Смекни!
smekni.com

«Экономико-географическая характеристика Турции» (стр. 7 из 8)

Большой эмоциональный эффект имеют обрядовые богослужения, совершаемые по пятницам и праздникам в мечетях, где играет роль не только психический настрой масс, но и архитектура храма, и непонятный, а оттого таинственный язык Корана.

Мусульманин должен регулярно, пять раз в сутки совершать молитву - намаз: на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца и в начале ночи. У мусульман в час молитвы раздается пение муэдзина. Выйдя на балкончик минарета, муэдзин читает нараспев арабские стихи эзана - призыва к молитве: "Аллах велик! Иного бога нет! И возвестил об этом Магомет. Вставайте на молитву, спешите же к спасенью. Намаз полезней сна". Стихи повторяются несколько раз и заканчиваются словами: "Нет иного божества, кроме Аллаха".

Перед намазом обязательно омовение. Во дворе большой мечети стоит ша-дырван - шатровое сооружение, к которому подведена вода. "Когда встаете на молитву, мойте лица, обмывайте руки до локтей и ноги до щиколоток, обтирайте голову",- сказано в Коране. Ислам ратует за чистоту. "Чистота - половина веры",- эти слова приписывают Мухаммеду. Омовение необходимо не только после физического загрязнения. Оно требуется и после прикосновения к гяуру - "неверному", после пребывания в стране неверных.

Намаз предписывается совершать на особом молитвенном коврике. Носить с собой такой коврик обременительно, и около мечетей можно видеть мальчишек, продающих большие листы оберточной бумаги - коврики "одноразового пользования". В настоящее время в Турции, особенно в крупных городах, мало кто обращает внимание на призывы к молитве. Ритм городов внес свои исправления в распорядок намаза. Число их обычно сокращают до двух - утреннего и вечернего.

Раньше считалось, что каждый совершеннолетний мусульманин, если он здоров и обеспечен материально, обязан совершить хадж - паломничество в Мекку. Хадж совершают во время двенадцатого месяца мусульманского календаря - зильхидже. В Турции выделялись деньги для совершения паломничества. После реформ Кемаля, отделивших ислам от государства, выдача средств на эти цели была запрещена, но в 1948 г. этот запрет был снят. Тем не менее не все турки одобряют такой расход государственных денег.

Раз в год Мусульманин должен поститься. Мусульманский пост своеобразен: целый день нельзя ни есть, ни пить, ни курить. Требуется воздержаться от всего, что может доставить удовольствие. В темное время суток пост прерывается: снова можно есть, пить, курить, пока не рассветет. Сам пост по-турецки называется оруч, от согдийского слова "руч" (день), но иногда его называют рамазаном (рамадан). Вечером об окончании дневного воздержания оповещают по радио и телевидению: вечерний эзан транслируется по всем каналам. Иногда, по старой традиции, в провинциальных городках об этом возвещает выстрел пушки. Начинается вечернее разговение - ифтар. Все, кто постится, заняты в это время едой. Улицы пустеют. Общий стол устраивают группы родственников, соседей, знакомых. В городах вечера рамазана чем-то похожи на новогоднюю ночь. С наступлением темноты вспыхивает иллюминация. Она тянется между минаретами над куполами мечетей, образует световые надписи. Последние дни рамазана посвящены генеральной уборке в жилых домах, учреждениях, общественных зданиях. Всюду идет стирка белья, моют полы, красят стены домов, убирают мусор с улиц и площадей. Собственно, это уже начинается подготовка к трехдневному празднику разговения, которым завершается месячный пост. Все дни религиозного праздника признаны государством нерабочими. Характерная черта праздника - обмен подарками, покупка обновок и поедание всевозможных сладостей: конфет, засахаренных фруктов, сладких пирожков, пекмезома (виноградный сок, вываренный до густоты меда).

По-турецки праздник разговения зовется шекер-байрам (сахарный, т.е. сладкий праздник). В дни шекер-байрама идет обмен поздравлениями и визитами. Домашняя прислуга, лифтеры, официанты рано утром поздравляют своих хозяев, подчиненные наносят визиты своим начальникам и обязательно дарят подарки. В последний день праздника семьями посещают кладбище, возлагают венки и раздают милостыню нищим.

А через два месяца и десять дней после начала рамазана наступает главный праздник мусульман - курбан-байрам (праздник жертвоприношения). Он длится четыре дня. Все эти дни также нерабочие. Накануне курбан-байрама города заполняют стада овец. Рога их покрыты позолотой и обвиты лентами. Шкуры размалеваны красками. Их продают в специально отведенных местах. Дюжие хамалы-носильщики, взвалив на спину баранов, тащат их через весь город к покупателю. Во время курбан-байрама по всей стране забивают около полумиллиона животных. В первый день праздника блестят острозаточенные ножи. Часть мяса полагается раздать беднякам или устроить обильное угощение для соседей и знакомых.

