Смекни!
smekni.com

Мои друзья – книги Чарушина (стр. 2 из 3)

Кого любит рисовать Чарушин?

Больше всего он любит изображать молодых животных-детёнышей, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что уже угадывается взрослый зверь. Вот мишки-медвежата убегают от трескучей сороки, а на мордочках так и написано: «Вот вырасту – я тебе покажу!» Вот волчата играют - делят добычу, и сверкают глаза, и мягко ступают лапки: скоро они сами пойдут на охоту. А сколько эмоций у котёнка Тюпы – азартно он гоняется за бабочками, обиженно глядит на клюнувшего его скворца, хвост трубой – возмущается маминой заботой: «Я уже не маленький!»

Чарушин хорошо знал повадки и образы животных. Каждая его иллюстрация индивидуальна, в каждой изображён персонаж со своим характером, соответствующим определённой ситуации. »Я хочу понять животное, передать его повадку, характер движения.

Меня интересует его мех. Когда ребёнок хочет пощупать моего зверёнка – я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон…Всё это надо наблюдать и почувствовать».

Вы читали рассказы про пёсика Томку? Без иллюстраций они потеряли бы половину своей прелести…

Стоит посмотреть на забавных щенят – и сразу видишь, какие они разные:

«Вот один щенок – ест да спит. Из него лентяй получится.

Вот злой щенок – сердитый. Рычит и со всеми лезет драться.

А вот ещё хуже – он тоже лезет ко всем, только не дерётся, а лижется»

И самый непоседливый, любопытный и игривый – Томка. Даже на картинке видно, как задорно у него виляет хвостик, и горят глаза!

Чарушин так подробно и конкретно изучил животных, что, создавая свои рисунки, мог не думать о точности передачи формы или пропорции, так что это подразумевалось уже само собой. Такой подход помогал сосредоточиться на создании образов. Каждый рисунок не похож на другой, в каждом своя собственная история – определённый характер в определённом состоянии.

Посмотрите на кошку Маруську из одноимённого рассказа. Вначале она такая грустная, худая – сразу видно, что жизнь у неё нелёгкая. Чтобы выжить, кошке пришлось уйти в лес и добывать пропитание охотой: вот она на иллюстрации – дикий взъерошенный зверёк, «тощая-претощая, одна кожа да кости»…Но вот хозяин всё-таки оценил её, забрал домой – и перед нами умывается пушистая красавица, спокойная и уверенная в себе. Так и слышно, как она мурлычет у блюдца с молоком!

В иллюстрациях Чарушина, художника-анималиста, мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. У него свои приёмы передачи формы, цвета и фактуры. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым.

Нарисованные им зайчата, олешки, волчата, рысята, лисята вызывают чувство нежности. Они совсем живые, эти чарушинские зверята. Под пушистой шкуркой зверька мы чувствуем живую плоть, бьющееся сердце четвероногого существа, осязаем его тепло…Так и хочется потрогать маленьких тетеревят и цыплят, потрепать за уши Томку.

Чарушин стремился понимать животное – понимать его движения и мимику. Передать это в иллюстрациях и словах ему помог накопленный опыт. В том, что он создавал, нет вымысла, ведь животные не делают того, что им не свойственно.

Собственная техника лёгкого акварельного рисунка без использования сковывающего контура, делает чарушинские

иллюстрации запоминающимися. Он умел показать индивидуальность животного простым пятном и штрихом, передав при этом всю палитру чувств и великолепия его создания.

Чарушин лаконичными средствами умеет выразить характер каждого зверька, его «психологию», мы узнаём хищника в оскаленном тигрёнке, видим незащищённость волчонка, задиристость петуха.

В изображении своих героев художник часто прибегает к крупным планам, чтобы читатель мог рассмотреть их характерные черты, - ведь своего героя художник рисует максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог.

Что делают его герои-животные? Это не вообще звери – лиса, волк, тигр, собака, кошка… Это их неповторимо-колоритные образы. Художник показывает своих героев в те моменты, когда их характеры раскрываются особенно выпукло. Он любит показывать их в действии: оленята стремительно скачут, маленький мишка взбирается на пень, котёнок Тюпа готовится к нападению…

Крадётся к куропаткам, словно перетекает по траве рысь; летят по зоосаду птицы – «всё озеро полетело»; рыбачат на реке маленький куличишка и огромный медведь – такие разные и такие похожие в своём азарте. А сколько любопытства на мордочках медвежат, разбирающих на крыше печную трубу – настоящие исследователи!

Помимо своих книг Чарушин с неутомимой энергией иллюстрирует произведения С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, В.В.Бианки, М.М.Пришвина, Д.Н.Мамина - Сибиряка – писателей-охотников, знатоков леса, страстных природолюбов, помогая маленьким читателям лучше понять мир живой природы, такой сказочный, удивительный и настоящий!

