Смекни!
smekni.com

Вклад Н. Н. Миклухо-Маклая в антропологию народов Австралии и Океании (стр. 2 из 3)

Процесс изменения рас идет непрерывно. Наиболее наглядным примером этого могут служить процессы брахикефализации и грацилизации. Это укорочение и расширение головы и уменьшение массивности черепа, зубов и скелета в разных, совершенно не связанных друг с другом группах людей. Эти процессы могут идти независимо от смешения с другими популяциями. Между тем, они заметно меняют облик людей и, соответственно, популяций и рас. Миклухо-Маклай доказывал, что антропологические черты сохраняются в населении более надежно, чем признаки культуры. Даже после нескольких поколений метисации можно выявить исходные антропологические типы, тогда как культура, язык, традиционное хозяйство, религия и искусство могут исчезать или кардинально меняться буквально на протяжении жизни одного поколения.

Факты, собранные Николая Николаевича, и в настоящее время служат ценным источником при разрешении различных проблем антропологии.

Для этнографии большое значение представляют превосходные описания Миклухо-Маклая хозяйства, материальной культуры и быта папуасов и других народов Океании и Юго-Восточной Азии. Многие наблюдения Миклухо-Маклая, отличающиеся большой точностью, до сих пор остаются почти единственными материалами по этнографии некоторых областей Океании.

Засвидетельствованный им факт земледелия у папуасов, никогда не знавших скотоводства, опроверг установившиеся в то время представления о том, что земледельческому хозяйству обязательно должно предшествовать скотоводческое. Описывая изобразительное искусство, начатки идеографического письма, обычаи коренных жителей Океании, их психологию и социальные отношения, Миклухо-Маклай показал, что эти народы, хотя в культурном отношении и отсталые в силу ряда исторических причин, по умственным и моральным качествам ни в чем не уступают европейцам.

Миклухо-Маклай побывал в самом сердце Океании, в местах, куда не отваживались проникать белые путешественники. Основные результаты путешествия заключались в антропологической характеристике населения обследованных островов, в установлении связей и отличий между разными этносами, в исследовании многих обычаев.

Территория Гвинеи делится на четыре физико-географических района. Первый из них, расположенный на западе страны, - Нижняя, или Приморская, Гвинея - представляет собой плоскую низменность шириной до 32 км, с высотами менее 150 м над у.м. Заболоченная полоса побережья покрыта мангровыми зарослями, плотные скальные породы выходят на поверхность лишь в районе Конакри. Нижняя Гвинея - район товарно-экспортного земледелия. Здесь живут в основном представители народа сусу. Прорезающие низменность реки Когон, Фатала и Конкуре берут начало в глубоких долинах второго района - Средней Гвинеи. Здесь песчаниковый массив Фута-Джаллон с вершинами 1200-1400 м пересекает страну с севера на юг. Самая высокая точка плато, расположенная к северу от Лабе, - гора Тамге (1538 м). Средняя Гвинея отличается преобладанием ландшафтов саванн, в самых высоких местах есть горные луга. Район заселен народом фульбе. Преобладающее занятие населения - животноводство[8].

2.2. Жизнь ученого в Австралии

В июне 1883 года путешественник прибыл в Сидней. Почти три года он: провел в Австралии, и это были весьма нелегкие годы. Коттедж в парке Выставки, где он жил в свой последний приезд, сгорел. В пламени погибла часть многолетних работ Миклухо-Маклая и экспонаты. Путешественник перебрался в домик при Морской станции на берегу Ватсон-Бей. Там он жил одиноко, испытывая нужду[9].

В феврале 1884 года русский путешественник и ученый Николай Миклухо-Маклай женился на молодой вдове Маргарите Робертсон, дочери сэра Робертсона, бывшего премьер-министра Нового Южного Уэлса.

Миклухо-Маклай напряженно следил за событиями в мире. Он писал князю Бисмарку о том, чтобы "вообще все белые взяли на себя защиту прав темнокожих туземцев островов Тихого океана от бессовестной, несправедливой и зверской эксплуатации (похищение людей, рабство и т. п.)"[10].

В 1886 году Миклухо-Маклай снова отправился в Сидней. Он ехал туда за семьей, коллекциями, материалами. По пути он побывал в Аделаиде, описал железную дорогу Аделаида - Мельбурн, разузнал все, что касалось замечательного опыта австралийца Джемса Брауна по насаждению эвкалиптов в бесплодных пустынях.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.


