано Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС), которое включает следующие страны: Канаду, США, Мексику, Новую Зеландию, Австралию, Папуа Новую Гвинею, Бруней, Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Южную Корею, Тайвань, КНР, провинцию Сянган, Чили, Японию, Россию, Вьетнам и Перу. АТЭС сегодня – это самый быстро развивающийся район мира. На его долю приходится около 45% населения, 55% общемирового ВВП, 42% потребления электроэнергии и свыше 55% инвестиций всего мира. В списке 500 крупнейших корпораций мира АТЭС представляют 342 компании (в том числе 222 – США и 71 – Японию). В начале XXI в. доля АТР в мировой экономической системе (даже без учета стран Северной Америки) еще больше увеличится. За время существования АТЭС средние таможенные тарифы стран сообщества сократились с 15 до 9%. Доля американского экспорта в этом регионе выросла до 70%, Китая – 74%, Японии – 71%. АТЭС ставит задачу поэтапного создания зоны свободной торговли и инвестиций. К 2010 г. – для развитых стран региона, к 2020 г. – для развивающихся стран.

Россия была принята в члены организации в 1997 г. Без участия в АТЭС Россия была бы изолированной от этого наиболее динамичного района мира. Более того, под угрозой мог бы оказаться и контроль России над Сибирью. В настоящее время на долю стран АТЭС приходится 10% российской внешней торговли, а без учета США и Канады – 5%[56].

Северо-Американская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Соглашение между США и Канадой о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли было подписано в 1988 г., а в 1992 г. к нему присоединилась Мексика. С 1994 г. оно официально вступило в силу. Сегодня НАФТА представляет крупнейшую региональную зону свободной торговли, где 393 млн. чел. производят совокупный ВНП стоимостью 8,6 трлн. долл[57].

Если проанализировать суть основных положений Соглашения и сравнить с основополагающими посылками документов Евросоюза, то очевидно главное – демонтируются не только таможенные барьеры. В рамках НАФТА происходит постепенная ликвидация тарифных барьеров, снимаются большинство других ограничений для экспорта и импорта (кроме определенной номенклатуры товаров – сельхозпродукции, текстиля и некоторых других). Создаются условия для свободного движения не только товаров, но и услуг, капиталов, профессионально подготовленной рабочей силы. Отработаны подходы для предоставления национальных режимов для осуществления прямых иностранных инвестиций. Стороны договорились о необходимых мероприятиях по защите интеллектуальной собственности, гармонизации технических стандартов, санитарных и фитосанитарных норм. Документ содержит обязательства сторон относительно создания механизма по разрешению споров (антидемпинг, субсидии и др.), которые неминуемо будут сопровождать начальный период становления организации. Следует отметить, что Соглашением не предусматривается решение проблем, относящихся к социальной сфере, таких, как безработица, образование, культура и т.д. В отличие от Западной Европы, североамериканская интеграция развивается пока в отсутствие наднациональных регулирующих институтов.

Участие каждой страны-участницы НАФТА в Соглашении имеет свои экономически обоснованные причины.

Так, по мнению американских экспертов, увеличение экспорта приведет к увеличению числа рабочих мест и, кстати, эти расчеты уже оправдались, несмотря на сравнительно короткий промежуток времени. НАФТА дала возможность США увеличить число рабочих мест за счет наращивания экспортных поставок в Мексику, а также снизить уровень издержек производства и повысить конкурентоспособность некоторых отраслей американской промышленности за счет перенесения трудоемких, материалоемких и экологически дорогостоящих производств из США в Мексику. Предполагается, что все три американских автогиганта «Форд», «Крайслер» и «Дженерал Моторз» благодаря интеграции в рамках сообщества в ближайшие годы смогут расширить производство и сбыт и повысить свои прибыли на 4 – 10%. Мексиканские нефтяные скважины обеспечивают США поставку нефти с низкими транспортными расходами. Экспорт США в Мексику растет в 3 раза быстрее, чем в другие страны мира[58].

Экономика Канады тесно связана с американской. Достаточно сказать, что доля США во внешнеторговом обороте Канады составляет примерно 70% и, наоборот, доля Канады – 20%. Во внешнеторговом обороте США это очень высокий показатель, если учесть, что в самой интегрированной группировке, в Европейском Союзе, доля Германии во внешнеторговом обороте Франции составляет менее 20%, а доля Франции во внешнеторговом обороте Германии соответственно – выше 10%. Лишь в конце 80-х годов в Канаде пришли к выводу о наступлении сравнительно благоприятных условий для углубления интеграционных процессов с США, имея в виду тот факт, что эффективность канадских фирм стала приближаться к аналогичному показателю американских. НАФТА значительно повысило привлекательность Канады для иностранных инвесторов, одновременно обеспечивая канадцам больше возможностей осуществлять вложения в экономику партнеров по соглашению. Суммарный показатель прямых иностранных инвестиций в Канаду вырос на 8,7% в 1994 г., 9,3% в 1995 г. и 7,4% (что составило 180 млрд. долл. США) в 1996 г. Значительно увеличились инвестиции в сфере финансовых услуг, транспортного и автомобильного оборудования, химической промышленности, энергетике, средствах коммуникаций, пищевой промышленности[59].