2.Чарушин – писатель

Все творчество Евгения Ивановича Чарушина пронизано любовью к природе и животному миру. И эту любовь он пронёс через всю свою жизнь, оставив нам великолепные зарисовки о «братьях наших меньших».

Чарушин – яркий стилист с обострённым чувством языка, «слухом на слово», а образ живописный часто у Чарушина помогает образу словесному. Живой, образный язык писателя – тоже родом из детства. Он сам рассказывал о себе: «Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству…»

Часто сопровождая отца в поездках, он проводил много времени с бывалыми охотниками, лесниками, умельцами-кустарями, видел быт простых людей и впитывал в себя всё своеобразие и прелесть живого народного языка. Охотничьи шутки, разные смешные байки и народные сказки, услышанные тогда, определили, светлую, доверительную атмосферу его рассказов, помогли донести до его маленьких читателей ту горячую любовь и восхищение к созданиям живой природы, которые и сам Чарушин пронёс через всю свою жизнь.

В детскую литературу Чарушин вошел со своей темой, со своим особенным голосом рассказчика и писателя, с безоблачным, радостным видением мира природы, полным солнца, движения, красок, открытий. Он, по сути, создал новый тип анималистической книги для детей (маленький рассказ о маленьком животном для маленьких детей), в котором воедино сплавлена содержательная и изобразительная стороны. Если первые его книжки – «Вольные птицы», «Разные звери» - это еще книжки-картинки без текста, то «Щур», «Медвежата», «Волчишко», «Еж» - это коротенькие, с несложным сюжетом истории в картинках. В рассказах герой-ребенок впервые сталкивается с природой. Все его герои – птицы, зверята – весело,

интересно, разнообразно живут на страницах книг. Они всегда в движении – бегают, прячутся, охотятся, путешествуют, обучаются лесным делам.

Прислушиваясь к голосам птиц и зверей, к разнообразным лесным звукам, Чарушин щедро вводит их в свои произведения.

На звуковой игре построен сюжет рассказа «Перепелка». Крик этой птицы в народе переводится по-всякому: то будто уговаривает она «спать пора, — спать пора, — спать пора», то — «пить-полоть, пить-полоть».

«-Что такое она говорит? — спрашивает Никита.

-Это она тебя спать укладывает. Слышишь, кричит: «Спать пора, спать пора».

Прислушался Никита — и вправду, похоже.

И сколько же горя у маленького Никиты, когда перепелка улетает из клетки: «Как же я спать буду?»

А сколько вмещает в себя жизни маленький рассказ «Волчишко»! Здесь все дается в движении, в развитии… Начинается подобно народным сказкам о животных: «Жил в лесу волчишко с матерью. Вот как-то раз ушла мать на охоту». Оказавшись без матери, лохматый, взъерошенный волчишка попадает в дом человека. Писатель показывает возмужание маленького зверя. Сначала волчишка «живет- дрожит», потом «тихонечко живет», но постепенно становится все энергичнее и храбрее. В итоге удирает волчишко в лес и «теперь волчишко вот каким стал матёрым волком!»

В 1935 году Е. Чарушин писал в журнале «Детская литература», что больше всего ему нравится изображать маленьких зверей и птиц, трогательно беспомощных и в то же время интересных, потому что в них угадываются черты будущих взрослых животных. Котенок Тюпа, герой целого цикла рассказов ( «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Тюпа маленький», «Почему Тюпа не ловит птиц» и др.) и щенок Томка, герой другого цикла рассказов Чарушина («Про Томку», «Томка», «Как Томка научился плавать», «Как Томка не показался глупым» и др.), порой напоминают озорных непослушных мальчишек, упрямо пытающихся познавать мир, не обращая внимания на предостережения опытных старших. Томка неосторожно вторгается в жизнь курицы с цыплятами, пробует плавать, неудачно «охотится» на семью рябчиков, Тюпа пытается поймать взрослого дрозда…

При этом рассказы о Тюпе и Томке совсем не превращаются в аллегории о поведении детей-шалунов – писатель уверенно выдерживает изначально взятую условную тональность в «очеловечивании» своего маленького героя, насыщает повествование необходимыми конкретными деталями жизни животных и птиц, их повадок.

Пожалуй, это и есть ключ к пониманию многого в творчестве Е. И. Чарушина, писателя и художника. Он не смотрит на животных холодным взглядом естествоиспытателя или фотографа. Его рассказы не просто галерея портретов — это сюжетные истории, новеллы, сказки. Они пробуждают в детях любовь к животным, сопричастность к природе. Метки и колоритны характеристики зверей: «Тюпа — ловкач неуклюжий» ‘ — так пишет Чарушин о котенке. А сколько любви чувствуется в эпитетах, которыми называет автор своих героев! «Медвежишко», «волчишко», «куличишка»…Сразу ощущается стремление оградить, полюбоваться и защитить маленького зверя или птицу.