Заключение

Путешествия Миклухо-Маклая в свое время привлекли внимание лучших людей России и Западной Европы. Они действительно были необыкновенны. Он являлся один, безоружный, в па­пуасские деревни северо-восточной Новой Гвинеи, где до него не было ни одного европейца. Маклай не имел никаких сведений о языке папуасов и ничего не знал об их культуре и быте. Однако это не помешало ему завоевать громадный авторитет, общую любовь и уважение туземцев. Прозвище «Маклай-друг» сопровождало его по всему берегу залива Астролябии, а впоследствии и в других местах, в которых ему случалось прожить сколько-нибудь продолжительное время.

Около 15 лет провел Миклухо-Маклай вдали от родины, выполнив обширный план антрополого-этнографических исследований на Новой Гвинее, островах Меланезии, Микронезии, Индонезии, на полуострове Малакка. Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справедливость своих суждений огромным фактическим материалом, собранным им за время многолетних путешествий по Океании. Его труды и поныне служат делу борьбы с колониализмом, с человеконенавистническими теориями и практикой современных расистов.

Во время путешествий (о-ва Малайского архипелага, полуостров Малакка, острова Океании, Австралия) Миклухо-Маклай провёл также ценные географические наблюдения (описания рельефа, измерение глубин моря, метеорологические наблюдения), многие из которых не утратили значения доныне.

Он вплотную подошел к истокам происхождения человеческого рода. В 1886 году Миклухо-Маклай снова отправился в Сидней. Он ехал туда за семьей, коллекциями, материалами. По пути он побывал в Аделаиде, описал железную дорогу Аделаида Мельбурн, разузнал все, что касалось замечательного опыта австралийца Джемса Брауна по насаждению эвкалиптов в бесплодных пустынях. В Сиднее он разбирает свои бумаги... Шестнадцать записных книжек, шесть толстых тетрадей, планы, карты, собственные рисунки, газетные вырезки, журнальные статьи, дневники разных лет. Миклухо-Маклай хотел для начала подготовить два тома: первый о Новой Гвинее, второй о Малакке и островах Океании. В феврале 1886 года Миклухо-Маклай покинул Австралию и в апреле прибыл в Россию. Из Одессы он сразу же направился в Ливадию, где добился приема у Александра III. Он предложил царю основать русское поселение на Берегу Маклая. Александр III поручил новогвинейское дело специальной комиссии; комиссия отвергла проект Миклухо-Маклая, и царь вынес вердикт: Считать это дело конченным. Миклухо-Маклаю отказать. Последние месяцы 1886 года были заполнены работой над дневниками новогвинейских путешествий. Миклухо-Маклай продолжал ее урывками и в 1887 году. К началу 1888 года путевые дневники всех шести путешествий на Новую Гвинею были, в общем, готовы. Он приступил к работе над вторым томом, но слег окончательно. Больному не разрешали работать, отняли даже карандаш и тетради. Тогда Николай Николаевич стал диктовать свою автобиографию. Радость его была безмерна, когда он получил только что отпечатанную свою книжку Отрывки из дневника 1879 года. Последние дни жизни Миклухо-Маклай провел в клинике Виллие при Военно-медицинской академии. Главное свое богатство мозг он завещал русской науке, ей же свои бумаги, коллекции, все написанное и напечатанное им. Миклухо-Маклай умер на больничной постели в 9 часов 30 минут пополудни в субботу 2 апреля 1888 года. Хоронили его на Волковом кладбище. На незаметной могиле великого сына русской земли поставили деревянный крест с короткой надписью. Профессор Модестов сказал на свежей могиле, что отечество хоронит человека, который прославил Россию в далеких углах необъятного мира, и что этот человек был одним из самых редких людей, когда-либо появлявшихся на нашей старой земле. Вклад Миклухо-Маклая в антропологию и этнографию был огромным. В своих путешествиях он собрал множество данных о народах Индонезии и Малайи, Филиппин, Австралии, Меланезии, Микронезии и западной Полинезии. Как антрополог Миклухо-Маклай проявил себя борцом против всех теорий, постулирующих расовое неравенство, против концепций низших и высших рас.

Н.Н. Миклухо-Маклай стремился доказать единство человеческого рода, физическую и психическую равноценность всех рас и народов, обосновать идею о том, что все различия между народами вызваны природными и социальными условиями их жизни. Исследование материальной и духовной культуры, психологии и социальных отношений папуасов Новой Гвинеи и народов Океании позволили ученому обоснованно отрицать сущность расистских теорий. И хотя в трудах ученого не исследуются собственно теоретические проблемы этнологии, они тем не менее содержат богатые наблюдения и материалы для таких обобщений.


Литература

1. Алексеева Т.И., Ефимова С.Г. Музей антропологии МГУ в начале второго столетия своей деятельности // Альманах - 1998.

2. Анучин Д.Н. Беглый взгляд на прошлое антропологии и на ее задачи в России // Русский антропологический журнал, 1900. №1. С. 25-42.