Как и другие мировые религии, ислам распался на несколько течений и около семидесяти сект при четвертом преемнике Мухаммеда - халифе Али, избрание которого не было единогласным. Против него выступил влиятельный наместник Сирии Муавия. Группировка Али потерпела поражение. Его последователи, получившие название "шиа" (сторонники), основали новое направление ислама - шиизм. Остальные мусульмане стали именоваться суннитами от слова "сунна", которым обозначают священные предания о Мухаммеде.

Основополагающие принципы исламских догматов и культа в суннизме, шиизме и многочисленных сектах почти не подверглись изменениям. Различия коснулись второстепенных положений, выразились в нюансах их толкования, а главное , были добавлены новые элементы в догматику и культовую практику. Кроме общемусульманских, у шиитов есть свои праздники (например, дань, когда, согласно одному ахбару, Мухаммед признал Али своим преемником), свои памятные даты (дни траура по Али и его сыну Хюсейну), свои места паломничества.

В Турции подавляющее большинство мусульман составляют сунниты, шиизм исповедуют только 5-6 млн. человек, их в Турции называют "алеви", т.е. последователями Али - это отдельные группы турок на востоке страны, часть курдов некоторые племена юрюков и туркмен, еще не слившиеся с основной массой турецкого населения.

В Османской империи ислам играл решающую роль, поддерживая солидарность между различными мусульманскими элементами и определяя этическую и правовую структуру жизни ее подданных. Османское государство управлялось султаном, который стал "халифом", т. е. главой всего исламского мира, после турецкого завоевания Египта в XVI в. При Османах исламские ученые, известные под названием "улема", были обязаны соблюдать и распространять мусульманскую веру Они обеспечивали следование религиозным догмам, проводя в жизнь "шариат" - свод религиозных, бытовых правил и юридических норм, основанных на Коране. Они обучали религиозным дисциплинам, управляли мечетями и школами и контролировали суды. Исламское образование давалось в низших школах (мектебы) при мечетях, в медресе (духовное училище) и в высших институтах теологии.

Главный вклад в ислам турки сделали в области суфизма, мистико-аскетического направления в исламе. Каждый суфийский "тарикат" (секта, или дервишский орден) пытался найти путь к мистическому единению человека с Богом.

На ритуал этих их сект оказала влияние такая доисламская шаманская практика, как танцы и музыка, вызывавшие мощные вспышки экстаза у участников мистических церемоний айин. Ортодоксальные мусульмане такие обряды считали проявлениями ереси.

В османское время у суфийских сект были текке, или обители, соответствовавшие христианским монастырям. Каждый дервишский орден возглавлялся шейхом, религиозным наставником. Те, кто поступал в дервишские ордены, назывались мюридами и прикреплялись к полноправным дервишам.

Члены ордена были обязаны жить в набожности и бедности, воздерживаясь от материальных благ и существуя на зекат, милостыню, во время своих поисков достижения спасения. Главным центром поклонения была тюрбе - усыпальница основателя ордена, который считался эвлия - святым.

Два важных суфийских ордена, которые появились на раннем этапе турецкой истории и до сих пор пользуются популярностью, - Мевлеви и Бекташи.

Орден крутящихся дервишей Мевлеви представляет собой мистическую группу, члены которой являются последователями великого персоязычного поэта Мевляны, или Джалаледдина Руми (1207- 73). Орден базировался в Центральной Турции, в городе Конья, в котором и погребен его основатель.

Последователи Мевлеви ежегодно в декабре проводят фестиваль, посвященный памяти основателя ордена, и это одно из главных туристических зрелищ. Во время религиозной церемонии крутящиеся дервиши одеты в развевающиеся белые платья и конические шляпы. Они вертятся под ровный ритм барабанов и звуки мистической музыки, представляя смерть и окончательное соединение Мевляны с Аллахом.

Орден Мевлеви находит последователей среди городской интеллигенции и представителей правящих классов в отличие от сельского населения, которое предпочитает членство в других сектах.

Члены ордена Бекташи были последователями мусульманского мистика Хаджи Бекташи Вели (1209-71). Орден базировался в Центральной Турции, в вилайете Кыршехир, в городе Хаджибекташ, в котором похоронен его основатель. После того как тарикат объявил Али полноправным наследником Мухаммеда в качестве халифа, движение стало пользоваться большой Популярностью у турецких шиитов, или влавитов, считавших Хаджи Бекташи Вели одним из своих великих лидеров. Орден Векташи воспринял много немусульманских обрядов, включая крещение. Их дервиши были ответственны за обращение Христианского населения деревень Анатолии и Балкан в исламскую веру. Долгое Время орден был связан с корпусом янычар, элитной частью османской армии, воины которой ранее были христианами. Орден Прекратил существование на территории Турции в 1925 г., когда парламент принял закон о ликвидации дервишских орденов и закрытии дервишских обителей.